Современные тенденции экономического роста в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть современные тенденции экономического роста в экономически развитых странах.
Для реализации цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования является экономический рост.
Предметом исследования курсовой работы является экономически развитая страна Соединенные Штаты Америки.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы экономического роста в развитых странах 5
1.1.Сущность, цели и основные показатели экономического роста 5
1.2. Экономический рост и его движущие силы 11
2. Современные тенденции экономического роста в США 16
2.1.Факторы и динамика экономического развития США 16
2.2.Основные элементы экономики США 18
2.3.Современное состояние экономики США 20
3. Перспективы развития США в мировом хозяйстве 26
3.1.Тенденции государственного регулирования экономики США 26
3.2.Развитие инновационного бизнеса США - тенденции глобализации 30
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Современные тенденции экономического роста.docx

— 95.28 Кб (Скачать документ)

Однако  большой государственный внутренний долг продолжает оставаться одной из острейших проблем американской экономики.

2.2. Основные элементы экономики США

Первейшим элементом экономической  системы страны являются ее природные  ресурсы. США располагают богатыми запасами минеральных ресурсов и  плодородными сельскохозяйственными  землями, а еще одним преимуществом  является умеренный климат. Кроме того, береговая линия страны простирается на огромные расстояния, как на атлантическом, так и на тихоокеанском побережьях, а также на побережье Мексиканского залива. Реки берут свое начало в самом сердце континента, а расположенные вдоль границы с Канадой Великие озера - пять огромных внутренних водных резервуаров - обеспечивают дополнительные возможности для судоходства. На протяжении долгих лет эти разветвленные водные пути способствовали росту национальной экономики и помогали сплотить 50 отдельных штатов страны в единый экономический организм.4

Вторым  элементом является рабочая сила, превращающая природные ресурсы  в товары. Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью.

Успехи  национальной экономики зависят, по меньшей мере, в той же степени  от качества трудовых ресурсов - от того, как усердно люди готовы работать и насколько они квалифицированны - что и от численности армии труда. Впервые годы существования США жизнь переселенцев на осваиваемых землях была сопряжена с тяжелым трудом, и укоренению этой традиции способствовала так называемая протестантская мораль трудолюбия. Свой вклад в успехи американской экономики внесло и серьезное внимание, уделявшееся образованию, в том числе технической и профессиональной подготовке, а также готовность экспериментировать и менять существующие порядки.5

Еще одним  важным фактором способности американской экономики быстро приспосабливаться  к изменениям обстановки является мобильность  рабочей силы.

Однако  природные и трудовые ресурсы  представляют собой лишь часть экономической  системы. Эти ресурсы необходимо наиболее эффективным образом организовывать и направлять. В рамках американской экономики эту функцию выполняют  менеджеры, реагирующие на сигналы  рынка. Традиционная структура управления в США основана на принципе организации  «сверху вниз»: всеми полномочиями наделен высший исполнительный руководитель компании, который обеспечивает эффективность  и слаженность всей деловой деятельности. В своей работе он опирается на нижестоящие управленческие структуры, ответственные за функционирование различных подразделений предприятия, вплоть до бригадира в цеху. Многочисленные задачи распределяются между различными подразделениями и сотрудниками. В Америке эффективным инструментом мобилизации капитала для начала нового дела или расширения существующего предприятия оказалась корпорация. Она представляет собой добровольное объединение собственников, или акционеров, создающих предприятие, которое руководствуется в своей деятельности довольно сложным комплексов правил и обычаев.

Корпорациям требуются определенные финансовые средства для приобретения ресурсов, необходимых для производства товаров  или предоставления услуг. Они привлекают необходимый капитал в основном за счет продажи акций (долей в  своих активах) или облигаций (представляющих собой средство привлечения долгосрочных кредитов) страховым компаниям, банкам, пенсионным фондам, частным лицам  и прочим инвесторам. Ряд учреждений и организаций, в первую очередь  банки, также непосредственно кредитуют  корпорации или иные предприятия. Федеральные  власти и власти отдельных штатов разработали подробные правила  и нормативы в целях обеспечения  безопасности и стабильности указанной  финансовой системы и свободного доступа к информации, с тем, чтобы  инвесторы могли принимать квалифицированные  решения. Мерой измерения общего производства товаров и услуг  в течение определенного годичного  периода является валовой внутренний продукт.6

2.3. Современное состояние экономики США

Рассмотрим  состояние в экономике США  в 2010 год и проведем анализ.

