Северный экономический район: экономико-географическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Содержание

1. Введение 4

2. 1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района. 5

2.1. Общая характеристика Северного экономического района. 7

2.2. Административно – территориальные единицы. 9

2.3. Топливно – энергетические и минеральною сырьевые ресурсы. 11

2.4. Лесные и водные ресурсы.- 13

3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северного экономического района, их роль в российском производственном потенциале. 15

3.1. Экономико – географическая характеристика топливно – энергетического комплекса. 16

3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии. 18

3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса. 19

3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса. 21

3.5. Экономико – географическая характеристика строительного комплекса. 22

3.6. Экономико – географическая характеристика лесной деревообрабатывающей и целлюлозно – бумажной промышленности. 22

3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса. 23

3.8. Внешнеторговые перевозки. 25

3.9. Инвестиционный рейтинг Северного района 2009-2010. 26

4. Характеристика транспортной системы Северного района 28

4.1. Общая характеристика транспортной системы. 28

4.2. Железнодорожный транспорт. 30

4.3. Речной транспорт. 31





4.4. Морской транспорт. 31

4.5. Автомобильный транспорт. 32

4.6. Трубопроводный транспорт. 32

5. Заключение 33

6. Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Контра-цептив.docx

— 131.34 Кб (Скачать документ)

  В перспективе приоритетное значение для развития экономики района будут  иметь рациональное использование  природных ресурсов и охрана окружающей среды. Это связано с тем, что  добыча и переработка полезных ископаемых оказали неблагоприятное влияние  на окружающую среду: горными работами и отвалами нарушались и отчуждались  земли, загрязнялись поверхностные  и грунтовые воды, атмосфера и  почвы. Основными источниками загрязнения  окружающей среды являются предприятия черной и цветной металлургии, а также предприятия горнопромышленного и лесопромышленного комплексов.

  Особую  важность для района имеет проблема рационального использования и  охраны лесных и рыбных ресурсов, на базе которых развиваются отрасли  специализации, а их запасы в значительной степени исчерпаны.

  Широкий круг проблем ландшафтно-экологического характера связан с размещением на территории Новой Земли атомного испытательного полигона, а также с предполагаемым освоением нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря и началом эксплуатации месторождений алмазов в Архангельской области.

  В целях предотвращения нарастания негативных процессов в окружающей среде  необходимы реконструкция устаревших и строительство новых очистных сооружений, ускоренное наращивание оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод. Самостоятельное значение имеют развитие и внедрение экологически безвредных способов энергопроизводства, техники и технологии теплоснабжения, а также разработка и внедрение прогрессивных технологий поисков, добычи и комплексной переработки первичного сырья, более полного использования вторичных ресурсов, промышленных отходов.

  1. Экономико – географическая характеристика важнейших  отраслей промышленного производства Северного экономического района, их роль в российском производственном потенциале.

        Главные отрасли  экономики Северного экономического района связаны с эксплуатацией  природных ресурсов, это лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (занимает 22% от всего промышленного производства), черная металлургия (20%), топливная промышленность (10%) и электроэнергетика (13%). Менее развита легкая и пищевая отрасль, машиностроение и металлообработка. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района, производя более 80% совокупной продукции, концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности. Вместе с тем в последние десятилетия относительно быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Кризисные явления, развивающиеся в хозяйстве автономных республик Северного района в 1990-1993 гг., обусловили падение производства практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили диспропорции в развитии хозяйственного комплекса. Наибольший спад объемов производства в 1991-1993 гг. был характерен для отраслей специализации, входящих в топливно-энергетический (в угольной и нефтяной отраслях) и металлургический комплекс, а также для химической, легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Кризис в этих отраслях в значительной мере был обусловлен резким повышением цен на сырье, энергоносители и транспортных тарифов, высокой степенью износа производственного оборудования, недостатком инвестиций, разрывом хозяйственных связей. Спад производства в отраслях специализации усугубился отработкой запасов полезных ископаемых, служащих сырьем для химической промышленности, медленным освоением и вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки, потерей крупных государственных заказов на продукцию оборонного назначения в машиностроении. Другими немаловажными причинами являются разрыв хозяйственных связей и отсутствие средств у предприятий, в результате чего выросло затоваривание предприятии готовой продукцией из-за падения на нее спроса.

    1. Экономико – географическая характеристика топливно – энергетического комплекса.

