Региональная политика
должна учитывать растущие проблемы депопуляции,
формирование обширной зоны естественной
убыли населения, его концентрацию в освоенных
регионах европейской части страны и в крупных городах.
Следует отметить, что территориальные диспропорции
в заселенности носят устойчивый и долгосрочный
характер, что, естественно, должно приниматься во
внимание при планировании развития инфраструктуры,
в том числе социальной. Это имеет особое
значение для развития районов Крайнего
Севера, Сибири, Дальнего Востока и других
геополитически важных регионов. Таким образом,
высокая социально-экономическая дифференциация
регионов страны должна учитываться в проводимой
региональной политике. Необходимы согласованные действия
федеральных и региональных органов государственной власти
и местного самоуправления по созданию
максимально благоприятных условий для развития
экономики. Это должно происходить прежде
всего путем внедрения инноваций, привлечение
государственных и частных инвестиций,
а также повышения качества и доступности
бюджетных услуг.
Кроме этого, необходимо
усиление заинтересованности органов местного
самоуправления в саморазвитии территорий,
использовании внутреннего потенциала:
не все решает финансовая помощь свыше.
Конечно, на современном этапе полностью отказаться
от перераспределения финансовых ресурсов
между регионами и муниципальными образованиями
невозможно. Но эта система должна быть
более гибкой. Государственная власть
должна создавать и регулировать основные
направления и условия развития экономики,
а непосредственные меры должны исходить
от муниципалитетов. Привлечение инвестиций
в развитие инфраструктуры муниципальных образований,
в создание новых рабочих мест, и как следствие,
в повышение уровня жизни населения позволит
не только поднять экономику определенного
поселения, но в конечном итоге приведет
к сокращению диспропорций развития между регионами.
Итак, можно выделить следующие механизмы
по преодолению социально-экономической
дифференциации субъектов Российской
Федерации:
- Создание системы мер на федеральном уровне по заинтересованности регионов в саморазвитии;
- при реализации бюджетной политики учитывать необходимость первоочередного повышения благополучия и благосостояния населения;
- разработать и принять долгосрочные программы устойчивого социально-экономического развития дотационных регионов, в том числе и на муниципальном уровне;
- реформирование государственной налоговой системы на федеральном и региональном уровне;
- активизация инвестиционной деятельности в депрессивных регионах посредством:
а) государственной поддержки хозяйствующих
субъектов, актив
но занимающихся инвестиционной деятельностью,
особенно направленной на технологическое обновление
и инновационное развитие;
б) создания условий предоставления
максимальных льгот для социальных инвестиций;
в) развития на федеральном и региональном
уровнях законодательной базы, гарантирующей
сохранность и обеспечивающей эффективное
вовлечение и использование инвестиционных
ресурсов;
г) выделения зон опережающего
развития с определением их основных направлений
развития (специализации) и наиболее перспективных проектов
в производственно-хозяйственном и социальном
секторах, реализация которых будет в интересах
устойчивого социально—экономического
развития региона;
- совершенствование бюджетной системы, направленное на поиск дополнительных источников преодоления депрессивности регионов (организации контроля за исполнением и стабильным финансированием федеральных и региональных целевых программ устойчивого СЭР).
В условиях мирового финансового
кризиса в более сложном положнии
окажутся более
экономически развитые страны. Субъекты
РФ, имеющие значительно экономический
потенциал, при росте национальной
экономики
характеризуется более
высокими темпами развития, но в условиях
ухудшения ее динамики сильнее ощущают
эти последствия. Те регионы, у которых
доходная часть в основном формируется
за счет финансовой помощи из федерального
бюджета, пострадают меньше, поскольку
получают ассигнования в объемах, запланированных
в законе о федеральном бюджете.
- Принципы и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов
В отношении депрессивных регионов
государство должно проводить особую политику,
направленную на их поддержку. Существуют
определенные принципы государственной
политики в отношении депрессивных регионов:
- Принцип целенаправленности. Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными;
- принцип единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер;
- принцип дифференциации. Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий;
- принцип обоснованности. Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий;
- принцип согласованности интересов. Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением.
Кроме того, существует
несколько форм федеральной поддержки
депрессивных регионов:
- финансирование федеральных программ поддержки депрессивных территорий (на возмездной и на безвозмездной основе);
- предоставление на определенный срок и на определенных условиях преференций и иных льгот организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях, содействие реструктуризации этих организаций, переподготовке кадров в целях облегчения доступа организаций и населения этих территорий к действующим или формирующимся направлениям федеральной поддержки, а также первоочередное рассмотрение заявок на получение средств на реконструкцию и санацию производства;
- оказание правовой, организационной, финансовой и иной поддержки органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях развития депрессивных территорий.
Первоначально основной формой поддержки может
быть концентрация уже предусмотренных
нормативно-законодательными актами рычагов
и механизмов поддержки предпринимательства,
привлечения частных (в т.ч. иностранных)
инвестиций, содействия инвестиционной
активности, реструктуризации предприятий,
в составе федерального бюджета может быть
создан целевой бюджетный фонд поддержки депрессивных
регионов, средства которого предполагается
использовать для долевого (с участием
негосударственных структур и региональных
органов власти и управления) финансирования
мероприятий на территории депрессивных
регионов и для прямого предоставления
помощи (инвестиционных субсидий и т.п.)
предприятиям депрессивных регионов.
