Политико-географическая характеристика Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексная политико-географическая характеристика Норвегии, которая и определяет место и роль данного государства в системе региональных и глобальных политических и экономических связей.

Содержание

Глава 1. Оценка территории Норвегии и ее хозяйственного
комплекса………………………………………………………………5
Глава 2. Политическое устройство Норвегии………………………18
Глава 3. Место Норвегии на политической карте мира……………28
Заключение……………………………………………………………36
Список изученных источников……………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

норвегия.docx

— 80.40 Кб (Скачать документ)

Итак, Королевство Норвегия – является конституционной монархией  с парламентской демократической  системой управления. Король (Харальд  V с 17 января 1991г., сын Улафа V, династии Глюксбургов) является главой правительства и выполняет функции исполнительной власти, каковыми являются вынесение законопроектов и проектов бюджета на обсуждение в Стортинг и реализация решений Стортинга посредством деятельности Министерств. Правительство формируется Стортингом и возглавляется премьер-министром (Йенсом Столтенбергом). Большинство депутатов (86 из 169) – социал-демократы и принадлежат к Норвежской рабочей партии. В настоящее время, Король обладает ограниченной политической властью, но имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Из трех ветвей государственной власти большая власть предоставлена Стортингу (парламенту).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 МЕСТО НОРВЕГИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА

 

 

Норвегия – небольшая  страна, которая в силу географического  положения и зависимости от мировой  торговли активно участвует в  международной жизни.

         Северные регионы являются одними из наиболее важных регионов стратегического приоритета Норвегии. Их главная цель заключается в том, что бы обеспечить устойчивый рост и развитие северных регионов через дальнейшее укрепление международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и научных исследований.

         Предпосылка стратегии правительства Норвегии в северных регионах – в растущем международном интересе к Арктике и прилегающих районах Норвегии на севере. Вследствие глобальных изменений климата на севере отступает полярный лёд. Эти значительные изменения вызывают большой интерес к региону исследователей климата со всего мира.

          Исчезновение льда означает, что Арктика станет более доступной для деятельности человека. На севере есть крупные морские месторождения нефти и газа, расположенные в основном на российской стороне. Новые и более короткие судоходные пути через Северный Ледовитый океан дадут возможность открыть судоходство между Азией и Европой, Северной Америкой. Развитие идёт быстрыми темпами, встают значительные задачи и открываются большие возможности по управлению регионом. Пять арктических стран – Канада, Дания (через Гренландию), Норвегия, Россия и США предъявляют претензии на Арктику и таким образом конкурируют за доступ к огромным природным ресурсам [12].

          Для определения курса в декабре 2006 г. была представлена «отдельная стратегия правительства Норвегии в северных регионах»[5]. Контроль за её исполнением осуществляется под руководством Министерства иностранных дел Норвегии. В марте 2009 г. правительство представило свой план по контролю за выполнением стратегии развития северных регионов  «Новые структурные элементы на севере»[5]. К этому времени большинство мероприятий, предусмотренных стратегией 2006 года, были проработаны и реализованы.  
           В стратегии развития северных регионов 2006 года выделяется семь приоритетных направлений: осуществление полномочий, развитие знаний, управление окружающей средой и природными ресурсами, нефтяная и газовая деятельность, обеспечение основ существования коренных народов, сотрудничество между людьми («лицом к лицу») и сотрудничество с Россией. Стратегия определяет 22 инициативы, охватывающие широкий спектр вопросов и предусматривающие участие многих министерств[12].

