Сравнительная характеристика Северокавказского и Северо-западного Федеральных округов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на севере и северо-западе европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: республики Карелию и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург.
СЗФО занимает выгодное геополитическое положение — граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 404.50 Кб (Скачать документ)

Почвы Северо-Кавказского  федерального округа плодородны и благоприятны для выращивания самых разнообразных  сельскохозяйственных культур.

Чернозёмы располоржены в западной части Предкавказья, каштановые в восточной, более засушливой зоне. На горных склонах  на горно-лесных и горно-луговых почвах растёт ценная  травянистая растительность, используемая для пастбищ.

В горах выражена высотная поясность- широколиственные леса на высоте 2000 метров сменяются альпийскими лугами, которые переходят в высокогорный пояс ледников.

Наибольшее значение имеют рекреационные и гидротермальные  ресурсы.

Северо-Кавказский федеральный округ располагает  уникальным сочетанием бальнеологических ресурсов - минеральными питьевыми водами, термальными водами и лечебной грязью. Здесь сосредоточено около 30 процентов всех российских ресурсов минеральных вод, что по объемам сопоставимо с ресурсами центральных районов европейской части Российской Федерации. Также на территории расположено более 70 процентов запасов термальных вод Российской Федерации.

В горах и  предгорьях Северного Кавказа открыто  много минеральных источников, вблизи которых созданы курорты: Кисловодск, Минеральные воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск. Мягкий климат, обилие минеральных источников и лечебных грязей создают все возможности для лечения и отдыха.

Горные районы с их неповторимыми ландшафтами- прекрасные условия для развития туризма и альпинизма. 

Сложная история  геологического расселения Северного Кавказа стала причиной богатства его недр различными полезными ископаемыми. Главными богатствами Предкавказья являются нефть ( Малгобек, Грозный, Дагестан, Ставропольский край) и природный газ.

Основные месторождения  газа: Северо- Ставропольское, Дагестанское. Запасы нефти сосредоточены в Дагестане, Чечне, Ингушетии, на Ставрополье.

В центральной  части Большого Кавказа добываются полиметаллические руды, вольфрам, молибден ( Северная Осетия, Кабардино- Балкария) , ртуть, медь.

Из нерудных полезных ископаемых имеются: каменная соль, сера,  мрамор, кварцевый песчаник ( недры Дагестана), отбеливающие глины ( около Нальчика).

Вывод: Северо-Западный ФО имеет большее количество водных ресурсов. Северо-Кавказский округ имеет наряжённое положение с водными ресурсами.

Недра  обеих  регионов обладают  большим количеством  полезных ископаемых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Экономика  хозяйства

2.1 Топливно-энергетический  комплекс

Топливная промышленность в Северо-Западном федеральном округе является отраслью рыночной специализации. Она обеспечивает добычу нефти, природного газа и газового конденсата, угля. Главными центрами угледобычи являются Воркута и Инта.

Основная добыча нефти и природного газа сосредоточена  в Ненецком автономном округе и Республики Коми. Усинское, Возейское месторождения обеспечивают до 88% добычи нефти региона. Основная добыча газа приходится на Вуктыльское месторождение, дающее 90% газа федерального округа. Запасы нефти и газа имеются в Калининградской области, шельфовой зоне Баренцева и Карского морей. Переработка нефти и газа развита недостаточно и осуществляется на Ухтинском НПЗ и Сосногорском НПЗ. Нефтеперерабатывающая промышленность развита и в Ленинградской области (Киришский НПЗ).

Топливная промышленность округа имеет огромные перспективы в связи с разведкой крупных запасов углеводородного сырья. Освоение новых месторождений углеводородного сырья создаст условия не только для рационализации топливно-энергетического баланса округа, ликвидации его напряженности, но и превратит округ в крупного международного поставщика нефти, природного газа, электроэнергии.

Больше значение имеет формирование на территории округа Тимано-Печерского ТПК на базе уникальных запасов топливных и лесных ресурсов.

Электроэнергетика в Северо-Западном федеральном округе является отраслью, дополняющей территориальный  комплекс. Она развивается за счет крупных тепловых электростанций, гидроэлектростанций, двух атомных электростанций - Ленинградской  и Кольской, множества мелких электростанций и котельных. Большое значение имеет строительство гидроаккумулирующих станций. Ведется строительство Центральной ГАЭС вблизи Санкт - Петербурга.

Доля Северо-Кавказского федерального округа в объемах запасов и добычи топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации незначительна, а доля выручки компаний Северо-Кавказского федерального округа в этой сфере деятельности составляет менее 1 процента. Наибольший вклад в общий объем выручки вносит Ставропольский край, Чеченская Республика и Республика Дагестан, на которые приходится более 97 процентов добычи топливно-энергетических ресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе. При этом в структуре отгруженной продукции промышленного производства добыча топливно-энергетических ресурсов имеет наибольшую долю в Чеченской Республике (36,5 процента), Республике Ингушетия (25,4 процента) и Республике Дагестан (4,6 процента).

Ведущими отраслями  топливно-энергетического комплекса  Северо-Кавказского ФО являются добыча нефти и газа.

Природный газ добывается в осовном в Ставропольском крае, а попутно в Чечне и Дагестане. Добывается также газовый конденсат- важнейшее сырьё для химической промышленности.

Нефтяная промышленность в отличии от газовой- старейшая  отрасль района. Грозненское и Малгобекское месторождения- одни из самых значительных. Центры нефтеперерабатывающей промышленности – Грозный, Ставрополье ( Прасковея).

