Региональная  политика 
должна учитывать растущие проблемы депопуляции, 
формирование обширной зоны естественной 
убыли населения, его концентрацию в освоенных  
регионах европейской части страны и в крупных городах. 
Следует  отметить, что территориальные диспропорции 
в заселенности носят устойчивый и долгосрочный 
характер, что, естественно, должно приниматься во 
внимание при  планировании развития инфраструктуры, 
в том числе социальной. Это  имеет особое 
значение для развития районов Крайнего 
Севера, Сибири, Дальнего Востока и других 
геополитически важных регионов. Таким образом, 
высокая  социально-экономическая дифференциация 
регионов страны должна учитываться  в проводимой 
региональной политике. Необходимы согласованные действия 
федеральных и региональных органов  государственной власти 
и местного самоуправления по созданию 
максимально  благоприятных условий для развития 
экономики. Это должно происходить прежде 
всего путем внедрения инноваций, привлечение 
государственных и частных инвестиций, 
а также повышения качества и доступности 
бюджетных услуг.
Кроме этого, необходимо 
усиление заинтересованности органов местного 
самоуправления в  саморазвитии территорий, 
использовании  внутреннего потенциала: 
не все решает финансовая помощь свыше. 
Конечно, на современном  этапе полностью отказаться 
от перераспределения  финансовых ресурсов 
между регионами  и муниципальными образованиями  
невозможно. Но эта система должна быть 
более гибкой. Государственная  власть 
должна создавать и регулировать основные 
направления и условия  развития экономики, 
а непосредственные меры должны исходить 
от муниципалитетов. Привлечение инвестиций 
в развитие инфраструктуры муниципальных образований, 
в создание новых рабочих мест, и как следствие, 
в повышение  уровня жизни населения позволит 
не только поднять экономику определенного  
поселения, но в конечном итоге приведет 
к сокращению диспропорций развития между регионами.
          
Итак, можно выделить следующие механизмы  
по преодолению социально-экономической  
дифференциации субъектов Российской 
Федерации:
  - Создание системы мер на федеральном уровне по заинтересованности регионов в саморазвитии;
- при реализации бюджетной политики учитывать необходимость первоочередного повышения благополучия и благосостояния населения;
- разработать и принять долгосрочные программы устойчивого социально-экономического развития  дотационных регионов, в том числе и на муниципальном уровне;
- реформирование государственной налоговой системы на федеральном и региональном уровне;
- активизация инвестиционной деятельности в депрессивных регионах посредством:
а) государственной поддержки хозяйствующих  
субъектов, актив         
но занимающихся инвестиционной деятельностью, 
особенно направленной на технологическое обновление 
и  инновационное развитие;      
б) создания условий предоставления 
максимальных льгот для социальных инвестиций; 
      
в) развития на федеральном и региональном 
уровнях законодательной базы, гарантирующей  
сохранность и обеспечивающей эффективное  
вовлечение и использование инвестиционных 
ресурсов;      
г) выделения зон опережающего 
развития с определением их основных направлений  
развития (специализации) и наиболее перспективных проектов 
в производственно-хозяйственном  и социальном 
секторах, реализация которых будет в интересах  
устойчивого социально—экономического 
развития региона;
  - совершенствование бюджетной системы, направленное на поиск дополнительных источников преодоления депрессивности регионов (организации контроля за исполнением и стабильным финансированием федеральных и региональных целевых программ устойчивого СЭР).
          
В условиях мирового финансового 
кризиса в более сложном положнии
окажутся более  
экономически развитые страны. Субъекты 
РФ, имеющие значительно экономический  
потенциал, при росте национальной 
экономики
характеризуется более 
высокими темпами развития, но в условиях 
ухудшения ее динамики сильнее ощущают 
эти последствия. Те регионы, у которых 
доходная часть в основном формируется 
за счет финансовой помощи из федерального 
бюджета, пострадают меньше, поскольку 
получают ассигнования в объемах, запланированных 
в законе о федеральном бюджете.
  -  Принципы  и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов
В отношении депрессивных регионов 
государство  должно проводить особую политику, 
направленную на их поддержку. Существуют 
определенные принципы государственной 
политики в отношении депрессивных регионов:
  - Принцип целенаправленности. Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными;
- принцип единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер;
- принцип дифференциации. Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий;
- принцип обоснованности. Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий;
- принцип согласованности интересов. Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением.
     Кроме того, существует 
несколько форм федеральной поддержки 
депрессивных регионов:
  - финансирование федеральных программ поддержки депрессивных территорий (на возмездной и на безвозмездной основе);
- предоставление на определенный срок и на определенных условиях преференций и иных льгот организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях, содействие реструктуризации этих организаций, переподготовке кадров в целях облегчения доступа организаций и населения этих территорий к действующим или формирующимся направлениям федеральной поддержки, а также первоочередное рассмотрение заявок на получение средств на реконструкцию и санацию производства;
- оказание правовой, организационной, финансовой и иной поддержки органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях развития депрессивных территорий.
          
Первоначально основной формой поддержки может  
быть концентрация уже предусмотренных  
нормативно-законодательными актами рычагов  
и механизмов поддержки предпринимательства, 
привлечения частных (в т.ч. иностранных) 
инвестиций, содействия инвестиционной 
активности, реструктуризации предприятий, 
в составе федерального бюджета  может быть 
создан целевой бюджетный  фонд поддержки депрессивных 
регионов, средства которого предполагается 
использовать для долевого (с участием 
негосударственных  структур и региональных 
органов  власти и управления) финансирования 
мероприятий на территории депрессивных 
регионов и для прямого предоставления 
помощи (инвестиционных субсидий и  т.п.) 
предприятиям депрессивных регионов.
          