Наряду с оказанием финансовой помощи при
поддержке депрессивных регионов должны
использоваться организационно-правовые
меры: введение особого (более жесткого)
режима ликвидации государственных (казенных)
предприятий, приоритет при распределении
государственных заказов (особенно оборонных),
оказание помощи предприятиям в проведении
инвестиционных торгов и организации новых эмиссий
акций и т.д.
И, наконец, необходимо
перечислить инструменты санации депрессивных
территории. Санация – это система мер
по финансовому оздоровлению региона,
и основными ее инструментами являются
временная консервация, реструктуризация
территориальной системы и тотальная
санация:
- Временная консервация, когда средства государственной поддержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики, не устраняя ее причин (созданы предпосылки для дальнейшего оживления и подъема);
- реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социальную разгрузку территории, устранение причин экологических катастроф и т.д., а также укрупнение муниципалитетов или их реорганизацию в других формах;
- тотальная санация, т.е. прекращение деятельности муниципальных образований, их ликвидация и переселение жителей.
Заключение
Основной причиной
социально-экономического неравенства
субъектов Российской Федерации являются
рыночные реформы конца XX века, хотя истоки
были заложены еще политикой 60-х-80-х годов,
ослабившей активность территориальных
единиц и делавшей упор на централизованные
механизмы. Однако именно за годы перехода
России к рынку региональная дифференциация
в нашей стране увеличилась более чем
в 2 раза, позже ее усилил финансовый кризис
1998 года. За 90-е годы снизился не только
объем производства, но и межрегиональные
экономические связи. Данная проблема
усугубляется еще и тем, что региональное
неравенство развивается по нарастающей,
так как различия в уровне социально-экономического
развития влекут за собой еще большее
усиление дифференциации.
Список литературы
- http://stud24.ru/economics/differenciaciya-socialnojekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii/44158-137942-page3.html;
- http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-kulturologiya/1/a4-3.php;
- http://www.famous-scientists.ru/list/7741.
Приложение 1
Рейтинг регионов России
по величине ВРП на душу населения.
Место |
Субъект федерации |
ВРП на душу населения,
$ тыс. по ППС |
|
Изменение за год, $
по ППС |
Прирост/снижение ВРП за
2001–2006 гг., % |
Страна с близким по
размеру ВВП на душу населения по ППС |
| |
|
2006 |
2005* |
|
|
|
1 |
Тюменская область |
43,49 |
42,50 |
+993 |
42,0 |
США, Ирландия, Кипр |
2 |
Москва |
23,51 |
20,98 |
+2536 |
59,8 |
Южная Корея, Израиль,
Саудовская Аравия |
3 |
Республика Татарстан |
13,61 |
12,03 |
+1579 |
34,1 |
Габон, Сент-Китс и Невис |
4 |
Сахалинская область |
13,60 |
11,37 |
+2230 |
77,2 |
|
5 |
Красноярский край |
13,21 |
11,27 |
+1940 |
26,0 |
|
6 |
Республика Коми |
13,19 |
11,69 |
+1492 |
19,1 |
Чили, Малайзия, вся Россия |
7 |
Липецкая область |
12,86 |
11,33 |
+1536 |
39,2 |
|
8 |
Вологодская область |
12,05 |
12,84 |
–791 |
28,7 |
Турция, Аргентина |
9 |
Томская область |
12,02 |
10,99 |
+1026 |
26,6 |
|
10 |
Санкт-Петербург |
11,80 |
10,77 |
+1029 |
60,1 |
|
| |
50 |
Саратовская область |
6,23 |
5,95 |
+276 |
39,9 |
Азербайджан |
| |
80 |
Республика Ингушетия |
1,36 |
1,30 |
+53 |
–9,1 |
Гана |
Приложение 2
Статистические показатели,
включенные в стартовый рейтинг развития.
Социальная сфера
- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: наиболее вероятный возраст, до которого доживет родившийся в данном году в данном регионе ребенок. Источник данных — Росстат;
- коэффициент младенческой смертности: число смертей среди детей в возрасте до года на 1000 родившихся. Источник данных — Росстат;
- заболеваемость населения: число больных с впервые в жизни установленным диагнозом, выявленных в течение года при обращении в лечебно-профилактическое учреждение или при профилактическом осмотре. Рассчитывается за год на 1000 человек населения. 2005 год. Источник данных — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- уровень преступности: число убийств и покушений на убийство на 1000 жителей. 2005 год. Источник данных Росстат;
- миграционное сальдо: разница между числом прибывших в регион человек и числом выбывших граждан из региона. Характеризует привлекательность региона для граждан страны. 2006 год. Источник данных — Росстат.
Развитие экономики
- Валовой региональный продукт на душу населения: характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. 2005 год. Источник данных — Росстат;
- объем инвестиций в основной капитал на душу населения (усредненное значение за 2002—2006 года): определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных — Росстат;
- рост энергопотребления в регионе за период 1998—2006 гг. Рост энергопотребления свидетельствует о развитии энергоемкой промышленности в регионе или о повышении благосостояния граждан — чем богаче население, тем больше оно может себе позволить предметов бытовой техники, работающих на электричестве. Источник данных — РАО «ЕЭС»;
- объем долгов по заработной плате на 01.01.2007. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Росстат;
- номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в декабре 2006 года. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ;
- оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения. 2006 год. Источник данных — Росстат.