Информационный взрыв и информационный кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:28, доклад

Описание

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой.
А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Работа состоит из  1 файл

инф.кризис и взрыв.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим простейший пример - рекламное воздействие на массовое сознание. Здесь мы сталкиваемся с так называемым "25-ым кадром", когда влиянию самой тематикой рекламных роликов подвергается подсознание человека. Одна из задач торговой сферы - сбыт продукции. Одна из важных задач государства - защита собственного населения от недобросовестной или ложной рекламы. Здесь надо приходить к взаимовыгодному решению накопившихся вопросов. Именно сегодня очень мощному внешнему воздействию подвергается и духовная сфера российского общества, или, говоря языком официальных документов, "сфера духовной жизни". Нет ли в ней сегодня проблем? - можно задать такой вопрос и сразу же на него ответить - конечно, есть. И эти проблемы надо решать. Детская беспризорность, наркомания, пьянство, безработица, выталкивающая за ворота предприятий многих, заставляя их менять сферы деятельности, насаждаемые в некоторых СМИ чуждые для жителей России ценностные ориентиры заставляют предположить, что не всё благополучно в нашем общем доме. Одна из задач органов власти и управления - решение названных проблем. Возвращаясь к проблематике статьи, надо отметить следующее. Для того, чтобы научить подавляющее большинство населения грамотной работе с информацией, надо создавать специальные подготовительные центры. Иначе прогрессивно нарастающая лавина разноплановой информации может захлестнуть своими потоками неподготовленных людей. Поэтому и психологическую сферу человека следует готовить к работе в условиях информационных перегрузок постепенно. Одна из особенностей человеческой психики как таковой - медлительность изменений. И это, на самом деле, очень хорошо. Человек, пропуская через свой внутренний мир определённые внешние перемены, успевает к ним адаптироваться. Но всё равно это связано с возникновением разнообразных перегрузок. А то, что такие перегрузки будут увеличиваться и разрастаться, скоро заметят (если ещё не заметили) многие. В связи с этим и в школьные программы, и в курсы подготовки специалистов с высшим образованием сегодня вводятся новые дисциплины.

Одна из проблем многообразия профессий - количество затрачиваемого на подготовку специалиста времени и качество подготовленного специалиста. Вопрос: можно ли научить человека работе на компьютере за несколько занятий? Ответ: да, вполне возможно. Вопрос: будет ли такой специалист разбираться в премудростях структуры персонального компьютера, сможет ли он заниматься, как говорят специалисты, "железом" (начинкой)? Ответ на данный вопрос также лежит на поверхности: нет, не сможет. Поэтому наряду с краткосрочными курсами повышения квалификации должны существовать базовые образовательные системы, в ходе освоения которых люди получат фундаментальную подготовку по широчайшему кругу вопросов. Такие специалисты всегда высоко котируются на профессиональных рынках. Они окажутся тем "золотым фондом" русского народа, который и будет вести Россию в XXI веке. Что касается предотвращения перегрузок по информации, то одна из задач центров, которые можно было бы создать в данной области, должна быть адаптация и обучение людей поиску объективной, достоверной и своевременной информации.

Если частично рассмотреть зарубежный опыт, то очень любопытные примеры дает нам Япония. Безусловно, это очень информатизированная и компьютеризированная страна.

На некоторых предприятиях там сталкиваются с проблемой информационных перегрузок. Симптомы тесно связаны с общей стрессовой усталостью. Называют сами японцы данное заболевание "кароши". Последствия его достаточно трагичны, вплоть до смертельных исходов. Как свидетельствуют сухие цифры статистической отчётности, в середине девяностых годов от таких перегрузок на японских предприятиях и в учреждениях ежегодно погибало на рабочих местах до десяти тысяч человек. Данная статистика свидетельствует о серьёзности возникающей проблемы. Ещё не так давно шёл извечный спор между "физиками" и "лириками" о приоритетах образования. Предметом дискуссий была проблема так называемого гуманитарного и технического образования. Сегодня на повестке дня оказывается универсальность образовательных систем и переплетение образовательных программ. А это всё напрямую связано с вопросами получения, обработки и использования информации.

Если русский народ сможет адекватно среагировать на быстро происходящие изменения мирового уровня (в том числе и на так называемую "глобализацию"), сохранив при этом свою душу и самобытность, значит, уже в скором времени все почувствуют и увидят позитивные тенденции. Но для этого нужно много и кропотливо работать, налаживать системы поиска и отбора талантливой молодёжи, допуска их к ресурсным базам, обучения и использования на передовых рубежах для защиты национальных интересов нашего народа. Завершая данную статью, хотелось бы выделить следующее.

