Информационный взрыв и информационный кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:28, доклад

Описание

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой.
А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Работа состоит из  1 файл

инф.кризис и взрыв.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра: «Социальных наук и философии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Информационный взрыв и информационный кризис»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

группы Ф-10-3

Симонова В.В.

Проверил: Солянова С.М.

 

 

 

 

 

Иркутск 2010

Введение

 

Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой.

А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.

Ученые утверждают, что в истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

- создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информационный взрыв: становление и развитие

 

1.1 Информация

 

Информация... Такое привычное, как будто бы не содержащее ничего таинственного, понятие. Оно прочно вошло в нашу повседневную жизнь, и мы пользуемся им часто и уверенно, не вдумываясь в его смысл. Да, может быть, и не стоило бы вдумываться, если бы с некоторых пор человечество не почувствовало огромное влияние информационных процессов на всю историю своего развития, влияние, которое все возрастает и возможные последствия которого человечеству крайне важно предвидеть уже в настоящем.

Что же несет человеку воспринимаемая им из внешнего мира информация в наше время? На первый взгляд - комфорт. Информация - это и газетные полосы, и экраны телевизоров, и прогноз погоды, и объявление в аэропорту - ощутимые элементы жизни современного человека, несущие ему неисчислимые удобства и позволяющие сделать вывод о том, что чем больше информации, тем увереннее чувствует себя человек, тем больше его возможности и тем выше степень комфорта, который он ощущает.

Однако, приглядевшись повнимательнее, мы увидим, что информация несет нам не только комфорт, но и подвергает серьезному испытанию наш организм, все больше «переключая» его с физической деятельности, которая так естественна для него, на деятельность умственного, информационного характера, в которой наши мышцы не участвуют. Мы все являемся свидетелями все большей замены физического труда трудом умственным, т.е. трудом, связанным с обработкой информации. Вместе с тем обработка информации требует от нас большого напряжения, и перегрузки информационные не менее страшны для организма, чем перегрузки физические. Если учесть, что профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, осталось уже не так много, а профессий, требующих от человека напряженного умственного труда, становится все больше и, кроме того, тенденция увеличения «информационной нагрузки» на человека сохраняется, то, пожалуй, настало время серьезно задуматься над тем, что же несет человечеству его удивительная способность обрабатывать информацию. Добро или зло? С одной стороны, мы, благодаря ей, пользуемся комфортом даже в безбрежном океане и космосе, а с другой - она становится причиной огромных нервных перегрузок.

Как видим, влияние информации на жизнь нашего современника велико и противоречиво. Чтобы представить, каким будет это влияние в будущем, надо понять, почему оно стало таким, каким мы наблюдаем его сегодня. Желание глубже понять роль информации в жизни человеческого общества, видимо, приведет нас к самым ранним стадиям его развития.

 

1.2 Знание - сила!

 

Приоткроем завесу тысячелетий и попытаемся выяснить, что же позволило человеку успешно бороться с силами природы.

Вспомним: человек, казалось, проигрывал в жизнеспособности многим представителям животного мира. У него не было мощных зубов, волосяного покрова, способного защитить его от холода. В быстроте и силе он не мог сравниться с крупными хищниками. Быстроту, силу и крепость зубов ему заменяло умение обрабатывать информацию на таком высоком уровне, которого мы не можем обнаружить ни у одного представителя животного мира. Благодаря этому умению он мог делать сначала каменные, а затем и металлические орудия, заменявшие ему в борьбе с хищниками когти и зубы. Он умел шить одежду, строить жилища, предохранявшие его от холода в самую суровую стужу.

Однако, по мнению X. Арнтца, президента Международной федерации по документации (Нидерланды), не следует связывать выражение «использование информации» только с человеком, чтобы объяснить различную сущность человека и животного. Мы можем только восхищаться полетом птиц или организацией колоний пчел и муравьев. В каких-то пределах животные также обрабатывают и используют информацию. В этом нет ничего удивительного, так как биологические начала человека принципиально не отличаются от того, что мы наблюдаем в мире животных. Следовательно, когда мы говорим о том, что способность человека обрабатывать информацию является его монополией, мы не должны предполагать, что у животных нет такой способности. Но не позднее, чем с начала человеческой истории, способность человека оценивать информацию достигла уровня, который в животном царстве не наблюдался и в зародыше. Тот уровень обработки информации, которого достиг человек, та степень сложности информационных процессов, которая ему доступна, являются исключительно его достоянием.

Изучив повадки окружавших его животных, древний человек научился побеждать их, противопоставляя физической силе силу своего ума, иными словами способность обрабатывать информацию. Сознательно используя огонь, наши предки получили еще большую независимость от природных условий существования. Уже в то время они смогли в какой-то мере поставить силы природы себе на службу. И хотя физическая сила, выносливость, ловкость имели еще огромное значение для человека, эти качества постепенно оттеснялись на второй план. Умственные способности в борьбе за существование стали играть первостепенную роль. То, что, по выражению Х. Арнтца, раньше давали физическая сила, подвижность, быстрота, теперь гарантирует искусство владения информацией. Располагать информацией - значит обладать силой.

Каждому человеку свойственна неистребимая потребность в информации, не всегда осознанная каждым из нас в отдельности, но органически присущая человеческому обществу в целом. Не только способность воспринимать и обрабатывать информацию, но и ощущение в ней потребности, под час такой же сильной, как и потребность в одежде, пище, являются удивительными, и, пожалуй, самыми характерными качествами, резко выделяющими человека из всех представителей живой природы.

Значение знаний в жизни человека не только не уменьшилось, как можно было ожидать, после окончательного его утверждения в качестве хозяина планеты, а наоборот, еще больше возросло, поскольку положение человека в современном обществе во многом определяется его способностью к обработке информации.

 

1.3 Информационный взрыв

 

Развитие общественных сетей доступа идет высокими темпами, и без всякого преувеличения в настоящее время можно говорить об «информационном взрыве». Сети перестали быть уделом специалистов, в Интернет хлынул поток новых пользователей, зачастую не представляющих принципов работы сети - поток Потребителей. Как и всякое явление, наличие потребителей в сети имеет свои плюсы и минусы. В любом случае наличие потребителей превращает Интернет в общественную сеть, меняет представление о жизни, как уже было неоднократно сказано, строится новое информационное общество - цифровое общество.

В настоящий момент можно смело говорить об информационном взрыве. Что мы понимаем под эти понятием?

Информационный взрыв характеризуется следующими признаками:

- ускоряющимся ростом количества информации;

- убыстряющимся темпом появления новинок и изменений;

- быстрым обесцениванием, устареванием имеющейся информации и знаний;

- интенсивным ростом индустрии информации.

Хозяйство впитывает все больше и больше знаний и информации.

Электронизация хозяйственной деятельности становиться реальностью:

- информация трансформируется в цифровую, становится обрабатываемой на компьютере;

- инструменты и приборы содержат все больше электроники, приобретают свойство интеллекта, в центре всего становится компьютер;

- в любой сфере деятельности становится невозможным обойтись без использования электронных приборов - компьютеров;

- производство, хранение, преобразование, передача информации происходит в универсальных системах совместимых с приборами;

- государственные органы представлены в виртуальном пространстве;

- документооборот становится электронным.

Мобилизация и развитие сетей происходит сверхбыстрыми темпами:

- каждый пользователь становится доступен когда угодно и где угодно даже без провода;

- все большая часть услуг, данных, коммуникаций проводится через сети;

- безнадежен тот, кто остается вне сети;

- расстояния упраздняются, радикально уменьшается необходимость в поездках;

- проблема «последнего километра» временно становится переходной.

Свобода коммуникаций - осуществление древнейшей мечты человечества:

- обмен информацией становиться глобальным и распространяется на всю планету;

- в процессе коммуникации возможно использовать любой элемент передачи информации (звук, фотография, фильм и другое);

- человек может одновременно обратиться к целой группе людей;

- каждый может сделать себя доступным для массы других людей;

- человек становиться, способен эффективно общаться с группами самых разных размеров.

Свободное перемещение информации - основа объединения и демократии. Появляющиеся в самых разнообразных формах данные, знания, идеи и мысли становятся свободно и быстро доступны для широких масс. Свободное перемещение денег, работы (например, программирование), товаров (все, что появляется в виде информации). Знания также подвержены глобализации. Границы становятся прозрачными.

Конвергенция элементов передачи информации:

- Размываются четкие границы между разными носителями информации и ее представлениями (газета, книга, радио, телевидение, кино, CD, Интернет и т.д.) и они, дополняя друг друга, интегрируются.

- Наряду с традиционными формами представления и передачи информации (театр, книги, библиотеки, выставки, концерты и т.д.) средства представления информации принимают все более интерактивный характер.

Информатизированная сетевая экономика - основа нового мира. В производстве и экономике критическим ресурсом становится знания и информация.

Информатика приобретает звание головной индустрии мирового хозяйства. Рынки труда, денег, услуг, товаров, капиталов глобализируются с помощью сетей, образуется глобальная конкуренция.

В информатизированной экономике жизнеспособны только высококоммуникабельные участники.

 

1.4 Информационный взрыв - угроза современной цивилизации

 

В последнее время много говорят об "информационной революции", "информационном взрыве", о переходе земной цивилизации к "информационному обществу". Что же вкладывают специалисты в эти и многие подобные понятия и термины, своей необычностью, непривычностью звучания и яркостью в буквальном смысле слова захлестнувшие страницы газет и журналов, а также электронные средства массовой информации? Всё дело в том, что они теснейшим образом взаимосвязаны с проблемами обеспечения информационно-психологической безопасности России и русского народа, являющегося базовым компонентом государства. Сегодня уже никто не удивляется обилию разнообразной техники, заполонившей многочисленные офисы фирм и компаний, органов власти и управления. Компьютеры, принтеры, сканеры, мобильные телефоны, пейджеры и другие средства получения и обработки информации используются во многих областях человеческой деятельности, и количество сфер применения будет постоянно расти. Кроме того, уже и в системе среднего образования вводятся новые специальности для учителей, например, так называемые "тьюторы" будут готовить учеников школ для работы в глобальных компьютерных сетях, в том числе и в Интернете. Научно-технический прогресс нельзя остановить. Надо реагировать на происходящие в мире (в том числе и в информационной сфере) изменения адекватно. Если рассматривать данную проблему именно под таким углом зрения, то для русской глубинки государственными структурами должны быть разработаны и введены в практическое использование соответствующие программы государственной поддержки тех регионов, которые нуждаются в дотационных вливаниях. Кроме этого, наконец-то, должен быть ликвидирован дисбаланс в правомочиях субъектов Российской Федерации. Нормативные акты всех регионов России в законодательном плане не должны расходиться с нормами Федерального центра, с Конституцией России. Имеется масса отличных документов, принятых и утверждённых высшими должностными лицами России. Среди них и Доктрина информационной безопасности России, утверждённая Президентом страны В.В. Путиным в сентябре 2000 года. Данный документ смело можно назвать программным актом государственных структур в информационной сфере. России предстоит искать и находить ответы на постоянно возникающие вызовы времени, давать возможность роста молодому поколению, способному служить на пользу своей Родине. В самом термине "информационно-психологическая безопасность" видно тесное переплетение различных сфер - информационной, психологической и других. На самом деле проблема, скрываемая за названием, ещё более глубокая и важная: защита национальных интересов от вредоносных, несанкционированных, враждебных информационно-психологических воздействий. Что можно отнести к таким воздействиям? Их спектр охватывает не только названные в разделе сферы.

Информация о работе Информационный взрыв и информационный кризис