Политические партии и выборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мною темы исследования определяется еще и тем, что после прекращения господства КПСС на российской политической сцене стали появляться множество партий и объединений, которые претен-дуют на участие в осуществлении власти.
В работе сосредоточено внимание на исследовании проблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий, и поставлены следующие задачи:
- проследить исторический процесс от возникновения общественных объединений в древнем обществе до возникновения современных полити-ческих партий со своей устоявшейся структурой;

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………...3
2.Структура и место политических партий в политическом процессе.
2.1 Формирование политических партий и их функции……………………….4
2.2 Институционализация политических партий……………………………….8
2.3 Типология политических партий…………………………………………...10
3.Избирательный процесс.
3.1 Сущность и назначение выборов…………………………………………...13
3.2 Избирательная система. Избирательный процесс…………………………15
3.3 Опыт смешанных выборов в российских регионах……………………….18
4.Политические партии и выборы на современном этапе.
4.1 Коалиционная политика российских партий………………………………22
4.2 Электоральные предпочтения жителей Тульской области……………….25
5.Заключение………………………………………………………………………..28

Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Политические партии и выборы.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

       В Российской Федерации при выборе  депутатов в Государственную Ду-му действует смешанная избирательная система. В Государственную Думу из-бирается  450  депутатов. Половина депутатов Государственной Думы  (225 де-путатов) избирается в соответствии с мажоритарной системой по одномандат-ным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на осно-ве единой нормы представительства. Единая норма представительства избира-телей на  одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории РФ, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Вторая половина (225) в соответ-ствии с пропорциональной системой избираются по федеральному избиратель-ному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями, избирательными объединения-ми, избирательными блоками. В РФ законом о выборах депутатов Государст-венной Думы установлен порог для прохождения партий или избирательных объединений в ее состав 5% от принявших участие в голосовании избирателей. Федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5% голосов избира-телей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному округу не допускаются.

        Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандида-та, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим – за полити-ческую партию, объединение.

         Для проведения выборов вся территория страны или в зависимо­сти от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) - области, провинции, районы - разбиваются на избирательные округа. Для проведения ме­стных выборов создаются небольшие округа на базе городского рай­она, по-селка, деревни, то для проведения выборов областного, ре­гионального или фе-дерального уровня несколько таких округов объе­диняются в один большой.

        Под избирательной кампанией в формальном значении этого по­нятия понимается установленный законом период, в течение кото­рого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за про-ведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. В таких случаях говорят об "избирательной кампании" той или иной партии, того или иного кандидата и т.д.

        В зависимости от сложившихся в каждой стра­не традиций главой государства или правительства или же парламен­том назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избиратель-ной кампа­нии создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический ор­ганизатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощ-ник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опро-сам общественного мнения, генераль­ный консультант, консультанты по средс-твам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекра­щается за сутки до открытия избирательных участков.

       Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается опреде-ленным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определен-ные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, что-бы избранное лицо могло реализо­вать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преемст­венность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

 

3.3Опыт смешанных выборов в Российских регионах

   

       В электоральном цикле в 2003 году в избирательной системе России прои-зошли большие перемены. Они связаны не только с новым законодательством о политических партиях, резко сужающем число партийных игроков на феде-ральных выборах, но и с принятием закона «Об основных гарантиях избира-тельных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который пре-дусматривает обязательное участие партийных списков в выборах законода-тельных органов власти  субъектов РФ. 

           С 14 июля 2003 г. новые электоральные правила вошли в силу во всех субъектах РФ, на территории которых зарегистрированы региональные отде-ления не менее чем трех партий. Учитывая практически повсеместное присут-ствие КПРФ, «Единой России» и ЛДПР, это означает, что вне сферы их дейст-вия останутся максимум два-три региона.

            Данная система уже применялась в Красноярсом крае, в Свердловской, Калининградской, Саратовской и Псковской областях, в республиках Марий Эл и Тыва, а также в Корякском и Усть-Ордынском Бурятском АО. Во всех пере-численных регионах, кроме Корякского АО, при выборах по партийным спис-кам действовал пятипроцентный барьер.

          Несмотря на все различия между регионами, при проведении там выборов  по смешанной системе действуют несколько общих закономерностей. Важ-нейшая из таких закономерностей заключается в том, что региональные выбо-ры, даже по партийным спискам, носят жестко персонифицированный харак-тер. Об этом успехи ряда чисто региональных конструкций, и невысокие ре-зультаты местных отделений федеральных партий, например, в Красноярском  крае, где на выборах 2001г. три первые позиции заняли мастные блоки («Наши!», «За Лебедя», блок А.Быкова).

             Зачастую в местных выборах участвуют партии, по названию связанные с той или иной федеральной, но на деле эта связь – не более чем пиар-ход, приз-ванный продемонстрировать близость к верховной власти и «поддержку Моск-вы» (псковское «Единство», объединение «В поддержку Президента России» а Калининграде и т.д.).