  Топливная промышленность сосредоточена главным  образом в республике Коми и представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями. На фоне острого дефицита топливных ресурсов европейской части страны Северный экономический район выделяется значительным топливно-энергетическим потенциалом и поставляет топливо в другие районы страны.

  Ведущей базой угольной промышленности является Печорский бассейн. Удорожающие факторы, связанные с расположением бассейна за полярном кругом, обусловливают неблагоприятные технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают его развитие. Однако ресурсный потенциал бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля.

        Проблема дальнейшего  развития угольной промышленности связана  с ускорением строительства новых шахт и совершенствованием технического уровня производства. Основным направлением повышения эффективности производства и увеличения объемов добычи угля должны стать освоение новых технологий и оснащение предприятий высокопроизводительной техникой и на этой основе механизация труда.

  Значительны запасы нефти и газа на континентальной части района, здесь открыто более 20 месторождений нефти и 30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного углеводородного сырья. Ежегодно здесь добывают более 20 млн. т. нефти и около 20 млрд. м3 газа. Ведутся поиски новых месторождений, как на материковой части района, так и на шельфе.

  Гидроэнергетические ресурсы района обеспечивают (главным образом в Мурманской области и частично в Карельской республике и в республике Коми) благоприятные условия для развития энергетики. Широко используются для строительства гидроузел реки. Достаточное количество воды, наличие свободных земельных площадей, низкая степень заселенности - все это создает предпосылки для размещения электростанций. Здесь можно особо отметить Туломскую ГЭС и Польскую АЭС Мурманской области, Кислогубскую ПЭС и ПЭС пос. Полярные Зори. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове. Большое значение имеет соединение Карельской энергосистемы с Ленинградской и Кольской энергосистемами линиями электропередачи напряжением 330 кВт. Следует сказать, что в комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит ведущее место как важнейшей предпосылке внедрения самых передовых технических решений сокращения трудоемкости производства и повышения уровня жизни населения. 

    1. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии.

  Черная  металлургия Северного района представлена одной из четырех главных металлургических баз страны, включающей Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь» и его сырьевую базу - Оленегорское и Ковдорское месторождения железной руды. Топливной базой являются коксующиеся угли Печорского бассейна. Завод введен в эксплуатацию в 1955 г. и последовательно наращивает мощности.

  В 1982 г. введен в действие Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный совместно с Финляндией. Его продукция - железорудный концентрат и окатыши – будет поставляться на Череповецкий завод и на экспорт.

  Развита цветная металлургия, особенно медно-никелевая  промышленность, представленная объединением "Никель" г. Мончегорск в Мурманской области, использующим сырьевую базу в пределах района и лишь частично перерабатывающим норильское сырье. По масштабам производства оно занимает одно из ведущих мест в стране. В районе расположены также два алюминиевых завода, продукция которых вывозится в другие районы страны.

  Территория  Северного района обладает крупными ресурсами руд, содержащих алюминий, которые рассматриваются как наиболее эффективный источник перспективного развития глиноземного производства. Это Северо-Онежское и Вежаю-Ворыквинское месторождения бокситов и апатит-нефелиновые руды Хибинского массива. В настоящее время частично используются нефелины и североонежские бокситы.

        В развитии металлургического  комплекса наметился ряд негативных тенденций - разрушились сложившиеся хозяйственные связи, сократилось поступление сырья, недостаточны утилизация отходов и попутное извлечение полезных компонентов, медленно ведется техническое перевооружение и реконструкция предприятий, усиливается негативное влияние на окружающую среду, что ведет к повышению загрязнения воздушного, водного бассейнов, земельных ресурсов, уничтожению растительного покрова.

  В перспективе развитие металлургии  связано с совершенствованием методов  переработки сырья и утилизации отходов, а также решением экологических  проблем.

        Объемы производства черных металлов в 1997 г. сконцентрированы на Череповецком металлургическом комбинате АО «Север – сталь» приведены в таблице 2

  Таблица 2

  
  Наименование  продукции   Объем производства, млн. т.
  Чугун

  Сталь

  Прокат

  7,5

  8,9

  7,6

    1. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса.