В 2010 г. нестабильность в финансовом секторе усилилась. В связи с продолжающимся спадом на рынке жилья крупнейшие ипотечные брокеры США оказались в затруднительном положении. В сентябре правительство США было вынуждено взять под свою опеку Федеральную национальную ипотечную ассоциацию (Fannie Mae) и Федеральную корпорацию жилищного ипотечного кредитования (Freddie Mac) с обязательством предоставления им капитала путем покупки привилегированных акций. Пятью месяцами ранее, в марте, Федеральная резервная система США путем предоставления гарантий возмещения убытков организовала покупку инвестиционного банка Bear Stearns, оказавшегося на грани банкротства после масштабного списания активов низкого кредитного качества. В сентябре крупная финансовая компания Lehman Brothers была вынуждена начать процедуру банкротства.. Серьезные проблемы у участников рынка подобного масштаба привели к очередному витку «кризиса доверия» на рынках. Большинство банков США продолжают ужесточать требования, предъявляемые к заемщикам. Проводимые ФРС США ежеквартальные опросы показывают, что ужесточение требований коснулось не только ипотечных кредитов, но и в большей степени кредитов реальному сектору экономики. Снижение доступности кредита отрицательно влияет на объем инвестиций, и так находящийся на весьма низком уровне.

В 2010 г. спад на рынке жилья начал замедляться. Число продаж домов на вторичном рынке в июле неожиданно для большинства аналитиков выросло на 3,1%. Продажи новых домов в июле увеличились на 2,4% по сравнению с июнем. Темпы падения цен на жилье постепенно замедляются. В то же время говорить о кардинальном улучшении картины на рынке недвижимости США пока преждевременно. Ситуация в данном секторе все еще далека от стабильной. Цены на недвижимость продолжают снижаться, объемы строительства новых домов остаются небольшими. Резервы нового жилья измеряются месяцами продаж, а число отказов от покупок по-прежнему велико. Напряженность на финансовом рынке вместе с кризисом на рынке жилья привели к снижению деловой активности и занятости в различных секторах экономики, прежде всего в отраслях промышленности, связанных со строительством. Так, среднесписочная численность занятых в промышленности начиная с середины 2008 г. сокращалась возрастающими темпами. Показатели общего прироста численности занятых в американской экономике являлись отрицательными на протяжении первых восьми месяцев 2010 г. На этом фоне уровень безработицы в США вырос до 6,1% в августе 2010 г. с 4,7% годом ранее. Рост безработицы сопровождается замедлением прироста затрат на единицу труда, влечет за собой снижение темпов роста доходов населения и подрывает уверенность потребителей. Продолжающееся снижение цен на рынке жилья ограничивает возможности домохозяйств по использованию жилья в качестве залога по кредитам, что сокращает объем средств, направляемых на конечное потребление. Кредитные организации ужесточают условия выдачи потребительских кредитов. Вместе эти факторы могут способствовать существенному снижению темпов роста конечного потребления - основного компонента ВВП США. Ситуация на рынке жилья и в финансовом секторе создает существенные риски замедления темпов роста или даже рецессии в американской экономике во второй половине 2010 г. Прирост ВВП во II квартале 2010 г. составил 2,8% в годовом исчислении. Основной вклад в этот прирост внесло сокращение разрыва между экспортом и импортом. Укрепление доллара в III квартале 2010 г. снижает относительную конкурентоспособность американских товаров на мировых рынках. Одновременно замедляющийся экономический рост в мире будет способствовать снижению спроса на американские товары. Эти факторы могут привести к замедлению роста экспорта США в ближайшие кварталы. Практически все сегменты экономики указывают на серьезное ухудшение экономической ситуации в стране. Замедляются темпы роста расходов на потребление, снижается инвестиционная активность. (Приложение 1.) Инфляция в США находится на высоком уровне, что обусловлено произошедшим ранее ростом цен на энергоносители и другие сырьевые товары. Индекс потребительских цен в 2010 г. вырос на 5,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Темпы прироста базового дефлятора конечного потребления, являющегося для ФРС США основным индикатором инфляции, на конец августа 2010 г. составили 2,6% к августу предыдущего года. Снижение цен на нефть в III квартале вместе с ослаблением инфляционного давления со стороны внутренних экономических процессов в США, прежде всего со стороны рынка труда и кредитного сектора, говорят о возможном снижении инфляции в IV квартале 2010 года. Для нормализации ситуации на финансовом рынке ФРС США продолжает активно использовать инструменты денежно-кредитной политики. В течение I квартала 2010 г. ключевая ставка ФРС США была снижена на 2,25 процентного пункта - до 2%. В 2010 г. объектами значительной озабоченности Комитета по открытым рынкам ФРС США являлись одновременно и риски ослабления экономики, и риски повышения инфляции. В этих условиях в течение указанного периода ФРС США оставляла ключевую ставку неизменной. На внеочередном заседании Комитета по открытым рынкам ФРС США, состоявшемся 8 октября, ключевая ставка была снижена на 0,5 процентного пункта - до 1,5%. Как сказано в пояснительной записке к заседанию, данное решение было продиктовано ростом беспокойства комитета относительно состояния экономики США. Кроме того, ФРС США принимает активные меры для поддержания ликвидности на рынке путем предоставления кредитным организациям кредитов под залог ценных бумаг.

