Научно-техническая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:16, реферат

Описание

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления .

Содержание

Введение

Особенности научно-технической политики НЕОБХОДИМОСТЬ

Направления совершенствования инновационной политики развитых стран

3.1 В законодательной сфере, в области финансирования инноваций и НИОКР
3.2 В сфере государственной безопасности и поддержки
3.3 В области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

     Создание  социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт.

     При всем многообразии форм и приемов  стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Характерным свойством инновационной политики является широта воздействия, которое нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат.

     Национальные  ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.

     Американская  модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50% [5].

     Японская  модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

     С усилением международных интеграционных процессов и выработкой согласованной  экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне государств-членов сообщества. Выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льготное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения нововведений в областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной политики, проводимой в странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного бизнеса.

     В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.

     Во  Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов. В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева».

     Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

     На  сегодняшний день в Японии, государственные  расходы на НИОКР увеличились  до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные  исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

     МВТП  Японии не только определяет стратегию  общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет  в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие инновационной деятельности, таких как льготное кредитование и страхование, частичное освобождение от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы: целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

     Японская  модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

     Стратегия технополисов - это стратегия прорыва  в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

     Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется  индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

     Германия, Англия, Франция - эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 % [7]. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.

     На  основании материалов предыдущих разделов работы можно выделить следующие особенности инновационной политики развитых стран мира, однако учитывая определенную специализацию стран в каждом направлении (табл. 3): 

 

      Табл. 3 Особенности инновационной политики развитых стран мира.

Направление инновационной политики Специфика Страны
1 2 3
Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций Япония, Норвегия.
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция,

Великобритания.

Дания, Норвегия,

Швеция.

  Развитие фундаментальных  исследований Великобритания, Швеция.
Стимулирование  инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны Стимулирование  сближения университетов и корпораций США, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку  и инновационную сферу и привлечение  национального частного капитала Израиль, Финляндия,

США.

Стимулирование  инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу Великобритания, Ирландия, Корея, Малазия.
  Стимулирование  инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония. Новая Зеландия.
Интеграция  в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль, Нидерланды. Китай
Технологическая специализация Корея, Малайзия.
Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия.
Стимулирование  инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия

 

Направления совершенствования  инновационной политики развитых стран

 

     Каждая развитая страна мира сталкивается со своими препятствиями на пути успешного внедрения инновационной деятельности (табл. 4). 

     Табл. 4. Основные причины, препятствующие внедрению технологий

Причины Страны Япония США Германия Италия Франция Канада
Финансирование     x x    
Законы и политика X x x   х x
Общественное мнение X x x x х x
Инфраструктура         х  
Соображения секретности   x       x
Забота об экологии и сохранении ресурсов            
Инвестиции в НИОКР X   x x    
Уровень образования   x       x
 

     Вышеуказанные проблемы и формируют следующие направления совершенствования инновационной политики развитых стран мира: в законодательной сфере, в области финансирования инноваций и НИОКР, в сфере государственной безопасности и поддержки, в области подготовки научных кадров, в процессе интеграции стран в рамках инновационного сотрудничества.

     В законодательной  сфере:

Информация о работе Научно-техническая политика