Наряду  с оказанием финансовой помощи при  
поддержке депрессивных регионов должны 
использоваться организационно-правовые 
меры: введение особого (более жесткого) 
режима ликвидации государственных (казенных) 
предприятий, приоритет при распределении  
государственных заказов (особенно оборонных), 
оказание помощи предприятиям в проведении 
инвестиционных торгов и организации новых эмиссий  
акций и т.д.     
    И, наконец, необходимо 
перечислить инструменты санации депрессивных 
территории. Санация – это система мер 
по финансовому оздоровлению региона, 
и основными ее инструментами являются 
временная консервация, реструктуризация 
территориальной системы и тотальная 
санация:
  - Временная консервация, когда средства государственной поддержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики, не устраняя ее причин (созданы предпосылки для дальнейшего оживления и подъема);
- реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социальную разгрузку территории, устранение причин экологических катастроф и т.д., а также укрупнение муниципалитетов или их реорганизацию в других формах;
- тотальная санация, т.е. прекращение деятельности муниципальных образований, их ликвидация и переселение жителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
Основной  причиной 
социально-экономического неравенства  
субъектов Российской Федерации  являются 
рыночные реформы конца XX века, хотя истоки 
были заложены еще политикой 60-х-80-х годов, 
ослабившей активность территориальных 
единиц и делавшей упор на централизованные 
механизмы. Однако именно за годы перехода 
России к рынку региональная дифференциация 
в нашей стране увеличилась более чем 
в 2 раза, позже ее усилил финансовый кризис 
1998 года. За 90-е годы снизился не только 
объем производства, но и межрегиональные 
экономические связи. Данная проблема 
усугубляется еще и тем, что региональное 
неравенство развивается по  нарастающей, 
так как различия в уровне социально-экономического 
развития влекут за собой еще большее 
усиление дифференциации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
  - http://stud24.ru/economics/differenciaciya-socialnojekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii/44158-137942-page3.html;
- http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-kulturologiya/1/a4-3.php;
- http://www.famous-scientists.ru/list/7741.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
Рейтинг регионов России 
по величине ВРП на душу населения.
| Место | Субъект федерации | ВРП на душу населения, 
  $ тыс. по ППС |  | Изменение за год, $ 
  по ППС | Прирост/снижение ВРП за 
  2001–2006 гг., % | Страна  с близким по 
  размеру ВВП на душу населения по ППС | 
|  |  | 2006 | 2005* |  |  |  | 
| 1 | Тюменская область | 43,49 | 42,50 | +993 | 42,0 | США, Ирландия, Кипр | 
| 2 | Москва | 23,51 | 20,98 | +2536 | 59,8 | Южная Корея, Израиль, 
  Саудовская Аравия | 
| 3 | Республика  Татарстан | 13,61 | 12,03 | +1579 | 34,1 | Габон, Сент-Китс и Невис | 
| 4 | Сахалинская область | 13,60 | 11,37 | +2230 | 77,2 |  | 
| 5 | Красноярский  край | 13,21 | 11,27 | +1940 | 26,0 |  | 
| 6 | Республика  Коми | 13,19 | 11,69 | +1492 | 19,1 | Чили, Малайзия, вся Россия | 
| 7 | Липецкая  область | 12,86 | 11,33 | +1536 | 39,2 |  | 
| 8 | Вологодская область | 12,05 | 12,84 | –791 | 28,7 | Турция, Аргентина | 
| 9 | Томская область | 12,02 | 10,99 | +1026 | 26,6 |  | 
| 10 | Санкт-Петербург | 11,80 | 10,77 | +1029 | 60,1 |  | 
|  | 
| 50 | Саратовская область  | 6,23 | 5,95 | +276 | 39,9 | Азербайджан | 
|  | 
| 80 | Республика  Ингушетия | 1,36 | 1,30 | +53 | –9,1 | Гана | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 2
Статистические  показатели, 
включенные в стартовый рейтинг  развития.
Социальная  сфера
  - Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: наиболее вероятный возраст, до которого доживет родившийся в данном году в данном регионе ребенок. Источник данных — Росстат;
- коэффициент младенческой смертности: число смертей среди детей в возрасте до года на 1000 родившихся. Источник данных — Росстат;
- заболеваемость населения: число больных с впервые в жизни установленным диагнозом, выявленных в течение года при обращении в лечебно-профилактическое учреждение или при профилактическом осмотре. Рассчитывается за год на 1000 человек населения. 2005 год. Источник данных — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- уровень преступности: число убийств и покушений на убийство на 1000 жителей. 2005 год. Источник данных Росстат;
- миграционное сальдо: разница между числом прибывших в регион человек и числом выбывших граждан из региона. Характеризует привлекательность региона для граждан страны. 2006 год. Источник данных — Росстат.
Развитие  экономики
  - Валовой региональный продукт на душу населения: характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. 2005 год. Источник данных — Росстат;
- объем инвестиций в основной капитал на душу населения (усредненное значение за 2002—2006 года): определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных — Росстат;
- рост энергопотребления в регионе за период 1998—2006 гг. Рост энергопотребления свидетельствует о развитии энергоемкой промышленности в регионе или о повышении благосостояния граждан — чем богаче население, тем больше оно может себе позволить предметов бытовой техники, работающих на электричестве. Источник данных — РАО «ЕЭС»;
- объем долгов по заработной плате на 01.01.2007. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Росстат;
- номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в декабре 2006 года. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ;
- оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения. 2006 год. Источник данных — Росстат.