Отрасли

Автор работы: Kolya Sofronov, 11 Ноября 2010 в 05:38, контрольная работа

Описание

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

выступает как районообразующий фактор;

является отражением степени развития производительных сил в регионе;

дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

Содержание

1. Состав и значение отрасли…………………………………………… 3

2. Современный уровень развития отрасли (объемы производства)…4

3. Сырьевая база отрасли ………………………………………………. 6

4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли……….. 6

5. Современное размещение по территории страны………………….. 11

6. Межрайонные связи………………………………………………….. 22

7. Главные проблемы в переходный период…………………………... 23

Список использованной литературы…………………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

регионалистика.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

     производство  зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов – на - Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

     производство  картофелеуборочных машин - в Центральном  районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

     Оборудование  для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

     Среднее машиностроение объединяет предприятия  малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными  технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

     Автомобильная промышленность - ведущая отрасль  машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения  в производстве и обслуживании автомобильной  техники, повышает товарооборот, укрепляет  денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.

     Автомобильная промышленность России, представленная 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

     Предприятия автомобилестроения размещены в  различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных  районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, Волго - Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

     Легковые  автомобили высшего и среднего класса производят в Волго - Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове.

     Грузовые  автомобили среднего тоннажа - выпускают  заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго - Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.

     Автомобили  небольшого тоннажа и большегрузные  выпускаются в Поволжье (Ульяновск  и Набережные Челны).

     Специализированные  предприятия по производству моторов  находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье.

     В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли крупные  сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье - Волгоград, на Урале - Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные машины - бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных – садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских районах.

     Тракторные  заводы размещены в Санкт - Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах.

     Производство  зерноуборочных комбайнов сосредоточено  на заводе «Ростсельмаш», а также  на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных - в Рязани, льноуборочных - в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные - в Волгограде, Владимире; промышленные - в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах.

     Станкостроительная  промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно - технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны.

     В настоящее время предприятия  станкостроения имеются во многих городах  Центрального района, Поволжья, Северного  Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число  ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

     Крупными  центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт - Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.

     Наиболее  типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко  прослеживаются в размещении авиационной  промышленности. В этой самой сложной  отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически  всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно - технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

     Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве – Ил – 96 - 300, Ил - 114, Як - 42М; Смоленске – Як - 42; Воронеж – Ил - 86, Ил - 96 - 300; Казани – Ил - 62; Ульяновске – Ту - 204, Ан - 124; Самаре – Ту - 154, Ан 70; Саратове – Як - 42, Омске – Ан - 74; Новосибирске – Ан - 38. В Москве, Казани производят вертолеты.

     Ракетно - космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире.

     Приборостроение сконцентрировано в Центральном  районе(Москва), а также получило развитие в Северо - Западном (Санкт - Петербург и Ленинградская область) и Северо - Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

     Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств  и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо - Западном (Санкт-Петербург), Центрально - Черноземный (Воронеж) районах.

     Производство  слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой  деталей, узлов и агрегатов. Преобладает  массово - поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт - Петербург). 
 
 

     6. Межрайонные связи 

     Машиностроение - одна из ведущих отраслей экономики  нашей страны, которая состоит из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства.

     Развитие  всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое  кооперирование как между его  предприятиями, так и с заводами других отраслей. Также этому способствуют хорошо развитые межрайонные связи.

     Межрайонные связи - обмен продукцией и услугами между районами страны на основе общественного территориального разделения труда. Взаимный обмен производственной деятельностью выступает как объективно необходимая фаза общественного воспроизводства, связывающая производство и распределение, с одной стороны, и потребление - с другой.

     Необходимыми  условиями роста межрайонных  связей являются транспорт и связь, без которых невозможны обмен  продукцией и оперативное руководство  этим процессом.

     Так 87,5% машиностроительной продукции выпускает  Западная экономическая зона и всего 12,5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции). 

     7. Главные проблемы в переходный период 

     В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России характеризуется  как кризисная. К 1996 г. суммарное  падение выпуска продукции составило 57% по отношению к 1991 г. В станкостроении свой профиль изменили 80% предприятий. Выпуск металлорежущих станков упал до 30%, кузнечно - прессовых машин до 11%. Практически полностью прекращен выпуск картофелеуборочных комбайнов, машин для внесения удобрений, льноуборочной техники, сеялок, тракторных прицепов. Мощности по выпуску тракторов используются на 15%, зерноуборочных комбайнов - на 14%, грузовых автомобилей - на 27%, троллейбусов - на 20% и т.д. Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на мировом рынке.

     Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась «утяжеленностью», и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80 - х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90 - х в обвальное падение.

     Уменьшение  спроса в отраслях - потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и, в конечном счете, к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

     Резкое  сокращение производства в начале 90 - х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Положение машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Информация о работе Отрасли