          В документе по дальнейшему развитию Новые структурные элементы на севере, представленном в марте 2009 года, определены следующие основные приоритеты дальнейшей работы:

  • Расширение знаний о климате и окружающей среде северных регионов
  • Укрепление мониторинга, готовности, реагирования и безопасности на море в северных морских районах
  • Стимулирование устойчивого использования ресурсов нефти и газа, возобновляемых морских ресурсов
  • Содействие развитию деловой и хозяйственной жизни на континентальной части на севере
  • Дальнейшее развитие инфраструктуры северных регионов
  • Поддержка и защита установленного суверенитета, укрепление межграничного сотрудничества на севере
  • Обеспечение основ существования и культуры коренных народов

 

         В ближайшем будущем норвежское правительство собирается провести ряд конкретных мероприятий, например: открыть центр климата и окружающей среды в Тромсё, выяснить возможность приобретения научно-исследовательского судна для  плавания во льдах и создание для морских регионов комплексной системы мониторинга и оповещения, начало широких морских биологических изысканий. Сроки их реализации будут рассматриваться в текущем порядке и следовать из представляемого правительством Стортингу ежегодного бюджета [12].

         По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере, норвежско-российские отношения будут всегда иметь два весомых измерения:

        Первое  – соседское. Самым важным для связей между Норвегией и Россией является развитие северных регионов, в центре которого стоит двустороннее измерение, здесь оно укрепляется, развивается и углубляется, здесь у стран  остаются противоречия интересов, но здесь они так же расширили опыт в их решении. В целом развитие движется в верном направлении.

          Второе измерение касается отношений  между Россией и Западом, куда  входит и Норвегия.  То, что происходит внутри России, в том числе развитие государственного управления с более авторитарными чертами, не вызывает доверия. Наоборот, это укрепляет представление о том, что Россия остается «иным местом».

          Соседские отношения с Россией,  которые очень важны для Норвегии, одновременно являются опытом  и ландшафтом, который притягивает Норвегию к центру европейской и трансатлантической политики [12].     

        Норвегия до сих пор не является членом ЕС, хотя на протяжении многих лет рассматривался этот вопрос. Рабочая партия во главе с Брутланд вновь сформировала правительство меньшинства, которое в 1992 г. возобновило переговоры о вступлении Норвегии в ЕС [20]. 

          На выборах 1993г. Рабочая партия осталась у власти, но не получила большинства мест в парламенте. Консерваторы — от самых правых (Партия прогресса) до самых левых (Народная социалистическая партия) — все более утрачивали свои позиции. Партия центра, выступавшая против вступления в ЕС, получила втрое больше мест и выдвинулась на второе место по влиянию в парламенте [7].

Новое правительство вновь  поставило на обсуждение вопрос о  вступлении Норвегии в ЕС. Это предложение  активно поддержали избиратели от трех партий — Рабочей, Консервативной и  Партии прогресса, живущие в городах  на юге страны. Партия центра, выражающая интересы сельского населения и  фермеров, большей частью настроенных  против ЕС, возглавила оппозицию, получив  поддержку крайних левых и  христианских демократов. На всенародном  референдуме в ноябре 1994 г. норвежские избиратели, невзирая на положительные итоги голосования в Швеции и Финляндии несколькими неделями раньше, вновь отвергли участие Норвегии в ЕС. В голосовании участвовало рекордно большое число избирателей (86,6%), из них против членства в ЕС высказались 52,2%, а за вступление в эту организацию — 47,8% [12].

В 1990-х г. Норвегия подверглась растущей международной критике в связи с отказом прекратить коммерческий забой китов. В 1996 г. Международная комиссия по рыболовству подтвердила запрет на экспорт продуктов китобойной промышленности из Норвегии [7].

Норвегия активно участвует  в международном сотрудничестве, в частности в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. В 1998 г. Брунтланд была назначена генеральным директором Всемирной организации здравоохранения. Йенс Столтенберг выполнял обязанности Верховного комиссара ООН по делам беженцев[7].

Внешнеэкономические связи играют важнейшую роль в развитии норвежской экономики. Основными торговыми партнёрами Норвегии являются страны ЕС на долю которых традиционно приходится примерно 2/3 её торгового оборота, а на страны Северной Америки – порядка 10%. При этом доля всех европейских стран в норвежском экспорте еще выше – более 70%, что объясняется, прежде всего, поставками на рынок Европы энергоносителей.

Очевидно, что в среднесрочной  перспективе доля Евросоюза в  норвежской внешней торговле существенно  возрастёт по причине вступления в него большого количества европейских  стран, занимающих не самые последние  места в списке торговых партнеров  Норвегии.

