Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:05, реферат

Описание

В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены, а экономические потребности безграничны.
Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Работа состоит из  1 файл

эоном.игорь.docx

— 75.30 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных.

В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы  ограничены, а экономические потребности  безграничны.

Противоречие между безграничностью  потребностей и ограниченностью  ресурсов образует ту ось, вокруг которой  вращается хозяйственная жизнь. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно  делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить  свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся  в дефиците, а то, что некоторые  сохранились в достаточно больших  количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требуют  все большего количества ресурсов для  их производства. Понятно, что при  постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время  уже можно заметить, что на производство благ тратится огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование  ресурсов, потому что в будущем  проблема их ограниченности может оказаться  неразрешимой и привести к фатальным  последствиям.

Так же мы рассмотрим тему кредитной  системы.

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия  и объединения, так и малые  производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные  граждане.

 На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное позаимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа.

 Однако «вещное» толкование кредита выходит за рамки политэкономического анализа. Экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует рассматривать как определенный вид общественных отношений. Однако кредит - не всякое общественное отношение, а лишь такое, которое отражает экономические связи, движение стоимости.

 В связи с вышесказанным  актуальность данной проблемы  очевидна. В данной работе рассмотрены  теоретические и практические  основы кредита.

 Цель данной работы - раскрыть сущность кредита и охарактеризовать формы кредитования, показать источники формирования ссудного капитала и раскрыть элементы кредитной системы.

 В рамках поставленной цели, в процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:

- раскрыть сущность кредита,  как экономической категории;

- изучить структуру кредита  и на этой основе классифицировать  формы и виды кредита;

- определить и дать характеристику  функциям кредита;

- раскрыть особенности ссудного  процента и источников его  формирования;

- определить понятие кредитной  системы страны, обозначить ее  элементы.

В соответствии с поставленными  задачами была выработана структура  данной работы.

 

 

Глава 1 Потребность.

1.1 Сущность и  классификация экономических потребностей

 

Потребность - одна из фундаментальных  категорий теоретической и прикладной экономики, характеризующей состояние  неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает  то, что они стимулируют людей  к действию.

По мнению таких ученых, как Ф. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, потребности  представляют собой выражение природы  человека. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых люди нуждаются, которые они желают и стремятся  иметь, потреблять, использовать.

Человек может как удовлетворять, так и подавлять свои потребности, если отсутствуют условия для их реализации. В некоторых случаях одни потребности могут заменяться другими. Также к потребностям относятся не только полезные, но и вредные для здоровья, в силу сложившихся вредных привычек, блага.

Е.Ф. Борисов предлагает следующее  определение потребностей: потребности - это нужда или недостаток в  чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Именно экономические потребности выступают  как внутренний побудитель активной деятельности человека.

Классификация потребностей характеризуется большим разнообразием.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей - в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут  удовлетворяться как товарами, так  и услугами, например, ремонт автомобиля, консультация врача.

Духовные потребности  удовлетворяются, например, занятием искусством, получением образования, нравственным совершенствованием. В широком смысле к духовной пище относятся все  виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и  удовлетворения социальных потребностей - потребностей, связанных с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они  могут быть и материальными и  духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского  экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до высших "духовных" :

1) физиологические потребности  (еда, одежда и т.д.);

2) потребность в безопасности (экологически чистые продукты, жилье,  защита от боли, страха и т.д.);

3) социальные потребности  (любовь, общение, дружба и т.д.);

4) потребность в уважении (самоуважение, достижение цели, признания);

5) потребность в самовыражении  (саморазвитие, реализация способностей  и т.д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Нуреев Р.М. в своих учебниках  предлагает разделение потребностей на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и пр.), и вторичные, к которым  относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).                        Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - заменяемы. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

Также существуют следующие  классификации потребностей:

1) по субъектам удовлетворения:

а) индивидуальные (еда, отдых, жилье, образование);

б) коллективные (безопасность, экология);

в) общественные (снижение уровня безработицы, инфляция и т.д.);

2) по степени эластичности:

а) неэластичные - более жесткие, существующие в течение длительного периода (вода, еда);

б) эластичные - менее жесткие, близкие к духовным;

3) по степени реализации:

а) абсолютные - определяемые современным уровнем мировой  экономики;

б) действительные - определяются уровнем развития экономики данной страны;

в) платежеспособные - потребности, определяемые соотношением собственных  доходов и уровня цен;

4) по способу зарождения:

а) базисные - потребности, направленные на поддержание жизнеспособности человека (пища, воздух, защита от природных бедствий и др.);

б) цивилизационные - потребности, порожденные цивилизацией (связь, комфорт и др.).

Итак, потребности - это нужда  или недостаток в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  человека, социальной группы и общества в целом.

1.2 Безграничность  экономических потребностей

 

Что именно подразумевается  под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и  услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также удовлетворяют  наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют  человеческие потребности. По зрелом размышлении  мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех  услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

Материальные потребности  включают также потребности частных  предприятий и правительственных  ведомств. Частные предприятия хотят  иметь в своем распоряжении фабричные  здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все  прочее, что позволяет им реализовать  производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности  граждан страны или преследуя  свои собственные цели, стремится  строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику  и оружие.

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а  это означает, что материальные потребности  в товарах и услугах полностью  удовлетворить невозможно. Подтвердить  этот вывод можно с помощью  простого эксперимента. Предположим, что  нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление  перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением времени потребности  умножаются, и мы вынуждены пополнять  перечень все новыми. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персональные компьютеры, легкое пиво, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приобретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мерседес".

В общем, можно сказать, что  в каждый данный момент индивиды и  институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

Наконец, подчеркнем также, что  конечная цель или задача всей экономической  деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные  материальные потребности.

Глава 2 Ограниченность производственных ресурсов

2.1 Понятие и  виды экономических ресурсов

 

Под экономическими ресурсами  понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров  и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко  называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами  производства, факторами экономического роста.

Нуреев Р.М. дает следующее  определение экономических ресурсов. Экономические ресурсы, или факторы  производства, (economic resources) - это элементы, используемы для производства экономических благ.

К важнейшим из экономических  ресурсов в современном обществе относятся:

1) Природные ресурсы, или  земля.

К понятию "земля" относятся  все естественные ресурсы - все "даровые блага природы", которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

2) Трудовые ресурсы, или  труд.

Труд - это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, - все они охватываются общим понятием "труд". Владелец труда получает доход в виде заработной платы.

3) Инвестиционные ресурсы,  или капитал. Что такое капитал?  Понятие "капитал" охватывает  все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские,  складские, транспортные средства  и сбытовую сеть, используемые  в производстве товаров и услуг  и доставке их к конечному  потребителю. Процесс производства  и накопления этих средств производства называют инвестированием. Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров.

В приведенном здесь определении  термин "капитал" не подразумевает  деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут  быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал - инструменты, машины и другое производительное оборудование - это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются. Владелец капитала получает доход в виде ссудного процента.

Информация о работе Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире