Социально - экономическая модель Швеции и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание

В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В своем реферате я хотел бы рассмотреть эти модели и принципы их устройства. В частности, рассмотреть процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы, изучить более подробно принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем. Ну и самое главное обратить внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определить, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.

Содержание

Введение.
I. Социально – Экономическая модель Швеции.
1. «Шведская модель» социально – экономического развития.

2. Смешанная экономика
2.1 Частный сектор.
2.2 Государственный сектор.
2.3 Кооперативы.

3. Уровень жизни.

II. Социально – Экономическая модель Германии.
1. Цели социального рыночного хозяйства Германии.
1. 1 Современная Германская экономика.

2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности.

3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве.
3.1. Законы, регулирующие конкуренцию.

4. Труд и социальные отношения.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Социально - экономическая модель Швеции и Германии.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Уровень доходов в 1987 г.

 

Размер дохода

Число мужчин

Число женщин

Итого

0

20 278

21  755

42 033

        1-39 999

476 061

905 017

1 381 078

40 000-79 999

560 063

1 139 362

1 699 425

80 000-119 999

1 029 254

1 020 719

2 049 973

120 000-159 999

778 000

320 563

1 098 563

160 000-199 999

274 161

69 438

343 599

200 000-299 999

186 304

29 199

215 503

300 000-499 999

52 067

5 756

57 823

500 000 и выше

10 707

1 227

11 934


 

 

II. Социально – Экономическая модель Германии.

1. Цели социального рыночного хозяйства Германии.

Цели социального рыночного  хозяйства Германии, преследуемые еще  с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для  их достижения в соответствии с общей  концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

1. Достижение максимально высокого  благосостояния

а) благодаря установлению порядка  конкуренции;

б) благодаря целенаправленному  проведению политики, ориентированной  на рост и обеспечивающей его постоянство  на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;

в) благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой  объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать  доход каждому лицу, способному и  желающему работать;

г) благодаря обеспечению свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики.

2. Обеспечение экономической эффективности  и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен

а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;

б) благодаря стабильности государственного бюджета;

в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества

а) за счет достижения максимального  уровня социального продукта как  экономической основы социальной защищенности;

 б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;

в) за счет государственной корректировки  первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п.

Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.

1.1 Современная германская экономика.

 

За годы развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка: действующие в наше время правовые основы, главные экономико - и социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их достижения.

2. Правовые  основы экономической жизни. Право собственности.

 

Обязательной правовой основой  жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики:

    • Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции;
    • Защищает от дискриминации по половым, расовым, религиозным и другим признакам;
    • Гарантирует свободу образования профсоюзов и объединений работодателей;
    • Гарантирует свободу перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и гарантирует право на свободную эмиграцию;
    • Гарантирует свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;
    • Гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью;
    • Делает возможной в определенных условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;
    • Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями и общинами;
    • Представляет собой основу глобального управления, предусматриваемого законом о содействии стабильности и росту в экономике.

Таким образом, Основной закон содержит большое количество фундаментальных прав и правовых норм, которые гарантируют основные экономические права. Он определяет сочетание гарантий свободы на пользование индивидуальными правами с ограничением свобод в рамках компенсирующей системы, регулируемой социальным государством. Тем самым Основной закон исключает как неуправляемое, с социальной точки зрения, рыночное хозяйство, так и всякую разновидность экономики, управляемой государством.

Основной закон определяет основные права и свободы, но помимо него существует большое количество других законодательных актов, служащих правовой основой экономического и социального порядка Германии. Основными из них являются закон против ограничения конкуренции, закон о Немецком федеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, закон о внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственные законы о рыночном порядке.

Одним из основополагающих принципов  рыночной экономики  является возможность  владеть частной собственностью. Собственность представляет собой право свободно, т.е. в соответствии с самостоятельным решением, распоряжаться экономическими благами и пользоваться экономическими правами. Собственность лежит в основе всей экономической системы и определяет цель производства, характер распределения, обмена и размер потребления. В рыночной экономике к частной собственности относятся не только владение домашним хозяйством и жильем, но также и земельной собственностью, владение деньгами во всех формах, владение средствами производства.

Частная собственность имеет функции  повышения благосостояния, обеспеченности, свободы и независимости, повышает экономическую защищенность, дает возможность  распоряжаться имуществом, увеличивает  свободу действий владельца. Стимулирует  повышение производительности, так как заинтересованность собственников в том, чтобы сохранить и приумножить собственность побуждает их к тому, чтобы бережно относится к ней, рационально ее использовать, таким образом, способствуя сохранению и приумножению экономических ценностей, обеспечивает конкуренцию и прогресс.

Право на владение собственностью гарантируется  в Германии Основным законом, согласно которому как частные лица, так  и юридические лица имеют право  приобретать и использовать собственность  по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Однако одновременно закон фиксирует и «социальные обязательства», связанные с собственностью, а именно: «Собственность влечет за собой обязательства. Пользование ею должно служить благу всего общества». Это означает, что право распоряжаться собственностью по личному усмотрению ограничивается в интересах общего блага. Законодательно определены и границы собственности, чтобы ее использование не нарушало прав третьих лиц. Существует целый ряд правовых положений по обеспечению социальной функции собственности, например положение о длительности рабочего дня, положение о защите от необоснованного увольнения или выселения и т.д.

Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области  собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников.

 

3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве.

 

В Германии закон о запрете ограничений  конкуренции был принят в 1957 году и получил название «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции экономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструмент управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей. Можно определить основные из этих целей.

1. Обеспечение экономического роста.

Достижение этой цели предусматривает, во-первых, оптимальную реализацию факторов производства в соответствующем  месте их применения. И, во-вторых, использование  фактора производства в том месте, где ему гарантирован максимальный эффект. Эти цели могут быть достигнуты только с помощью системы распределения доходов, которая вознаграждает факторы производства в зависимости от их эффективности.

Экономически рост  обеспечивается в следующих случаях:

    • если предприниматели будут свободны в выборе места размещения своих предприятий;
    • если при выборе метода производства предприниматели будут свободны;
    • если будет обеспечена свобода профессии и места работы, т.к. в этом случае работающие получают возможность выбора места работы с наиболее благоприятными условиями труда;
    • если сводится до минимума ограничение на свободу на размещение своей собственности, т.к. при этом создаются предпосылки для наиболее выгодного размещения средств производства.

Однако ничем не ограниченная свобода  формирования дохода может нанести значительный социальный ущерб, по этому существуют некоторые ограничения во имя более высоких целей, таких как социальная справедливость, охрана окружающей среды, стабильность занятости, защита интересов нетрудоспособных и т.д. Таким образом, получается, что обеспечение самостоятельного хозяйствования с опорой на конкуренцию не должно противоречить социальным целям.

2. Содействие техническому прогрессу.

Принцип конкуренции не может исходить из факта наличия потребностей, средств удовлетворения спроса и производственной техники. При этом необходимо учесть, что ставится задача выявления потребностей, приобретения и расширения знаний о средствах удовлетворения спроса, т.е. отыскание новых средств удовлетворения спроса и производственной техники, т.е. выявление, расширение и осуществление научных и технических возможностей прогресса.

При конкуренции каждое предприятие, свободное в выборе производственной техники, места размещения производства, в отношении выпуска изделий, установки цен и определения рынков сбыта постоянно пробует новые решения в поисках успеха. Чем больше таких проб, тем выше шансы выхода на эффективное решение соответствующей проблемы. Поскольку предприятия, получающие максимальную прибыль, лучше всего приспосабливаются к предъявляемым им требованиям и поскольку и поскольку другие участвующие в конкурентной борьбе, чтобы остаться на плаву, вынуждены имитировать эту приспособляемость, порождаемый ведущими предприятиями прогресс получает распространение и служит всему обществу. В этом отношении конкуренция призвана:

    • Обогащать общество знаниями о потребностях и средствах удовлетворения спроса, которыми располагают миллионы хозяйственных объектов в качестве потребителей и рабочей силы, знаниями, накопленными тысячами коммерсантов, инженеров и предприятий;
    • Стимулировать применение этих знаний;
    • Способствовать распространению в обществе оптимальных решений соответствующих проблем.

При концентрации экономики и наличии  конкуренции гарантируется использование  и широкое распространение прогрессивных знаний т.к. если новейшей информацией не воспользуется один, то этот ни за что шанс не упустит другой. Конечно, основной вклад в научно-технический прогресс вносят крупные предприятия с богатой материально-технической базой. Тем не менее, основополагающими принципами конкуренции должны быть деконцентрация экономических решений на основе состязательности и предотвращения сговора об использовании или неиспользовании определенных знаний. Конкуренция обеспечивает более многообразный и масштабный научный, технологический, экономический прогресс, нежели высокая степень концентрации, которая, как правило, равнозначна ограничению конкуренции.

3. Управление производством с  помощью хозяйственных субъектов.

Свобода потребления и производства как существенный элемент конкуренции позволяет поставщикам товаров и услуг предлагать то, с чем они могут рассчитывать на максимальный успех у покупателя. Поскольку поставщики предлагают потребителям альтернативные товары и услуги разного качества по разным ценам и им предоставляется право выбора на альтернативной основе, направленность производства определяется именно пожеланиями потребителей. Свобода производства, свобода выбора рынков сбыта, и свобода потребления создают предпосылки для того, многочисленные экономические единицы выясняли спрос и предлагали такие товары и услуги, которые способны значительно улучшить их экономическое благополучие. Основанный на свободе экономический порядок образуется тем, что не только в политическом, но и в экономическом отношении граждане самостоятельны и сами могут принимать решения как распорядиться своим доходом, какие товары и в каком количестве потреблять или приобретать, на какие предложения производителей обращать внимание, в какой профессии и на какой работе обеспечить свой доход и где жить. Последовательная политика по регулированию конкуренции является высокоэффективным инструментом, который должен предотвратить уклонение предприятий от социального и экономического контроля со стороны рынка, а также ослабление позиций потребителей.

Информация о работе Социально - экономическая модель Швеции и Германии