Сущность международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:46, доклад

Описание

Экономи́ческая интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств. ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Работа состоит из  1 файл

Сущность международной экономической интеграции.docx

— 20.63 Кб (Скачать документ)

Сущность  международной экономической интеграции

Экономи́ческая интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств.  ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Выделяют следующие  формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу  списка):

  • Преференциальная зона,
  • Зона свободной торговли,
  • Таможенный союз,
  • Общий рынок,
  • Экономический союз,
  • экономический и валютный союз.

Основными признаками интеграции являются:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

    Преимущества  и недостатки

    Преимущества:

  • увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства;
  • возрастает конкуренция между странами;
  • происходит обеспечение лучших условий торговли;
  • расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
  • распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия:

  • для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;
  • олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;
  • эффект потерь от увеличения масштабов производства.
 

Современные проблемы и перспективы развития ЕС

     Европа  станет самым конкурентоспособным  уголком мира к 2010 году»,– такая  цель была поставлена членами ЕС в  Лиссабоне в 2000 году [22], однако, на сегодняшний  день (2007 г.) становится очевидным, что  план этот неосуществим. Низкий экономический  рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это  лишь небольшой перечень проблем, с  которыми столкнулись Европейские  государства, и решение которых  сегодня является их первоочередной задачей.

     Кроме того, одна из основных проблем, с которой  вплотную столкнула Европа это –  старение населения вследствие значительного  увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту  проблему путем эмиграции и меньшей  социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного  компромисса. Вместе с тем, все очевиднее  становится факт: нынешняя система  социальных гарантий и здравоохранения  требует серьезных реформ, поскольку  старая не приспособлена к нынешним условиям.

     Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест [14,с.38].

     Сталкиваясь с проблемами старения населения  Европы и усиления конкуренции со стороны таких стран, как Индия  и Китай, на международной арене, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.

     Для того чтобы сделать Европу более  привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:

     - завершить создание общего рынка  в тех областях, которые могут  обеспечить реальный рост и занятость и имеют непосредственное отношение к потребителям (скоординированные соглашения об услугах, регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг, скоординированное соглашение о REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);

     - создать открытые и конкурирующие  рынки как внутри, так и вне  Европы: переправить помощь государств в сектора с более высоким потенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднего бизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское и национальное законодательство;

     - усовершенствовать общеевропейское  и национальное законодательство  с целью уменьшения бремени  административных расходов;

     - расширить и усовершенствовать  европейскую инфраструктуру;

     - продолжить разрабатывать общий  патент Европейского Сообщества  и двигаться вперед к созданию  консолидированной базы налога  на корпорации.

     Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:

     - добиться выделения 3% ВВП на  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы;

     - развивать внедрение информационных  и коммуникационных технологий (ICT);

     - способствовать развитию инновационных  центров, объединяющих региональные  центры, университеты и бизнес;

     - поддерживать экологические инновации  в области энергосбережения и  снижения уровня вредных выбросов;

     - поддерживать Европейские технологические  инициативы благодаря совместной  деятельности государства и частных  лиц;

     - содействовать созданию прочной  промышленной базы Европы посредством  мобилизации усилий государственных  и частных компаний;

     - создать Европейский технологический  институт для привлечения в  Европу лучших умов, идей и  производств. 

     Для увеличения и улучшения структуры  занятости рекомендуется:

     - привлечь больше людей в сферу  занятости, в частности путем  сокращения безработицы среди  молодежи и модернизировать системы  социальной защиты;

     - увеличить способность рабочих  и предприятий к адаптации  к новым условиям и улучшить  гибкость рынков труда в результате  устранения препятствий перемещению  рабочей силы;

     - больше инвестировать в человеческий  капитал посредством улучшения  образования и повышения профессиональной  квалификации путем реформирования  Фонда структурных реформ ЕС  и Фонда сплочения ЕС.

     Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза  усматривается реформа сферы  услуг, которая составляет в целом  около 70% европейской экономики [8]. Главная  идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны  происхождения», который позволит «поставщику  услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация  услуг, которая должна коснуться  широкого спектра экономической  активности, должна сопровождаться гармонизацией  законодательства европейских стран [14,с.39].

     Согласно  исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации  сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями  и производителями. Более того, это  позволило бы создать дополнительно  порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому  соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка  услуг, ожидаются и от его либерализации. Более того, либерализация должна позитивно сказаться на стоимости услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услуг снизится в среднем на 7,2%, в то время как рост реальной заработной платы должен составить около 0,4% [14,с.39].

     Несмотря  на столь обещающие перспективы, многие европейские страны, во главе  с Бельгией, Францией, Италией и  Германией, выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию  тем, что данная реформа чревата  падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице  жизненного уровня, который сохраняется  между «старыми» и «новыми» членами  Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком  услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более  защищенный рынок труда своей  конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза [22]. Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужно привыкнуть к тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых» от «новых», а для защиты интересов Европы.

     Итак, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе  являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.

     Для решения названных проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический  рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем  усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости. 
 

     Россия  и Евросоюз 
 


Информация о работе Сущность международной экономической интеграции