Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:20, реферат

Описание

Данная работа, «Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство», актуальна для рассмотрения с теоретической стороны для разъяснения понятий демократического, светского, правового и социального государства и рассмотрения практического воплощения указанных понятий в нашей республике.
Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя в Конституции демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

Содержание

Введение
1 Образование Республики Казахстан как суверенного и независимого государства, признаки суверенитета
2 Республика Казахстан – демократическое государство
3 Республика Казахстан - светское государство
4 Республика Казахстан – правовое государство
5 Республика Казахстан - социальное государство
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Думан реферат Основы право.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

      Новый парламент проработал менее года. В марте 1995 года в политической жизни Казахстана разразился новый политический кризис.

      С марта по декабрь 1995 года в Казахстане отсутствовала законно избранная  законодательная власть. В стране был установлен режим личной власти Президента.

      В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового парламента, Н.Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана. На сегодняшний день действует Конституция принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.

      Правовая  система страны получила дальнейшее поступательное развитие в соответствии с Конституцией, которая превратилась в надежную правовую гарантию стабильности политического и общественного строя.

      В различных публикациях можно  встретить утверждение о том, что единой государственной идеологии  быть не должно, это будет возвратом  в советское прошлое. Представляется, что данное утверждение требует  уточнения.

      Признание в статье 5 Конституции идеологического и политического многообразия предполагает свободу выбора и исповедования гражданами тех или иных ценностей, но в то же время не препятствует их добровольному объединению на основе общности взглядов и идей. А польза от этого увеличивается многократно, если они составляют большинство в стране, которое может, в том числе через своих представителей в органах государственной власти, влиять на решение животрепещущих проблем. Полагаю, мы можем с определенной долей условности говорить о необходимости государственной идеологии или национальной идеи, которая отражает интересы подавляющего большинства граждан. А центральным звеном, аккумулирующим в себе все составляющие национальной идеи, идеологии и прочие, является Конституция республики, в поддержку которой 13 лет назад высказались свыше семи миллионов граждан (или 89,14 процента). Ведь именно она определяет основные направления движения общества и государства, позволяющие ответить на вопросы: «Куда мы идем? Какова наша конечная цель? И как мы можем ее достигнуть?» Думаю, в ответе на данный вопрос сосредоточены чаяния большинства населения страны. Роль Конституции в их реализации трудно переоценить.

      Во-первых, Основной закон определяет принципы, на которых строится нация. С учетом общепризнанных человеческих ценностей и требований основополагающих международных документов Конституция предусмотрела такие фундаментальные начала, как высшая ценность человеческой личности, равноправие людей, запрет на дискриминацию кого-либо по любым мотивам, неприкосновенность собственности, плюрализм мнений, неотчуждаемость естественных прав и свобод человека, суверенитет народа и другие.

      В правовом государстве эти постулаты  обращены в первую очередь к государственным  органам. Господство права, верховенство Конституции, власть закона, причем эффективного закона, — это на сегодняшний день первостепенный вопрос успешного развития Казахстана и его достойного позиционирования в современном глобальном мире.

      Во-вторых, в Конституции четко прописаны  цели, к которым движется нация. В пункте 1 статьи 1 действующей Конституции закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает безусловное намерение Казахстана развиваться как государство, которое берет на себя обязательство эволюционировать в указанных направлениях адекватно его возможностям и указывает на непрерывность этого процесса. Сегодня очевидно, что некоторые цели уже достигнуты, например, страна однозначно стоит на позициях светского государства. Религия в Казахстане отделена от государства, несмотря на то что в регулировании общественных отношений религиозные принципы и нормы, наряду с национальным законодательством, моралью и обычаями, выполняют важную роль.

      В нашей стране в мире и согласии живут и трудятся представители  свыше ста тридцати народностей, действуют более сорока конфессий. Как отмечает Президент республики, «именно толерантность стала  решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем».

