Социально-экономическая характеристика территориальной организации Восточно-сибирского социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть Восточно-Сибирский регион: дать характеристику, рассмотреть природно-ресурсный потенциал, рассмотреть перспективы развития района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Условия и факторы территориальной организации района……………………………..4
1. Экономико-географическое положение района.. ……………………………………..…4
2. Природно-ресурсный потенциал территории района...………………………………….6
3. Население и трудовые ресурсы района…………………………………………………..11
II. Особенности территориальной организации хозяйства района………………………..13
1. Промышленность………………………………………………………….………………13
2. Сельское хозяйство……………………………………………………………….……….19
3. Транспорт…………………………………………………………………………….…….20
4. Социальная сфера……………………………………………………….………………...22
III. Проблемы и перспективы развития района…..…………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………………26
Список используемых источников…………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

курс торп.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

     Среди подотраслей пищевой промышленности наибольший удельный вес в регионе имеет мясная, причем четверть ее продукции приходится на мясные консервы. Второе место принадлежит молочной промышленности. Развиты также соляная, мукомольно-крупяная и др. В целом, однако, внутренние потребности региона его аграрно-промышленный комплекс не удовлетворяют. Хотя необходимые условия для этого имеются. Решение проблемы видится в скорейшем земельного законодательства, проведения решительных преобразований в агропромышленном секторе экономики. 

   3. Транспорт 

   Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе народно-хозяйственного комплекса как страны в целом, так и Восточной Сибири транспорт занимает особое место. Он обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между различными районами внешнюю торговлю страны, способствует общению людей. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства. Транспортный комплекс имеет большое значение для связей Восточной Сибири с другими районами. Он относительно развит на юге района и не имеет каркасной сети на севере. Средняя плотность железных дорог около 2 км на 1000 км2 территории, автомобильных дорог с твердым покрытием — около 11 км, что в несколько раз меньше среднероссийской плотности таких дорог.

   Железные  дороги пересекают район, в основном, в широтном направлении: Транссибирская магистраль, западная часть БАМа —  от Усть-Кута до Удокана на севере Заб. края. Меридиональные (на север вдоль Енисея) железные дороги только формируются: построены Решеты—Богучаны (к Богучанской ГЭС) и Ачинск—Абалаково (в новый лесопромысловый район). На территории Таймырского округа действует изолированная заполярная железная дорога, соединяющая г. Норильск с портом Дудинка.

   Автомобильные дороги связывают Восточную Сибирь с Западной Сибирью и Дальним Востоком благодаря новой федеральной автодороге Чита-Хабаровск введенной в эксплуатацию в 2010 году. Для экономики Республики Тыва, не имеющей железных дорог, очень важен Усинский тракт, связывающий г. Кызыл с г. Абаканом.

   Важное  значение для экономики Восточной  Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное (летне-осеннее) судоходство  на р. Енисее от Красноярска до морского порта Диксон в Карском море. В глубоководных низовьях на Енисее функционируют морские порты: Игарка, осуществляющая перевалку лесных грузов с речных на морские суда, и Дудинка, через которую медно-никелевая руда отправляется по Северному морскому пути в сторону Мурманска.

   Роль  авиационного транспорта чрезвычайно  велика для Восточной Сибири, так  как только благодаря ему существует связь северных районов с Большой  землей — Красноярском, Москвой. Особое значение она имеет в зимний период для жизнеобеспечения Норильского промышленного узла. Территория Восточной Сибири привлекает внимание зарубежных авиакомпаний в связи с возможностью транзитных сообщений Западной Европы с Восточной Азией, а также Северной Америки и Юго-Восточной Азии через Северный Ледовитый океан.

   Основной  трубопровод: Восто́чный нефтепрово́д (трубопроводная система «Восточная СибирьТихий океан», ВСТО) — строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть». 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год. Далее половина прокачанной нефти будет отправляться по железной дороге в конечную точку нефтепровода — порт Козьмино (Приморский край). Ещё 15 млн. т. в год будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от Восточного нефтепровода в районе Сковородино. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Социальная сфера 

   Негативные  тенденции в изменении уровня жизни населения свойственны практически всем субъектам РФ, расположенным на территории Восточной Сибири. Они усугубляются моноспециализацией района на добывающих отраслях и цветной металлургии. Уровень производства ВДС в сфере услуг в четырех из шести субъектах РФ выше уровня производства ВДС в материальной сфере в целом и в промышленности. Причем, в число этих четырех субъектов входят субъекты РФ с уровнем производства ВДС в сфере услуг (как и с общим уровнем экономического развития) и выше, и ниже среднего в России. Это свидетельствует о положительной тенденции в развитии социальной сферы большинства субъектов РФ, не коснувшейся пока Красноярского края и Республики Хакасия.

   Уровень обеспеченности основными фондами  района в целом превышает среднероссийский. В трех субъектах (Республике Бурятия, Красноярском крае и Иркутской области) обеспеченность основными фондами выше средней по стране; в Республике Хакасия она близка к средней, но все-таки ниже ее. Остальные субъекты обеспечены основными фондами хуже, чем в среднем по стране. Во всех субъектах степень изношенности фондов меньше среднероссийской. Образовательный уровень занятых в экономике района отражает тенденции, характерные для регионов с преимущественным развитием добывающих отраслей промышленности — более низкий по сравнению со средним по стране уровень занятых с высшим образованием и более высокий уровень занятых со средним образованием. Относительно благополучные условия жизни населения складываются только лишь в Красноярском крае: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума меньше среднероссийского, уровень розничного товарооборота — на уровне среднего по стране, уровень безработицы меньше (хотя и незначительно), чем в среднем по России. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума трех из шести регионов Восточной Сибири в два-три раза превышает среднероссийский уровень; уровень розничного товарооборота в четырех регионах на 30—60% меньше среднего по России; численность зарегистрированных безработных в большинстве регионов меньше средней по стране.

   В 2006 г. темпы роста промышленного  производства в ВСЭР были выше среднероссиийских. Индекс физического объема промышленного  производства в регионе по итогам 2006 г. составил 105,4% по отношению к 2005 г. (по России 103,9%). Высокие темпы роста демонстрирует жилищное строительство. В 2006 г. в ВСЭР введено жилья на 23,6% больше, чем в 2005 г.

   Продолжает  нарастать инвестиционная активность. В течение 2006 года наблюдалось ускорение  роста инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал вырос за 2006 г. приблизительно на 19%, что превышает среднероссийский уровень (12,9%).

     На территории ВСЭР более 12 тыс. учреждений начального, среднего и высшего образования, в которых обучается более 3 млн. человек.

   Отраслевая наука ВСЭР представляет собой разветвленную сеть научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций различного профиля, в составе которых работают опытные производства, клиники, селекционные станции.

   В настоящее время в ВСЭР формируется региональная инновационная система. Это – научный комплекс, высокотехнологические предприятия, объекты инновационной инфраструктуры: технопарки, инновационные центры. Для формирования инновационной системы ВСЭР имеет ряд преимуществ: большой научный и производственный потенциал, развитый производственный комплекс и мощная сырьевая база.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Проблемы  и перспективы  развития района
 

     Проблемы развития Восточной Сибири, обусловленные сырьевой ориентацией экономики, близки проблемам Западной Сибири:

  • то же отставание обрабатывающих отраслей и большая зависимость от хозяйственных связей с другими районами и импорта продукции для жизнеобеспечения района;
  • сокращение уровня обеспеченности запасами добывающей промышленности;
  • недостаточная глубина переработки сырья и в связи с этим большие потери ресурсов;
  • необходимость конверсии предприятий ВПК, находящихся в тяжелом состоянии из-за сокращения госзаказов;
  • неконкурентоспособность продукции местных предприятий легкой и пищевой промышленности по сравнению с импортируемыми товарами;
  • недостаточное развитие инфраструктуры, особенно социальной.

   Сырьевая  направленность экономики Восточной  Сибири при любых условиях развития России сохранится, что обусловлено  исключительной ценностью сырьевых ресурсов, многие виды которых в других районах отсутствуют, либо не могут добываться с необходимой технико-экономической эффективностью.

   Не  исключено, что профилирующие отрасли, в частности цветная металлургия, будут испытывать дополнительные трудности  перехода на ускоренную динамику развития по двум причинам:

  1. во-первых, переориентация отрасли на внешний рынок, с одной стороны, и выравнивание внутренних и мировых цен на цветные металлы, с другой, могут обусловить трудности в поддержании такой же высокой, как в предыдущие 5—7 лет, хозяйственной активности;
  2. во-вторых, продажа электроэнергии по среднероссийским тарифам, может лишить прежних преимуществ энергоемкую цветную металлургию. Кстати говоря, это обстоятельство может повлиять на эффективность всего общероссийского энергоемкого комплекса, размещавшегося ранее в районах с наиболее дешевой электроэнергией.

     Проблемы дальнейшего развития энергоемких производств актуальны в первую очередь для Красноярского края, производящего около 30% российских объемов цветной металлургии. Важное значение для развития края имеет также конверсия оборонных предприятий и совершенствование структуры лесопромышленного комплекса. Для северной части Красноярского края актуально увеличение объемов производства на основе переработки местного кожевенно-мехового сырья, развитие промысловых хозяйств.

     Для Республики Бурятия наиболее важно развитие отраслей по производству продовольственных и непродовольственных товаров, инфраструктурных производств — электроэнергетики, топливной промышленности, а также развитие переработки местных природных ресурсов.

     В Республике Хакасия важно поддержание уровня развития цветной металлургии при сохранении ее роли поставщика электроэнергии и товарной железной руды в другие районы. Актуально развитие производств легкой и пищевой промышленности, перерабатывающих местное сырье.

     В Иркутской области наиболее важны вопросы развития цветной металлургии, отраслей лесного комплекса (особенно целлюлозно-бумажной), создание в этих отраслях конечных переделов вместо вывоза сырья и полупродуктов в другие районы. Актуально техническое перевооружение действующих предприятий, вывод из эксплуатации устаревших производств.

     В Забайкальском крае актуальна проблема обеспечения цветной металлургии минерально-сырьевыми ресурсами (проблемы Удоканского месторождения), но все таки горнорудная область является наиболее перспективной, и опережающее развитие отраслей, перерабатывающих местное сырье — деревообрабатывающей, мясоперерабатывающей и др., ориентированных на потребительский рынок.

     В Республике Тыва наиболее важно более полное и эффективное использование местного сельскохозяйственного сырья. Имеет возможности для расширения золотодобыча, по эффективности сопоставимая с легкой и пищевой промышленностью.

   Основные  направления отраслевого и территориального развития

   Современный уровень развития и структуры  промышленности Восточной Сибири не отвечает ее ресурсным возможностям и требованиям рыночной экономики. Наблюдается перекос в сторону  отраслей добывающей промышленности в  ущерб отраслям перерабатывающей промышленности, АПК и социальной инфраструктуре. Сложившаяся диспропорция является причиной многих болезненных проблем, отчасти доставшихся в наследство от централизованной экономики, отчасти возникших уже при рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Положение Восточной Сибири в системе общегосударственного хозяйства определяется ее ролью  как «кладовой» уникальных природных  богатств. Она снабжает страну такими металлами и минералами, которые  в других районах России почти  не встречаются, поэтому одни лишь количественные сравнения с другими районами России были бы неправомерны. Восточная Сибирь дает стране алмазы, золото, сурьму, никель, алюминий, вольфрам, молибден, олово, графит. Богатейшие леса района дают превосходную качественную древесину. Неисчерпаемые энергетические запасы восточносибирских рек, на которых уже построены или строятся не имеющие себе равных по мощности гидроэлектростанции, снабжают страну энергией. Помимо этого, в Восточной Сибири имеется огромный потенциал для развития туристско-рекреационной деятельности, роль которой с каждым годом возрастает для Сибири и страны в целом. Это объясняется усилившимися процессами урбанизации, нарушением экологического равновесия, сравнительно широким распространением различного рода заболеваний, стрессов и т.п.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Восточно-сибирского социально-экономического района России