Международное рейтинговое агентство Fitch ухудшило прогнозы глобального экономического роста на 2012 – 2014 годы. По мнению агентства, темпы роста мировой экономики в 2012 году составят 2,1%, в 2013 году – 2,6%, в 2014 году – 3%, - говорится в квартальном докладе агентства «Мировой экономический прогноз» (Global Economic Outlook).

Июньские  прогнозы Fitch предполагали увеличение глобального ВВП соответственно на 2,2%, 2,8% и 3,1%. Fitch отмечает, что неблагоприятные статданные, поступающие в последнее время, подчеркивают сохраняющуюся слабость экономики, а также понижательные риски, с которыми ей приходится сталкиваться. Согласно прогнозу агентства, темпы экономического подъема крупнейших развитых стран останутся слабыми в 2012 году – 1%, очень умеренное ускорение роста последует в 2013 году (1,4%) и 2014 году (2%). При этом экономика Еврозоны снизится на 0,5% в этом году, а в следующие два года подъем составит соответственно 0,3% и 1,4%.

Новый прогноз  для экономики Еврозоны хуже июньского, несмотря на принятые ЕЦБ меры, отмечается в докладе. Сохранение высокого уровня безработицы в США и замедление темпов экономического роста страны в первом полугодии 2012 года подчеркивают слабость экономики. Помимо этого, неопределенность, связанная с бюджетной политикой, подрывает доверие к экономике  и сдерживает ее подъем, отмечают эксперты. Fitch ожидает, что ВВП США в этом году вырастет на 2,3%, в 2013 году – 2,2%. Развивающиеся рынки также сталкиваются с растущими проблемами с учетом внутренних проблем и слабых перспектив мировой экономики, говорится в докладе.

Тем временем, Всемирная торговая организация (ВТО) прогнозирует увеличение объемов мировой  торговли по итогам 2012 года только на 2,5%, тогда как в 2011 году прирост составлял 5%, в 2010 году - около 14%. Отмечается, что  мировая внешняя торговля после  кризиса 2008-2009 годов восстанавливалась  ощутимыми темпами, но теперь ряд  индикаторов экспортной активности вновь демонстрирует негативную динамику на фоне рецессии в Европе, слабого роста в США и замедления экономики КНР. Экономисты ожидают, что большее число компаний понизит оценки роста мировой экономики, как это уже сделали Fitch, FedEx Corp. и Caterpillar Inc.

На фоне того, что ситуация в Европе представляет собой проблему для всего мира, спрос падает повсеместно. Китай  пытается стимулировать внутреннее потребление, США сталкиваются с  ограничением расходов домохозяйств из-за опасений относительно бюджетной политики властей, а японская экономика испытывает негативное влияние укрепления обменного  курса национальной валюты, что приводит к удорожанию экспорта.

По окончательным  данным, валовой внутренний продукт  США во II квартале 2012г. по сравнению  с предыдущим кварталом вырос  на 1,3% в перерасчете на годовые  темпы (annual rate), - сообщило Министерство торговли США. Аналитики ожидали, что ВВП США во II квартале 2012г. вырастет на 1,7%.  
Это третья, итоговая оценка американского ВВП от Бюро экономического анализа при Минторге США. По сравнению со второй оценкой рост ВВП оказался понижен сразу на 0,4 процентного пункта или 16 млрд. долл. в денежном выражении. В I квартале 2012г. ВВП увеличился на 2%.

В меньшую  сторону оказались пересмотрены показатели роста потребительских  расходов и капиталовложений бизнеса. Личные расходы американцев в  апреле-июне 2012г. повысились на 1,5% (ранее  сообщалось о росте на 1,7%), а инвестиции в основной капитал выросли на 3,6% (прежняя оценка - 4,2%).

Аналитики отмечают, что одной из причин медленного роста экономики США во II квартале с.г. явилась сильнейшая засуха, которая  охватила значительную часть Соединенных  Штатов в летние месяцы.

Товарно-материальные запасы бизнеса выросли, по окончательным  данным, на 41,4 млрд. долл., а не на 49,9 млрд. долл., как сообщалось ранее, и "отняли" 0,46 процентного пункта от показателя роста ВВП во II квартале. Окончательные продажи внутреннего  продукта, то есть ВВП без учета  изменения деловых запасов, увеличились  на 1,7% (ранее сообщалось о росте  на 2%).