Во многих районах  Северокавказского ФО  построены  тепловые и гидравлические станции  (преобладают тепловые электростанции).Наиболее крупные тепловые  электростанции созданы в Грозном, Невинномыске.

Среди гидроэлектроэлектростанций выделяются: Гизельдонская и Баксанская- на притоках Терека. Построен каскад гидроэлектростанций  на р. Сулак, в числе которых крупная  Черкеская ГЭС. Построена также Ирганская ГЭС на р. Аварское Койсу- притоке Сулака в Дагестане.

Вывод: Топливно- энергетическая промышленность Северо-Западного ФО имеет ведущее значение. На ТЭК Северо-Кавказского ФО составляет менее 1 %.

В Северо-Западном Федеральном округе вырабатывается и потребляется 109437,4  млн квт.-час,  в Северо-Кавказском ФО 24866,4 млн кВт.-час

Северо-Западный ФО:

Су=  0, 15/0,10= 1,5

Северо- Кавказский ФО:

Су= 0,01/0,09= 0,1

2.2 Транспортный комплекс

Транспортная  система Северо-Западного федерального округа представлена всеми видами транспорта: железнодорожными, морскими, автомобильными, воздушными и трубопроводными. Основные перевозки грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный, морской и речной транспорт.

Крупным железнодорожным  узлом является Санкт - Петербург, от которого берут начало магистрали на Калининград, Хельсинки, Мурманск, Москву, Пермь, Урал, Сибирь, Белоруссию и Украину и др, благодаря которым обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами и экономические связи с другими федеральными округами России.

В округе расположены  крупнейшие морские порты страны - Санкт - Петербург, Мурманск, Архангельск, Калининград.

Большое судоходное значение имеют реки Северная Двина, Вычегда, Печора. На юго-западе проходят Волго-Балтийский путь и Северо-Двинская система.

Важным узлами автомобильных дорого являются Санкт - Петербург и Вологда. Автомобильные  дороги соединяют Санкт - Петербург с областными и районными центрами округа, странами Балтии, Скандинавии.

Важным звеном транспортной системы округа является трубопроводный транспорт. От Вуктыльского месторождения берет свое начало газопровод «Сияние Севера»,по территории округа проходят газопроводы из Западной Сибири.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. Округ - крупнейший в Европейской части поставщик продукции машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, поставщик топливно - энергетических ресурсов и минерального сырья, продукции металлургической промышленности и строительных материалов. На долю округа приходится значительная часть экспортных поставок целевой древесины, товарной целлюлозы, бумаги.

Импортируется оборудование для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса, транспортные средства.

Северо-Кавказский федеральный округ расположен рядом  с крупными российскими и зарубежными  рынками, а также на пересечении  крупных грузопотоков.

По территории Северо-Кавказского федерального округа проходят главные направления Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", включающие такие напряженные участки, как Ростов-на-Дону - Минеральные Воды, Махачкала - Самур, Махачкала - Олейниково. Общая протяженность железнодорожных магистралей в Северо-Кавказском федеральном округе составляет около 3 тыс. километров.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования  Северо-Кавказского федерального округа составляет 24788 километров, в том числе федеральных - 2577 километров, региональных - 22211 километров. Основными автодорожными узлами на территории Северо-Кавказского федерального округа являются Ставрополь, Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и Махачкала.

Махачкалинский  морской торговый порт является одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море с перспективой подключения к сотрудничеству в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг".

Вместе с тем  в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, существует недостаток соответствующей инфраструктуры и услуг в сфере транспорта и логистики, сдерживающих планируемый экономический рост, мобильность населения, а также реализацию транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа.

В связи с  увеличением грузопотоков в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, возросла нагрузка на федеральные автомобильные  дороги. Пропускная способность значительной части федеральных дорог исчерпана, что ограничивает скорость движения, ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки.

Следует отметить низкий уровень технико-эксплуатационного  состояния сети федеральных дорог и неравномерность развития автодорожной сети. Для Северо-Кавказского федерального округа характерна концентрация сети дорог в районе административных центров, рекреационных зон, а также вдоль железнодорожных линий. Значительная часть сельских населенных пунктов Северо-Кавказского федерального округа не обеспечена круглогодичной связью с опорной транспортной сетью дорог с твердым покрытием.

Автомобильные пограничные пункты пропуска с Азербайджанской  Республикой и Грузией недостаточно обустроены.

Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется  сверхнормативным износом парка  городских и пригородных автобусов, необеспеченностью современными автоматизированными  системами управления транспортными  потоками в крупных городах и  на автомагистралях, а также низкой обеспеченностью современным общественным пассажирским транспортом в городах и в пригородных зонах.

Развитие морских  грузоперевозок характеризуется недостаточной  пропускной способностью инфраструктуры и транспортных подходов к Махачкалинскому морскому торговому порту, устаревшим флотом. В Северо-Кавказском федеральном округе целесообразно создать систему управления движением судов, объектов Глобальной морской системы связи при бедствии, а также осуществить реконструкцию станций приема и обработки информации Международной спутниковой системы поиска и спасения в Каспийском бассейне.

Низкая пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на основных магистральных направлениях, дефицит современных транспортно-логистических  центров и мощностей терминально-складского хозяйства, высокий уровень износа основных фондов сдерживает развитие железнодорожных перевозок.

Создаваемые перегрузочные  мощности не обеспечены обслуживающей  транспортно-логистической инфраструктурой.

Уровень безопасности перевозочного процесса во всех отраслях транспорта, в том числе на автомобильном транспорте, крайне низок.

Информация о работе Сравнительная характеристика Северокавказского и Северо-западного Федеральных округов