           Избиратели четко различают общероссийские выборы, которые у них не-редко ассоциируются с голосованием за некие условные парадигмы ( «левую», «демократическую», «патриотическую» ), и местные. В ходе последних граж-дане ориентируются на локальные проблемы, на способность партии (блока) эти проблемы решать и на авторитет ее лидера в регионе. Так, в Свердловской области – при всех сменах предвыборных брендов – на списочных выборах в Облдуму основная борьба велась между блоками губернатора Росселя («Преображение Урала» - «Единство Урала» - «За родной Урал») и мэра Екате-ринбурга  Чернецкого  ( сначала НДНГ, а потом «Единство» и «Отечест-во»). Конкуренцию им составляли местные бизнесмены. Вообще для региональных выборов характерны манипуляции с названиями.

           Введение смешанных выборов, несомненно, будет способствовать раз-витию   конкурентности в региональной политической среде. Региональный политический    парламент станет более независимым от губернатора и менее управляемым органом. При смешанной системе политическая оппозиция неизбежно получит депутатские места, а значит – трибуну для озвучивания своих идей и определенную степень защищенности от произвола со стороны губернатора. Очевидно, что смешанные выборы скажутся и на качестве работы местных представительных органов.

            К чему может привести обязательное списочное голосование при отсут-ствии в регионе значимого числа политических структур, понятно на примере выборов 1996г. в Усть-Ордынском АО и в Калининградской области, где состязались четыре и пять списков, соответственно. Если бы на этих выборах разыгрывалась половина мест, то мандаты получили бы все партии, даже заведомые аутсайдеры.

               Включение в региональный политический процесс пропорциональных выборов и незначительная в целом федеральная регламентация данной проце-дуры позволяют разнообразить избирательную практику и проводить электо-ральные эксперименты. До сих пор в регионах применялись только «закрытые» списки, при которых избиратель вправе голосовать лишь «за» или «против» списка в целом, будучи лишен возможности выражать свое отношение к рас-положению кандидатов внутри него. Число используемых в РФ типов избира-тельных систем и моделей голосований пока очень ограничено и расширение их спектра способствовало бы обогащению политического инструментария, по-вышению его эффективности.

           По новому закону для проведения в регионах смешанных выборов доста-точно наличия всего трех зарегистрированных отделений федеральных партий.  

           Неплохую базу для перехода к выборам по спискам имеют регионы, где существуют устойчивые группы местной элиты, осознающие свои интересы и  обладающие постоянными лидерами. Так, на выборах Законодательного собра-ния Сантк-Петербурга 1998г. большую роль для избирателей  играла принад-лежность кандидата к «Блоку Юрия Болдырева», к «Яблоку» или к КПРФ.

           В целом есть основания утверждать, что новый электоральный цикл бу-дет ознаменован общим усилием роли и влияния региональных представитель-ных органов.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политические партии и выборы на современном этапе.

 

4.1 Коалиционная политика российских партий.

 

           Образование партийных коалиций – один из важнейших механизмов со-ласования интересов различных политических сил в демократическом общест-ве.

           Партийные коалиции в России начали создаваться после выборов 1993 г.  Две левые партии – Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) и Аграрная партия России (АПР) – создали в Думе коалицию, и одна правая – Выбор России (ВР) – и центристская – Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – организовали неформальную коалицию. Так как российские партии не участвуют в формировании правительства, создание коалиций не предпола-гало создания думского большинства. Основная цель – координация поддерж-ки/неподдержки законодательных инициатив правительства.

            Выборы 1995 года привели к успеху левых партий. Коммунисты помог-ли двум депутатским объединениям – Народовластию и Аграрно-промышлен-ной депутатской группе – организационно оформиться в полнорценные депу-татские объединения, делегировав им из своих рядов недостающее число депутатов. Эта коалиция левых партий фактически обладала большинством в Думе 1995-1999 годов.

           Государственная дума созыва 1999 года характеризовалась всплеском коалиционной активности партий. Перед выборами было создано несколько предвыборных коалиций. Более десятка миноритарных правых партий объеди-ились в коалицию Союз правых сил (СПС),который набрал 8,52% голосов. Оппозиционные правительству центристские партии перед парламентскими выборами организовали коалицию Отечество – Вся Россия (ОВР), в которую вошли Отечество и Вся Россия. В парламенте были созданы коалиция левых партий (КПРФ и АПР), коалиция правых сил (СПС и Яблоко) и коалиция цент-ристских партий, поначалу Единство и Народный депутат (НД), потом к ним присоединились ОВР и РР. В конечном итоге была организована единая цент-ристская партия на основе Единства, ОВР и РР.

            Как видно, партийные коалиции заключаются в основном внутри пар-тийных семей. Неучастие партий в формировании правительства приводит к тому, что они лишаются стимулов к межпартийной кооперации, и все взаимо-действия происходят между сходными по идеологии организациями. Стимулом к созданию  коалиций являлось укрепление позиций партий и их партийных семей в парламенте. Причем в российских партийных семьях идет довольно напряженная борьба за выживание (это видно из нижеследующих таблиц).           

Основные левые силы России в 1993-1999 годах,%

Партии и избирательные объединения

1993

1995

1999

КПРФ

АПР

КТР-СС

Власть – народу!

Партия самоуправления трудя-щихся

Партия пенсионеров

Союз труда             

Всего

12,40

7,99

-

-

-

 

-

-

20,39

22,30

3,78

4,53

1,61

3,98

 

-

1,55

37,75

24,29

-

2,22

-

-

 

1,95

-

28,46

Информация о работе Политические партии и выборы