Россия и Всемирная Торговая Организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:25, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является анализ образования и развития ВТО.
В ходе данной работы необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать историю создания и деятельности ВТО
-Проанализировать проблемы связанные со вступлением России в ВТО

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ВТО – Всемирная торговая организация………………………………6
1.1 История создания и деятельность ВТО…………………………………...6
1.2 Цели и принципы ВТО……………………………………………………10
Глава 2. Вступление России в ВТО…………………………………………….12
2.1 Россия и ВТО………………………………………………………………...12
2.2 Российская экономика: плюсы и минусы вхождения в ВТО…………….20
2.3 Цели и задачи присоединения к ВТО………………………………….......20
2.4 Значение вступления в ВТО для России…………………………………...24
2.5 Негативные последствия вхождения России в ВТО………………………26
Глава 3. Проблемы вступления России в ВТО………………………………..30
3.1 Участие государства во внешнеторговой деятельности…………………..31
3.2 Регулирование импорта……………………………………………………..32
3.3 Регулирование экспорта……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

    Сегодня в широком обращении находятся  оценки, согласно которым членство России в ВТО связывается с улучшением доступа на внешние рынки для конкурентных видов продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно10. Однако если брать во внимание стоимостной объем российского экспорта (в январе-июне 1998 г. он составил 35,4 млрд. долл.), то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение лишь для 5% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта (42,4% - январь-июнь 2003 г.), представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.

    Россия, чтобы не быть в будущем исключительно  сырьевым придатком и рынком сбыта  для индустриально развитых стран, пытается изменить структуру экспорта, и вынуждена искать механизмы преодоления торговых преград.

    Особую  проблему представляет приведение российского  законодательства в соответствие с  нормами ВТО и будущими обязательствами  России в связи с ее присоединением. Более половины действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.

    Процедура присоединения к ВТО предусматривает  обязательное закрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в три раза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени. Правила ВТО требуют, чтобы входящие в нее страны с переходной экономикой, к числу которых пока относится Россия, “связывали” до 98 процентов товарных позиций. Помимо ставок таможенных пошлин “связыванию” подлежат также налоги и таможенные сборы. Очевидно, что подобные меры способны нанести серьезный удар не только по бюджету, но и по отечественному товаропроизводителю, который даже при нынешнем высоком уровне барьеров в ряде отраслей (автомобилестроение, легкая промышленность) с трудом противостоит более конкурентному импорту.

    Получение Россией выгод из присоединения  к ВТО далеко небезусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е  годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в  отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне11. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.

    По  мнению наиболее радикальных протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас. 

    Глава3.      Проблемы вступления России в ВТО

    При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства  в области импортной политики.

    Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения  существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.

    В действительности необходимые корректировки  импортной политики могут также  оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие изменения, необходимые для развития экономики”12. Ведение национальной торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным секторальным интересам.

    Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе. Рассмотрим основные проблемы внешнеторгового режима России в контексте требований, предъявляемых к ней в связи с вступлением в ВТО. 

    3.1         Участие государства во внешнеторговой деятельности

    Основные  институциональные изменения в  этой сфере произошли в ноябре 1991 года, когда принятым законом  была упразднена официальная государственная  монополия на внешнеторговую деятельность. Российские экспортеры и импортеры получили возможность самим выбирать внешнеторговых партнеров. Непосредственное участие государства во внешней торговле было значительно сокращено: с упразднением государственных заказов обязательства по межправительственным торговым соглашениям взяли на себя торговые агенты, в частности “Русконтракт”.

    Однако  вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ, сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей. Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем взаимных поставок и фиксирует их цену на уровне, часто оказывающимся ниже уровня цен мирового рынка.

    Наряду  с двусторонними соглашениями со странами СНГ другие сектора внешней торговли также были подвержены вмешательству государства. Зачастую финансируемый за счет внешних займов импорт состоял в основном из пшеницы и фармацевтических товаров. В сфере экспорта торговля так называемыми “стратегически важными товарами”, такими как сырая нефть,  электроэнергия, удобрения, рыба, икра и древесина - составляющими существенную долю российского экспорта - также являлась предметом жесткого административного регулирования со стороны государства. Так, фирмы, намеревающиеся экспортировать эти товары должны пройти процедуру регистрации и получить в МВЭС соответствующую лицензию. Поэтому, несмотря на то, что правительство настаивает на распределении экспортных лицензий между несколькими конкурирующими фирмами, чтобы избежать монополизации рынка, сама процедура лицензирования является по сути одной из форм нетарифных ограничений, препятствующих выходу на рынок новых экспортеров. Кроме того, введенный в начале 1994 года “паспорт сделки”, дающий возможность банкам контролировать возврат инвалютных доходов российских экспортеров, - еще один пример усиления контроля за внешнеторговой деятельностью.