      Религия (независимо от различий между конфессиями), являясь системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, должна стать  сохраняющим единство нации фактором, сберегать общее культурное наследие. Если еще в XIX веке единство нации неразрывно связывалось с единством религии (в России — православие, в Италии — католицизм), то сегодня в Казахстане поликонфессиональность, наоборот, способствует сплочению общества.

      В-третьих, Конституция определяет способы  достижения высоких целей. На них прямо указывают закрепленные в пункте 2 статьи 1 Конституции основополагающие принципы деятельности республики, в соответствии с которыми строится и осуществляется государственная политика и формируются магистральные направления функционирования суверенного Казахстана: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. 

      2 Республика Казахстан  – демократическое  государство 

        Демократическим государством называется  такое государство, устройство  и деятельность которого соответствуют  воле народа, общепризнанным правам  и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

      Недостаточно  только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства ), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.

      Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

      Важнейшими  признаками демократического государства  являются реальная представительная демократия, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

      Представительная  демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

      В Казахстане представительная демократия обеспечивается выборностью Президента Республики, конституционно обусловленным  формированием Парламента, а также законодательных и представительных учреждений и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Республику Казахстан.

      Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

      Демократический политический режим характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих  ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

      Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

      Государство Казахстан образовалось на исконной казахской земле. Следовательно казахи, как издревле существовавший на этой территории этнос естественно и закономерно дали свое историческое название государству. Так же объяснимо признание казахского языка государственным. Русский язык официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления.

      Согласно  Конституции Республики Казахстан  всем предоставлены равные права, создана  юридическая основа для совместного, мирного проживания людей разных национальностей. Поэтому Республика Казахстан – это государство всего народа. Это положение закрепляется записанными в Конституции принципами деятельности государства, его органов.

      Во-первых, государство, его органы в своей  деятельности постоянно должны стремиться к обеспечению общественного согласия и политической стабильности. Общественное согласие является залогом стабильности общества, уверенности всех и каждого в том, что можно спокойно учиться, трудиться и жить.

      Во-вторых, государство должно свою внутреннюю и внешнюю политику проводить таким образом, чтобы обеспечить экономическое развитие общества, причем такое развитие должно быть направлено на удовлетворение материальных потребностей всего народа Казахстана.

      В-третьих, государственные органы должны решать все наиболее важные вопросы государственной жизни демократическими методами. Это означает, в частности, что такой важный вопрос, как изменение Конституции, народ может решать на референдумах. Порядок проведения референдума предусматривается специальным законом.

      Республика Казахстан ставит перед собой цель – построение демократического государства. Главным условием его построения является объединение всех граждан на равноправной основе, независимо от национальности. Исходя из этой интернациональной идеи, в Конституции употреблено понятие «народ». Согласно Конституции единственным источником власти является народ.

      Например, в соответствии с Конституцией и  Указом Президента о выборах в  Республике Казахстан граждане, политические партии, др. общественные объединения  свободно могут выдвигать кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики. Они могут всесторонне обсуждать их, проводить агитацию «за» и «против». Граждане сами, по своему усмотрению, могут поддержать ту или иную политическую партию или не поддерживать никакую, поддерживать выдвигаемых ими кандидатов в депутаты или не поддерживать. Это позволяет выяснить мнение всего народа. Граждане сами, без принуждения, добровольно могут решать, за кого отдавать свой голос во время выбора депутатов в Мажилис.

      Проявлением демократии является так же запрещение незаконного вмешательства государственных органов в дела общественных объединений граждан. Общественные объединения создаются гражданами для удовлетворения культурных, языковых, религиозных и др. потребностей. Разумеется, общественные объединения должны соблюдать Конституцию и законы. Они не должны разжигать социальную, национальную, религиозную рознь. Их работа не должна быть направлена на подрыв безопасности государства, на насильственное изменение конституционного строя, на нарушение территориальной целостности Казахстана.

Информация о работе Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство