Социально-экономическое положение волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:54, научная работа

Описание

Волгоградская область имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию через Республику Казахстан. Занимает площадь 112,9 тыс. кв. километров с численностью населения 2615,8 тыс. человек (городское - 74 процента, сельское - 26 процентов), при этом 78 процентов приходится на земли сельскохозяйственного назначения.

Работа состоит из  1 файл

ЮФО.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

На территории Волгоградской  области с 1995 года определенное развитие получил новый финансовый институт - негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды  аккумулируют средства юридических  и физических лиц с целью дополнительного пенсионного обеспечения граждан. Пенсионные средства через компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов согласно действующим нормативным актам размещаются в государственных и корпоративных ценных бумагах и банковских депозитах.

В настоящее время  в области осуществляют деятельность два региональных негосударственных  пенсионных фонда ("Империя", "АСКО-Фонд"), филиал негосударственного пенсионного  фонда "Нижняя Волга", представительство  инорегиональных негосударственных  пенсионных фондов ("ЛУКойл-Гарант", "Газ-Фонд", "Телеком Союз", "Благосостояние", "Транснефть").

При развитом финансовом рынке еще недостаточно эффективно действуют механизмы привлечения  средств населения в кредитные  учреждения как источник инвестирования бизнеса, что свидетельствует о сохраняющемся недоверии населения после деятельности финансовых компаний. Доля средств на руках у населения достаточно велика. Не обеспечивается в должном объеме государственная поддержка кредитной потребительской кооперации как перспективного финансового института поддержки малого и среднего бизнеса.

Налоговая и  бюджетная сферы.

 Для обеспечения  устойчивого социально-экономического  развития области осуществляется  комплекс мер по повышению  роли государственных и муниципальных  финансов. Бюджетная политика в Волгоградской области базируется на решении ключевых задач, направленных на увеличение собираемости налогов в бюджеты всех уровней и эффективное расходование государственных средств. С целью усиления контроля за расходованием средств областного и местных бюджетов действует единая система финансовых органов Волгоградской области, осуществляется поэтапный переход на казначейское исполнение бюджета.

В соответствии с вносимыми  изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации совершенствуется региональное налоговое законодательство. Действует закон Волгоградской области о бюджетном устройстве, который позволяет законодательно детализировать бюджетный процесс и регулировать бюджетные правоотношения.

На территории Волгоградской  области сбор налогов, сборов и иных платежей доведен до 36 млрд. рублей, в том числе 24,8 млрд. рублей налоговых доходов, из них консолидированный бюджет области - 12,2 млрд. рублей.

Среди регионов Южного федерального округа в Волгоградской области  отмечается самый высокий сбор налоговых поступлений в расчете на душу населения.

Волгоградская область  передает в федеральный бюджет более 50 процентов налоговых поступлений  региона.

Объем и структура  доходов и расходов консолидированного бюджета Волгоградской области представлены в таблицах 7, 8.

Таблица 7

(млрд. рублей)

Таблица 8

Структура доходов и  расходов консолидированного бюджета

(% к итогу)

Расходы бюджета в  первую очередь направляются на заработную плату, а также на погашение долгов энергетикам и газовикам.

Реализовывалась Программа  взаимодействия администрации Волгоградской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по пополнению доходной части бюджетов и экономии бюджетных средств. Комплекс мероприятий предусматривает проведение комплексных и отраслевых проверок муниципальных образований областными службами, работу комиссий, что позволяет ежегодно дополнительно получать в бюджеты всех уровней до 15 процентов налоговых доходов.

Резервы - это более  полное использование налогового потенциала, рост собираемости налогов, сокращение дотационности районных бюджетов, экономное использование бюджетных средств, муниципального имущества, наиболее полное привлечение к налогообложению физических лиц, увеличение платежей за пользование природными ресурсами (с доведением доли в доходах с 13 до 35 - 40 процентов).

Внешнеэкономическая деятельность.

 Объем внешнеторгового  оборота по Волгоградской области  превышает 1,5 млрд. долл. США.

Во внешней торговле области ведущее место занимал  экспорт (таблица 9). Экспортная составляющая торгового оборота в денежном выражении в 4 раза превысила продукцию импорта. По объемам экспорта область является лидером среди субъектов Южного федерального округа и находится впереди Краснодарского края на 18,1 процента, Ростовской области - на 18,8 процента, Ставропольского края - в 5 раз и далее по возрастанию.

Таблица 9

(млн. долларов США)

Основу экспорта традиционно  представляют товары топливно-энергетического комплекса, отраслей черной, цветной металлургии и химической промышленности. Поставлялись такие товары, как поливинилхлорид, каустическая сода, метионин, анилин, продукция сероводородной и фосфатных групп и другие. Экспорт товаров черной металлургии представляли: крупносортный прокат, трубы большого диаметра, стальные канаты и проволока из качественной стали и другие, цветной металлургии - алюминий первичный. Из продукции топливно-энергетического комплекса экспортировались в основном сырая нефть и продукты переработки. Приоритеты поставок волгоградских товаров по-прежнему остаются за дальним зарубежьем.

В область импортируются  машиностроительная и химическая продукция, товары народного потребления, продукты питания.

Наибольший объем внешнеторгового  оборота приходится на Украину, Белоруссию, Германию, Италию, США, Францию, Великобританию, Турцию.

 

Межрегиональные связи.

 Волгоградская область  активно сотрудничает с другими  субъектами Российской Федерации.  Заключены соглашения об экономическом,  научно-техническом и культурном сотрудничестве с 65 субъектами Российской Федерации, из них: с республиками - 15, краями - 6, городами Москвой и Санкт-Петербургом, областями - 42, на основе которых заключены прямые договоры между хозяйствующими субъектами.

Организованы представительства от Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики.

Предприятия области тесно взаимодействуют  с городом Москвой, Архангельской, Московской, Липецкой, Кировской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тюменской областями и др. Из этих регионов поставляются нефть, уголь, кокс металлургический, древесина, прокат черных металлов, продукция нефтехимии и машиностроения, с волгоградских предприятий - тракторы, насосы центробежные, стальные трубы, канаты, проволока, сода каустическая, цемент.

Позитивное развитие в отдельных  отраслях реального сектора экономики  позволило несколько улучшить ситуацию в социальной сфере.

Социальная сфера. В последние  годы в Волгоградской области  наблюдается значительный рост реальных денежных доходов, который был обеспечен за счет принятия комплекса мер, включающих закон Волгоградской области о минимальной заработной плате.

Уровень жизни населения характеризуется  показателями, приведенными в таблице 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

Однако удельный вес  населения с доходами ниже прожиточного минимума по Волгоградской области  остается значительно выше среднероссийского.


Информация о работе Социально-экономическое положение волгоградской области