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ США В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

3.1.Тенденции  государственного регулирования  экономики США

Стабильное  развитие, сопровождающееся уменьшением  нищеты, невозможно без выполнения пяти ключевых условий:

  • соблюдение закона;
  • формирование благоприятной политико-экономической среды, включающей макроэкономическую стабилизацию;
  • инвестиции в трудовые ресурсы и инфраструктуру;
  • защита уязвимых слоев;
  • охрана окружающей среды.

Выполнение  этих условий в действительности стало оправданием растущей роли государства в экономике, которое стало вторгаться буквально во все сферы хозяйственной деятельности - цены, трудовые отношения, валютно-финансовые рынки, инфраструктуру, внешнеэкономические связи, промышленность и другие отрасли материального производства, не говоря уже о естественной функции производства общественных благ в сфере образования, культуры, здравоохранения и т.п.7

Последствия такой экспансии были неоднозначными. В одних случаях она содействовала  развитию, в других - не только не помогла ему, но даже сдерживала. Эффект вмешательства государства определялся, таким образом, не масштабами вмешательства, а его эффективностью. Эту мысль подтверждает вышеупомянутый отчет Всемирного банка о мировом развитии за 1997 г. Сначала 80-х гг. правительства многих промышленно развитых стран, в особенности США и Великобритании, осуществляя неоконсервативный экономический курс, поставили задачу снижения уровня государственного вмешательства в экономику. Для бюджетной системы это означало изменение целей и направлений бюджетной политики государства, стабилизацию и попытки снижения расходов госбюджета, сокращение налогов, а также пересмотр их объема и структуры. В 90-е гг. эта тенденция сохранилась, хотя в ряде стран бюджет стал играть более активную роль как инструмент макроэкономического регулирования.8

Основным  видом доходов государственных  бюджетов являются налоги, во многих странах  они могут составлять до 90% общего объема доходов.

Для эффективного функционирования бюджетной системы, включающей бюджеты разных уровней  государственного устройства, необходимо достижение ее вертикальной и горизонтальной сбалансированности. Речь идет о выравнивании финансовой нагрузки (выравнивание степени обеспечения необходимых расходов доходами) на бюджеты разных уровней (вертикальное выравнивание) и на бюджеты в рамках одного уровня государственного устройства (горизонтальное выравнивание). Для обеспечения бюджетного выравнивания применяются как регулирование доходной базы бюджетов (закрепление за определенным уровнем тех или иных налоговых и прочих доходов бюджетов, рост государственной задолженности заставили правительства многих стран пересмотреть прежний (кейнсианский) тезис об относительной неопасности дефицита в условиях выполнения последним функции антициклического регулирования совокупного спроса. Накопление дефицита бюджета и увеличение государственного долга означает возрастание объема бюджетных ассигнований, необходимых для обслуживания задолженности, а также сокращение возможностей финансирования других текущих и инвестиционных расходов и маневрирования бюджетными средствами. К тому же дополнительные потребности пополнения доходной части бюджета ведут, по меньшей мере, к сохранению высокого налогового бремени и уровня неналоговых сборов. Все это приводит к сдерживанию экономического роста и внутреннего спроса, в итоге - к сжатию налоговой базы. Такое развитие чревато постоянной самовоспроизводимостью дефицита. Кроме того, изъятие средств с кредитных рынков для финансирования дефицита бюджета означает их отвлечение из сферы накопления и использование в целях государственного потребления, зачастую с возможными отрицательными эффектами для состояния экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, уровня процентных ставок и инфляции (так называемый «эффект вытеснения»). В качестве конкурента за использование сбережений государство сталкивается с частным бизнесом, стремящимся получить заемные ресурсы для инвестиций, и домохозяйствами, использующими привлеченные средства как потребительский кредит и т.п. Таким образом, взаимодействие государства и экономики в современном мире предстает как весьма пестрая картина, в которой сосуществуют институционально прочные и слабые страны. И те, и другие пытаются осуществлять самые разнообразные экономические функции, вследствие чего вмешательство государства в экономику приобрело весьма значительные масштабы. Однако эффективность этого вмешательства определяется не его количественными параметрами, а правильно выбранным вектором направленности государственного вмешательства, степенью институциональной зрелости государства, его способностью найти оптимальное сочетание рыночных и государственных механизмов. В ряду инструментов государственного воздействия на экономику важнейшая роль отводится бюджету. Осознание важности качественных аспектов государственного воздействия на экономику приводит мировое сообщество к пониманию необходимости уточнения экономических функций государства, соизмерения их с его потенциалом, более грамотного и гибкого использования этого потенциала в целях экономического и социального развития.

Информация о работе Современные тенденции экономического роста в США