Природно - ресурсный потенциал района транспортного обслуживания. Оренбургская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Оренбургская область, являющаяся одной из крупнейших областей Российской Федерации с территорией 124 тыс. кв. километра и населением более 2 млн. человек имеет в своем составе 35 сельских района и 12 городов (11 – областного подчинения). Протяженность с запада на восток - 755 км, с севера на юг - от 60 до 425 км. Общая протяженность границ области составляет около 3700 км, в том числе с Республикой Казахстан - 1876 км (45,1%). С Казахстаном граничат 13 сельских районов, на сопредельных территориях которых, расположено свыше 60 потенциально опасных объектов.

Работа состоит из  1 файл

Природно - ресурсный потенциал района транспортного обслуживания. Оренбургская областьdocx.docx

— 81.60 Кб (Скачать документ)

На развитие сельского  хозяйства области положительно влияют также и исторически сложившиеся  трудовые навыки разных народов, населяющих Оренбургскую область.

Природные и социально-экономические  условия определили зерно-животноводческую специализацию сельского хозяйства.

 
 

Оренбургская область  занимает 2-е место в Уральском  экономическом районе после Республики Башкортостан и 14-15-е место в России по объему производства валовой продукции сельского хозяйства и 1-е место по валовому сбору зерна. В структуре экспортных поставок сельскохозяйственной продукции Урала свыше 50 % составляет оренбургская пшеница сильных и твердых сортов.

В области получило развитие животноводство мясо-молочного направления, птицеводство, овцеводство и козоводство. Из других отраслей животноводства в области представлены пушное звероводство и пчеловодство.

В Оренбургской области различают пять почвенно-климатических зон: северную, западную, центральную, южную и восточную. В северную зону входят районы Абдулинский, Асекеевский, Бугурусланский, Пономаревский, Северный, Шарлыкский, Тюльганский, Матвеевский. В западную - Бузулукский, Курманаевский, Новосергиевский, Сорочинский, Тоцкий, Грачевский, Красногвардейский, Александровский. В центральную - Беляевский, Кувандыкский, Октябрьский, Оренбургский, Сакмарский, Саракташский, Переволоцкий. В южную - Акбулакский, Илекский, Первомайский, Соль-Илецкий, Ташлинский. В восточную - Адамовский, Гайский, Кваркенский, Светлинский, Домбаровский, Новоорский.

Потенциал у аграрной отрасли области  имеется, считают специалисты Оренбургстата. В последние годы положительные сдвиги произошли в животноводстве. За январь - сентябрь 2012 года у нас произведено скота и птицы в живом весе больше, чем за тот же период 2011-го, на 10,3 тысячи тонн (на 10,6 процента), молока - на 14,7 тысячи (2,2), яиц - на 32,6 миллиона штук (3,8).

Поголовье свиней увеличилось на 37,3 тысячи (на 13,4 процента), овец и коз - на 15,5 тысячи (5,2). На одну молочную корову надоено в среднем 2646 килограммов  молока. Лучше всего с этим дела обстоят в хозяйствах Тоцкого  района (3366 кг), Курманаевского (3135) и Асекеевского (3129).

В этом году, несмотря на засуху, удалось  собрать один миллион 458 тысяч тонн зерна при средней урожайности 8,6 центнера с гектара.

СТРУКТУРА ПРОДУКЦИИ  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО КАТЕГОРИЯМ ХОЗЯЙСТВ (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Хозяйства всех категорий

100

100

100

100

100

в том числе:

         

сельскохозяйственные организации

45,9

43,5

39,5

33,0

37,4

хозяйства населения

43,9

45,4

53,2

60,9

51,3

крестьянские (фермерские) хозяйства1)

10,2

11,1

7,3

6,1

11,3


1) Включая индивидуальных предпринимателей.

 

Глава 5 Транспортный комплекс Оренбургской области

 

Транспортный комплекс Оренбургской области является важнейшей составной  частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивает условия  экономического роста, повышения конкурентоспособности  региональной  экономики и качества жизни населения.

На территории Оренбургской области  транспортный комплекс представлен  автомобильным, железнодорожным и  воздушным транспортом.

Транспортная сеть области состоит  из 1,5 тыс. км магистральных железнодорожных  путей общего пользования, 13,6 тыс. км автомобильных дорог с твердым  покрытием.

Железнодорожный транспорт

На территории области функционируют  два филиала ОАО «РЖД» -  Южно-Уральская и Куйбышевская железные дороги. Эксплуатационная длина путей ЮУЖД составляет 1340,5 км, в том числе электрифицированных линий - 512 км, и Куйбышевской железной дороги -  115 км.  
Плотность железных дорог общего пользования в области – 13,3 км/1000 кв. км, в 3,4 раза выше,  чем в среднем по Российской Федерации.

Южно-Уральская железная дорога - одно из передовых предприятий ОАО «РЖД». Сегодня оренбургская магистраль, входящая в состав Южно-Уральской железной дороги, является современной технологически оснащенной транспортной артерией, обеспечивающей дальнейшее развитие экономики нашего региона.

На ЮУЖД постоянно ведется работа по развитию, модернизации и реконструкции железнодорожного транспорта. Внедрена система компьютерного управления подвижного состава.

В соответствии с Соглашением между  Правительством Оренбургской области  и ОАО «РЖД» о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.

В 2011 году Южно-Уральской железной дорогой направлено на реализацию этих мероприятий на территории Оренбургской области инвестиций в объеме 2,28 миллиарда  рублей.

Южно-Уральской железной дорогой  при поддержке Правительства  Оренбургской области продолжается работа по реализации инвестиционного  проекта по электрификации участка  железной дороги «Оренбург-Красногвардеец-Сенная». Стоимость проекта оценивается в  33,0 млрд. рублей. Проект включен в перечень крупных инвестиционных проектов Приволжского федерального округа и в Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734, со сроком начала реализации в 2015 году.

Проект согласуется со стратегией развития Оренбургской области. Его  реализация позволит сформировать двухпутный альтернативный широтный маршрут Карталы – Орск – Оренбург – Красногвардеец – Сенная для грузов железнодорожного транзита из Западного Китая в Европу с обходом загруженных участков Транссиба и существенно усилит одно из важных транспортно-логистических направлений «Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел», а также позволит обеспечить стратегические потребности в перевозках Орско-Новотроицкой агломерации.

По показателям погрузки и грузооборота железнодорожный транспорт Оренбуржья занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе, а среди региональных структур России входит в десятку крупнейших.

Доля перевезенных грузов железнодорожным  транспортом в общем объеме грузоперевозок по области составляет около 63 %, а  грузооборота – 95,1%.

За 2011 год железнодорожным транспортом  перевезено 32,9 млн. тонн грузов, или  на 1,4% больше, чем за 2010 год (без учета  Карталинского отделения ЮУЖД). Грузооборот составил 25,1 млн. т-км, или 121,9% к уровню 2010 года.

Пассажирооборот составил 1092,0 млн. пасс.км., или 102,6% к прошлому году.

С 1 января 2011 года функции по перевозке  пассажиров в пригородном сообщении  переданы от железных дорог-филиалов ОАО «РЖД» пригородным пассажирским компаниям. В этой связи Правительством области заключены договоры с ОАО «Свердловская  пригородная пассажирская компания» и ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» об организации обслуживания населения области в пригородном сообщении, в том числе и перевозке региональных льготников.

В условиях реформирования железнодорожного транспорта России остается неизменной задача повышения качества перевозки  населения, обеспечения безопасности и уровня комфорта. За последние  три года приобретено 8 новых  электропоездов повышенной комфортности для пригородных железнодорожных перевозок. Фирменный поезд «Оренбуржье» оснащен новыми вагонами, которые отличаются повышенной комфортностью и усовершенствованной системой жизнеобеспечения. В пригородном железнодорожном сообщении на маршруте Оренбург-Бузулук организовано движение современных рельсовых автобусов РА-2.

Автомобильный и городской наземный электрический транспорт

В Оренбургской области действует  разветвленная маршрутная сеть, позволяющая  обеспечивать пассажирскими автобусными  перевозками практически все  население области.

Открыто более 470 пригородных и  междугородных, 200 городских и внутрипоселковых маршрутов, на которых работает более 6500 автобусов.

На территории работают 39 автобусных маршрутов, связывающих Оренбург и  города области с  другими регионами Российской Федерации. Перевозки осуществляются в большинстве случаев на паритетной основе хозяйствующими субъектами различной формы собственности. В настоящее время Оренбург связан автобусным сообщением с городами Республики Башкортостан: Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Октябрьский; городами: Пермь, Казань, Набережные Челны, Самара, Нижний Новгород, Тюмень, Ижевск и др.

Кроме того, на паритетной основе осуществляются перевозки по 9 международным автобусным маршрутам с городами: Актобе, Уральск, Хромтау, Бадамша (Казахстан); Оринген, Штуттгард (Германия).

В области действует 20 муниципальных  унитарных предприятий автомобильного транспорта, которые осуществляют перевозку  пассажиров на регулярных городских (внутрипоселковых), пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Всего в области насчитывается 1140 единиц муниципального транспорта, которые обслуживают 506 маршрутов, в том числе 100 - городских. 406 - пригородных.

Из общего количества муниципального транспорта 853 единицы – автобусы, 187 – трамваи, 100 – троллейбусы.

Ежегодно автомобилисты нашего региона перевозят около 40 миллионов  тонн грузов и свыше 200 миллионов  пассажиров.

В области зарегистрировано свыше 652 тысяч единиц транспортных средств, в том числе: 86,2 тысячи – грузовых, 16,7 – автобусов, 48,6 - легковых автомобилей. Значительная часть автомобилей  находится в собственности физических лиц - индивидуальных владельцев: 97,7% легковых автомобилей, 73,9% - грузовых, 66,8% - автобусов.

Координацию деятельности муниципальных  образований области, перевозчиков всех форм собственности, осуществляет Межведомственная транспортная комиссия Оренбургской области, в состав которой  входят представители министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, муниципальных образований, управления ГИБДД, Управления государственного автодорожного  надзора, Управления Федеральной налоговой  службы, Управления Роспотребнадзора и других федеральных и областных структур.

В 2011 году из бюджетов всех уровней  на оказание финансовой поддержки муниципальным  образованиям в решении вопросов транспортного обслуживания населения  направлено 146,9 млн. руб.

В целях внедрения в процессы организации пассажирских перевозок  инновационных технологий, повышения  безопасности и качества обслуживания населения, в том числе льготных категорий граждан, совершенствования  учета проезда пассажиров, повышения  эффективности использования бюджетных  средств, выделяемых для перевозки  пассажиров продолжается работа по внедрению  безналичного расчета за проезд на пассажирском транспорте общего пользования  с использованием микропроцессорных  пластиковых карт «Социальная транспортная карта», «Транспортная карта горожанина»  и других, а также  спутниковых навигационных систем «ГЛОНАСС/GPS».

Система безналичного расчета, в том  числе по перевозке льготных категорий  населения по «Социальным транспортным картам» работает в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке, Бугуруслане, Оренбургском, Саракташском и Новоорском районах.

Всего оборудовано транспортными  терминалами 872 единиц транспорта, в  том числе 474 коммерческого, которые оснащены платежными терминалами. Развернута агентская сеть по продаже и пополнению транспортных карт.

Обеспечению качества транспортных услуг  и безопасности дорожного движения на пассажирском транспорте способствуют современные технические средств  контроля.

Целенаправленно продолжается внедрение  системы навигационного контроля «ГЛОНАСС/GPS» за работой муниципального пассажирского транспорта на регулярных муниципальных и межмуниципальных автобусных маршрутах, что позволит значительно повысить степень безопасности перевозки пассажиров и ответственности перевозчиков.

Муниципальными образованиями, перевозчиками  области установлено оборудование спутниковых навигационных систем «ГЛОНАСС/GPS» на 820 единицах пассажирского транспорта общего пользования, работающих на муниципальных и межмуниципальных маршрутах области.

В настоящее время в соответствии с распоряжением Губернатора  Оренбургской области от 15.06.2011 года № 220-р создана рабочая группа по разработке областной целевой  программы «Внедрение спутниковых  навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Оренбургской области» на 2013 – 2016 годы».

Дальнейшему развитию автомобильного транспорта области будет способствовать реализация одного из приоритетных проектов Российской Федерации в сфере  транспортной инфраструктуры – формирование нового международного транспортного  коридора «Европа – Западный Китай», маршрут которого проходит через  территорию Оренбургской области.

Авиационный транспорт

Воздушный транспорт Оренбургской области представлен федеральным  государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Оренбургские авиалинии», федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Международный аэропорт Оренбург» и государственным унитарным предприятием (ГУП) «Аэропорт Орск».

Федеральное государственное унитарное  предприятие «Оренбургские авиалинии» обладает международным статусом, входит в число ведущих регулярных перевозчиков России.

Основные виды деятельности компании — перевозки пассажиров, багажа и грузов на международных и российских авиалиниях регулярными и чартерными рейсами, обслуживание собственных  и транзитных воздушных судов.

Информация о работе Природно - ресурсный потенциал района транспортного обслуживания. Оренбургская область