 Норвегия не входит  в Евросоюз,  но ее членство в Европейском экономическом пространстве дает ей полный доступ на внутренний рынок ЕС. В настоящее время объем торговли с ЕС составляет около ¾  от общего объема норвежской внешней торговли. [7]

Основные аргументы противников вступления в ЕС:

  1. Борьба за народное управление. «Если мы войдем в ЕС, нам придется смириться с тем, что законы ЕС будут иметь больше значения, чем Конституция и другие норвежские законы. ЕС идет к тому, чтобы стать федерацией, супергосударством.»
  2. Управление рыбными ресурсами. Норвегия не сможет сама решать, как нужно управлять рыбными ресурсами. ЕС установит квоты.
  3. Продажа газа. Проведение директивы газового рынка приводит к тому, что Норвегия не может больше продавать газ ЕС по долгосрочным контрактам и по установленным ценам. Должна быть сохранена конкуренция поставщиков газа на внутренний рынок ЕС, это приведет к тому, что покупатели будут покупать газ там, где это будет дешевле.
  4. Земельные ресурсы. ЕС предлагает программу интенсивного и индустриального земледелия, которая приведет к истощению земли, увеличению загрязнения, ухудшению состояния здоровья скота и повышению опасности возникновения эпидемии.
  5. Безработица. За последние 20 лет уровень безработицы в странах ЕС держался на уровне 8-11%.
  6. Нет гарантий по вопросу экологии. Основное внимание ЕС уделяет вопросам экономического роста, однако вопрос о переработке отходов остается открытым [20]. 

          Норвегия является членом ООН с момента образования этой международной организации в 1945 г. Ее первым Генеральным Секретарем был норвежец Трюгве Ли. ООН всегда была основной формой участия Норвегии в жизни мирового сообщества. Норвегия отдает предпочтение усилиям, направленным на укрепление ООН, на усиление ее роли как гаранта международного правопорядка и системы международной безопасности.

          Норвегия активно участвует в проектах ООН для разрабатывания путей повышения эффективности деятельности ООН в социальной и экономической сферах; содействует обеспечению экономического и социального развития в беднейших странах; активно поддерживает меры по усилению роли ООН в предотвращении конфликтов и урегулировании кризисов, а так же различных мирных процессов; развитии демократии и защиты прав человека. Так же Норвегия является одним из крупнейших вкладчиков в фонды и программы ООН [12].

          Норвегия является членом НАТО с момента образования альянса в Вашингтоне в 1949 г. Основная задача организации – гарантировать безопасность, свободу и независимость стран-участниц, а также способствовать развитию и укреплению их демократических ценностей и европейских институтов демократии.

          Первой самой масштабной миротворческой миссией Североатлантического альянса стало поддержание мира в Афганистане.

После терактов 11 сентября 2001 г. первый раз в истории НАТО одной из главных задач альянса стала  борьба с международным терроризмом  и распространением оружия массового  уничтожения. Именно с этим была связана  необходимость широкомасштабного  реформирования организации, перевооружения и укрепления сил [12].

         Норвегия  была одной из десяти европейских  стран, основавших Совет Европы  в 1949 г. Важнейшими целями этой организации являются  развитие демократии и прав человека, в том числе, сотрудничество включает в себя внешнеполитические вопросы, вопросы образования, сотрудничества в области культуры, межкультурный и межрелигиозный диалог, вопросы деятельности СМИ, социальные вопросы, вопросы охраны здоровья, окружающей среды и ландшафта; детства и молодёжи, спорта, а также сотрудничество между муниципалитетами и регионами.

         В 2009 году Президент Стортинга Норвегии Турбьёрн Ягланд был избран новым Генеральным секретарём Совета Европы. Норвегия председательствовала в Совете в 1989 и 2004 годах. Периоды председательства предоставили Норвегии хорошую возможность для оказания влияния на формирование повестки дня Совета Европы. Реформа европейского суда по правам человека – один из наиболее приоритетных вопросов для Норвегии [12].

Информация о работе Политико-географическая характеристика Норвегии