  Машиностроение  представлено рядом крупных специализированных предприятий, обслуживающих потребности народного хозяйства в машинах и оборудовании. К ним относится завод по производству бумагоделательных машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и завод трелевочных тракторов в Петрозаводске, предприятия судостроения и ремонта судов в Мурманске, Архангельске, Котласе. Значительное развитие получили металлообработка и ремонт горной техники, тракторного парка лесозаготовительной промышленности. К основным видам продукции отрасли относятся: техника и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, различные плавсредства, подшипники, измерительные приборы, продукция радиоэлектроники и станкостроения, строительная и дорожная техника; производится ремонт судов. Ведущее место в производстве занимает судостроение, специализирующееся на постройке морских судов и ориентированное на потребности пароходства бассейна Северного Ледовитого океана.

        Специализация машиностроения еще не в полной мере соответствует  региональным потребностям в его продукции. Наряду с тем, что некоторые виды машиностроительной продукции направляются в другие регионы, большое количество аналогичных необходимых региону машин и оборудования, в том числе и для ведущих отраслей, завозятся из европейских районов и с Урала. Особенности развития машиностроения во многом связаны со значительной долей оборонных производств, а также со специализацией многих гражданских предприятий на обслуживающих их функциях. К особенностям машиностроительного комплекса следует отнести и относительно высокую себестоимость изготовления продукции, а также слабую техническую оснащенность действующих предприятий, где довольно высок удельный вес морально и физически устаревшего оборудования.

  Развитие  машиностроительного комплекса  района в перспективе связано  с переходом на рыночные отношения, осуществлением конверсии, что коренным образом изменит условия формирования спроса на продукцию машиностроения. Приоритет будет принадлежать переориентации машиностроительного комплекса на решение социальных проблем. в частности, особое внимание будет обращено на развитие и укрепление связей машиностроения с непроизводственной сферой, увеличение производства оборудования для легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, сельского хозяйства. Наиболее целесообразным вариантом дополнительной загрузки производственных мощностей машиностроительного комплекса является освоение строительства морских буровых нефтегазодобывающих платформ для Арктического бассейна и для других районов Мирового океана. Производство и поставка на экспорт таких платформ могут дать изготовителю значительные валютные поступления, которые позволят успешно решать задачи социально-экономического развития района.

  Резервы эффективного развития машиностроения связаны с адаптацией продукции машиностроения на международном рынке. В настоящее время существующая система унификации и стандартизации узлов и деталей не позволяет интегрировать продукцию машиностроения в мировую технологическую систему. Определенную роль в решении этих проблем могут сыграть создание совместных предприятий, а также предоставление самостоятельности предприятиям в вопросах международного сотрудничества. Осуществление данных мероприятий позволит подготовить предприятия машиностроения к переходу на рыночные отношения.

    1. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса.

  Химическая  промышленность включает крупнейшее в  стране предприятие по добычи фосфатных руд - АО "Апатит" в Мурманской области, поставляющее около 70 процентов общероссийской добычи фосфатного сырья, направляемого во многие районы страны, включая Сибирь и Дальний Восток, а также на экспорт. Сырьевая база предприятия в настоящее время интенсивно используется. Достаточно сказать, что с начала эксплуатации Хибинского месторождения выработано 300 млн.т. апатитового концентрата. Отрасль представлена также крупным азотно-туковым комбинатом в Череповце, небольшими предприятиями по производству пластических масс и газоперерабатывающим заводом в Сосногорске. Благоприятными предпосылками для развития химической промышленности, прежде всего производства полимеров, располагает республика Коми на основе полного использования попутного газа, а также конденсата.

        Снижение эффективности  работы химического комплекса в  значительной мере обусловливается  прогрессирующим ухудшением горно-геологических  условий разработки месторождений и качества руды АО «Апатит», некомплексным использованием сырья, устаревшим оборудованием и технологиями, требующими замены. Дальнейшее повышение эффективности производства возможно за счет использования низкокачественного сырья, комплексного использования сырья из отвалов в хранилищах АО «Апатит», внедрения безотходного технологического процесса для переработки апатитонефелиновых руд и т.д.

        Производство основных видов продукции химического  комплекса в 1997 г. характеризуется  данными, приведенными в таблице 3

  Таблица 3

  
  Наименование  продукции   Объем производств
  Апатитовый  концентрат

  (Мурманская  обл.)

  8217
  Минеральные удобрения 

  (Вологодская  обл.) в том числе

  азотные удобрения

  фосфорсодержащие  удобрения

  2030 

  362

  1668

Информация о работе Северный экономический район: экономико-географическая характеристика