    Итак, несмотря на то, что существенный прогресс в решении проблемы государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность очевиден, некоторые области все еще находятся под централизованным контролем. Прежде всего, речь идет о двусторонних торговых отношениях России со странами СНГ и об экспорте стратегического сырья. 

    3.2        Регулирование импорта

    Российская  Федерация достаточно успешно справляется  с задачей формирования всесторонней юридической и институциональной  инфраструктуры в сфере импорта. Прежде всего, следует упомянуть  введение нового Таможенного Кодекса  и принятие Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров. Многие положения новой нормативной базы, касающиеся, например, таможенной очистки товаров и сопроводительной документации, вполне соответствуют международным требованиям.

    Таможенный  Тариф Российской Федерации, введенный в середине 1992 года, содержит четыре колонки: I) наименее развитые страны (нулевая ставка); II) развивающиеся страны-члены Общей Системы Преференций (1/2 базовой ставки по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); III) страны, которым предоставлен РНБ (так называемая базовая ставка); IV) страны, которым не предоставлен РНБ (двойная базовая ставка). Пошлинами облагается около 70% импорта России. На момент введения Тарифа базовая ставка РНБ составила в среднем 5%. Однако неоднократные пересмотры ставок Таможенного Тарифа в период с 1993 по 1995 год привели к значительному увеличению средней ставки и дифференциации тарифов, причем, если изменение ставок Тарифа в 1992 - 1993 годах объяснялось соображениями фискального характера, то изменения 1994 - 1995 годов, вероятно, явились ответом на давление со стороны промышленных и сельскохозяйственных отраслей, почувствовавших растущую иностранную конкуренцию.

    В дополнение к таможенным пошлинам, импорт в Россию облагается таможенным сбором, составляющим 0.15% от стоимости товара.

    Другая  проблема связана с применением  таможенных формальностей. Пресловутая  неразвитость таможенной службы создает  существенные затруднения при использовании  глубоко дифференцированного таможенного  тарифа.

    В настоящее время различные товары ввозятся в Российскую федерацию беспошлинно:  мясо, рыба, молоко, пшеница, цинк, локомотивы, холодильники, медицинский инструмент, сельскохозяйственная техника, пластмассы и т.д. С февраля 1993 года большая часть импортных товаров, за исключением продовольственных товаров, медикаментов и обуви, облагается 20% налогом на добавленную стоимость. Целый ряд товаров (предметы роскоши, табачные изделия и спиртные напитки) облагается акцизом, ставки которого могут составлять от 10 до 250% от таможенной стоимости товара. Импортное лицензирование распространяется на  ограниченную долю импорта (3%).

    Как уже отмечалось, наиболее значительное достижение в области либерализации  импорта связано с упразднением системы централизованного импорта  в 1994 году. Однако недавнее увеличение ставок таможенного тарифа свидетельствует о неустойчивости процесса либерализации импортной политики, возникающей, вероятно, благодаря протекционистскому давлению со стороны некоторых отраслей, традиционно имеющих в распоряжении мощные политические рычаги - сельскохозяйственный сектор, автомобильная промышленность. Являющиеся следствием подобного давления выборочные повышения ставок таможенного тарифа создают риск углубления и без того существенных отраслевых диспропорций. Наконец, слишком частые корректировки таможенных пошлин и процедур делают импортное регулирование мало предсказуемым, ухудшая тем самым общие условия внешнеторгового режима страны. 

    3.3        Регулирование экспорта

    Большая часть экспортных ограничений приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары. А поскольку эти товары являются основным содержанием российского экспорта, экспортные барьеры охватывают значительную его долю. Наиболее значимыми ограничениями являются экспортные квоты, которые действуют как количественные ограничения и предполагают жесткое государственное регулирование. Большая часть квот распределена МВЭС среди государственных внешнеторговых компании, и лишь незначительная их часть (около 5%) была предложена к продаже на аукционах. Как положительную тенденцию в развитии экспортной политики следует отметить сокращение с 17 товарных групп, подвергавшихся процедуре квотирования в 1992 году, до 12 в 1994 году.

    Экспортные  пошлины, введенные в январе 1992 года, распространяются, прежде всего, на природные ресурсы и затрагивают около 75% российского экспорта. За год количество товарных групп, подлежащих обложению экспортными пошлинами, сократилось с 53 до 29. С февраля 1993 года экспортные пошлины распространяются также на торговлю со странами СНГ, исключая межправительственные поставки. Несмотря на частые корректировки экспортных пошлин, общая тенденция к сокращению объема облагаемых пошлиной товаров сохраняется. Все товары, экспортируемые из Российской Федерации, за исключением сырой нефти и газа, освобождены от налога на добавленную стоимость и акцизов.

    Экспортное  лицензирование, ранее распространявшееся на энергию и сырьевые товары, теперь ограничено узким кругом товаров, чей  экспорт регулируется в рамках двусторонних торговых соглашений.

Информация о работе Россия и Всемирная Торговая Организация