Для решения многочисленных проблем, поднятых в материале, предстоит очень много трудиться, не покладая рук. Задача общественности, средств массовой информации - поднимать вопросы, если они существуют, предлагать свои варианты решения накопившихся проблем, а задача властных структур - находить мостки для реализации на практике принимаемых решений, чтобы они работали на благо личности, общества и государства, защищая жизненно-важные интересы современного общества.

 

2. Информационный кризис: голод при изобилии

 

Итак, знание - сила. Тогда информация, питающая знание, - источник этой силы? Помноженные на труд, упорство и вдохновение, знания могут творить чудеса! Именно так и было на протяжении многих тысячелетий. Информация облегчала труд человека: знания позволяли ему придумывать различные приспособления, рычаги, двигатели, использующие силу пара, падающей воды, ветра и, наконец, силу атома. Всем, что имеет человек сейчас, он обязан своему умению воспринимать и обрабатывать информацию. Вся история становления и развития человека сопровождалась совершенствованием этого умения и ростом объема информации, накопленной обществом.

Первым весьма эффективным способом хранения и распространения информации стала книга. Конечно же, письменность существовала задолго до книгопечатания, однако после его распространения количество книг, уже не рукописных, а печатных, неизмеримо возросло.

Количественный рост носителей информации - книг - способствовал скорейшему распространению информации. Человеку стало гораздо легче добывать ее в нужной ему области знаний. Затем на помощь книгам подоспели другие средства хранения и распространения информации: радио, кино, телевидение, магнитофон - вплоть до запоминающих устройств современных ЭВМ.

Поток информации на самых различных носителях, с которыми приходилось сталкиваться человеку, возрастал все быстрее... И вот случилось то, что, по логике этого процесса, должно было рано или поздно произойти: люди столкнулись с трудностями в переработке этого потока. Информация по-прежнему была необходимой. Благодаря ей человек достиг огромного, фантастического могущества. Но чрезвычайно большие возможности человеческого мозга не беспредельны.

Человеку становится все труднее справляться с резко возросшими информационными нагрузками, которые ему приходится испытывать во всех областях его деятельности. Рост потоков информации так велик, что его часто называют информационным взрывом, употребляя это выражение без кавычек - настолько точно оно отражает действительное положение дел. Примеров более чем достаточно. Приведем лишь некоторые, наиболее впечатляющие.

По данным ЮНЕСКО, в начале XIX в. во всем мире выходило около 100 периодических научных изданий. К 1850 г. количество периодических изданий увеличилось до 1000, к 1900 г. превысило 10000, а теперь, по оценке некоторых специалистов, оно приближается к 100 000. Кроме того, непрерывно увеличивается количество статей в журналах: сейчас ежегодно публикуется около 3 млн. статей. Книг за последние 25 лет выпущено почти столько же, сколько за предшествующие 500 лет.

В настоящее время одно поколение читает научных и технических документов в десять раз больше, чем их прочитали за всю историю цивилизации! Однако не вся информация, накопленная человечеством, содержится в общедоступных печатных изданиях. Более половины ее приходится на долю так называемых непубликуемых источников - отчетов, докладов, меморандумов и т.д. Накоплены огромные объемы информации, которая хранится на магнитных лентах, микрофильмах, формулярах и т.д. Тысячи тонн магнитных лент и микрофильмов, содержащих геофизические, метеорологические, океанографические, медицинские данные, возможно, никогда не будут использованы.

Но, может быть, растущее количество людей, занимающихся обработкой информации, дает нам надежду на улучшение положения в будущем. Вероятно, нет. Население земного шара удваивается примерно каждые 45 лет, число ученых - каждые 15 лет, научно техническая информация - каждые 10...15 лет. Поэтому если бы со временем все население Земли было представлено учеными, то, вероятно, и они не смогли бы усвоить полностью информацию о новых достижениях науки, не говоря уже о ранее накопленном опыте.

Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий «механизм» информационного взрыва. Представим себе, что на каком-то предприятии имеется три подразделения, которые сообщаются между собой при помощи трех информационных каналов.

С вводом нового подразделения количество информационных каналов (связей) на предприятии удваивается новое подразделение должно быть связано с каждым из имеющихся. Предполагая, что между подразделениями предприятия циркулируют примерно равные объемы информации, приходим к выводу, что объем информации возрос в 2 раза.

Дальнейшее увеличение числа подразделений неизменно сопровождается опережающим ростом объемов информации, циркулирующей между ними.  Академиком А.А.Харкевичем было доказано, что информация растет, по крайней мере, вдвое быстрее промышленного потенциала.

Основную опасность таят в себе не потоки информации сами по себе, а их соотношение с возможностями человека по их обработке. И так как информационный взрыв изменил это соотношение не в пользу человека, то наступил информационный кризис.

С одной стороны, по мнению Х. Арнтца, тот, кто желает человечеству счастливого будущего, может только приветствовать дальнейший прогресс, а следовательно, и все более интенсивный рост информации.

С другой стороны, информация становится поистине мучительной ношей. Лавина информации столь сокрушительна, что человек просто капитулирует, не в силах ее переработать Его интерес к информации ослабевает, а та информация, которую ему предлагают, рассматривается им не как жизненно важная помощь, а как дополнительное затруднение.

Хотя дальнейший прогресс человечества немыслим без возрастания объемов информации, тот же рост ее становится и помехой прогрессу! В этом суть информационного кризиса Быстро увеличивающиеся потоки информации все труднее обрабатывать, а следовательно, и использовать. В результате обычным явлением стало дублирование разработок.

Как преодолеть информационный кризис? Чем в результате станет для нас искусство владения информацией добром или злом, источником силы и залогом нашей уверенности в будущем или источником дополнительных и немалых - затруднений?

Теперь самое время задать вопрос: а что такое информация? Что мы знаем о ней? Можно ли сформулировать определение информации? В настоящее время человечество, столкнувшись с первыми проявлениями информационного взрыва, занялось изучением сущности понятия информации и ее свойств. Однако на сегодняшний день мы не можем сказать, что знаем все или почти все об информации Долгое время - тысячелетиями - люди накапливали информацию, вооружались знаниями, не задумываясь, как это происходит. Теперь дальнейшее овладение знаниями невозможно без пристального изучения этого процесса.

Оказалось, что нам нужны не просто знания и не просто информация. Нам необходимы знания о знании и информация об информации. В результате появилось множество научных дисциплин, изучающих различные аспекты понятия информации, все, что так или иначе связано с этим понятием. И первые результаты этого развернутого «наступления на информацию» дают возможность предполагать, что информационный кризис будет преодолен.

 

3. Россия и «информационное общество»

 

В современных работах по проблемам информационного общества зачастую доминируют футуристические построения, основанные на утопическом понимании воздействия технологий на общество. В рубрике “информационное общество”, как правило, оказываются работы, посвященные информационно-технологическим новшествам, в лучшем случае их социально-экономическим последствиям.

Между тем формирование основ нового типа общества лишь до определенной степени определяется технологическими факторами. Гораздо большее воздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальной структуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п. Именно эти фундаментальные изменения должны быть представлены в концепции информационного общества.

Такая постановка вопроса, во-первых, требует для понимания сущности информационного общества разработки системы индикаторов, которые бы отражали переход от постиндустриального типа обществ к информационному; во-вторых, временные рамки “пришествия” информационного общества существенно расширяются. Сегодня мы можем говорить, впрочем как и в 70-ые годы, лишь о некоторых его основаниях и тенденциях становления.

В настоящий период любые рассуждения о построении информационного общества в России необходимо начинать с анализа кризисной ситуации в отечественной информационной сфере, неразрывно связанной с общим спадом деловой активности.

В аудиовизуальном, наиболее развитом и важном с политической точки зрения, секторе происходит снижение доходов от размещения рекламы, соответственно программы развития коммерческих каналов замораживаются. Перспективы развития платного телевидения и сопутствующая специализация каналов вещания отдаляются на неопределенный срок. Замена спутников связи космической группировки и соответствующее развитие спутникового вещания, в том числе и его современных видов требует долгосрочных вложений. У государства средств нет, инвестиции частного сектора и иностранных инвесторов на этот рынок не пойдут в ближайшее время.

Телекоммуникационная инфраструктура, существенно развившаяся за последние несколько лет, и дальше будет прогрессировать, но менее быстрыми темпами. Продажа оставшегося государственного пакета акций компании “Связьинвест”, акционирование предприятий связи, распространяющих телевизионный сигнал - также дело не близкого будущего. Следовательно, действительно крупных инвестиций в эту отрасль в ближайшие годы ожидать не придется.

Информация о работе Информационный взрыв и информационный кризис