Особенности рынка труда в России: занятость, миграция, повышение квалификации и охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:30, доклад

Описание

Рынок труда занимает довольно значительное место в системе экономических отношений любой страны. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей (работников) и государственных, муниципальных и частных организаций (работодателей). Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко-выраженный социально-экономический характер. Эти отношения затрагивают насущные потребности большинства населения страны, поэтому данная тема является актуальной в любой период времени, независимо от экономической ситуации.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

Охрана  труда

      Россия  продолжает ежегодно терять около двух триллионов рублей, или 4,3 процента ВВП из-за плохих условий труда. Ситуация с охраной труда в России остается печальной. В вредных условиях труда работает каждый третий россиянин (29 процентов), хотя в 2006 году их было 23,4 процента.

      Хуже  всего обстоит дело на предприятиях, добывающих полезные ископаемые. Там  во вредных условиях трудятся две  трети работающих – 69 процентов. Далее  следует транспортная отрасль – 34 процента, промышленность – 31, строительство  – 18 процентов. Естественно, что вредные условия труда порождают большое число профессиональных заболеваний. Всего на начало 2011 года, по данным центров профпатологии, в стране было 160 тысяч человек, страдающих различными формами профзаболеваний. Ежегодно число заболевших на производстве увеличивается на 7-8 тысяч.

      Неблагоприятные условия труда порождают высокий  уровень травматизма. В прошлом  году на предприятиях погибло 3120 работников. Это в полтора раза меньше чем  пять лет назад, но в пять с половиной  раз больше, чем в среднем ежегодно гибнет во Франции, в четыре раза больше, чем в Германии, в два с половиной раза больше, чем в Японии.

      Эксперты  ОЭСР отметили, что в России работники  в принципе слабо защищены. Инспекторы по труду не могут эффективно контролировать соблюдение всех ном трудового законодательства, потому что они малочисленны (соотношение инспекторов и работодателей таково, что один инспектор может проверить одного работодателя раз в 20 лет), у них низкая зарплата и они выписывают низкие штрафы за нарушения. И в этом случае  присутствует пресловутое коррупционное начало: на сегодняшний момент работодатель дает взятку за формальную проверку условий труда, вместо их реального улучшения.

      В ближайшее время в России планируется создать Национальный научный центр по проблемам охраны труда. В законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве предполагается перейти к установлению страховых тарифов, исходя из уровня профессионального риска у каждого конкретного работодателя (сейчас базовый тариф зависит от отрасли, к которой относится предприятие). Это планируется сделать в 2013-2014 гг.

      ОЭСР  рекомендовала России увеличить  минимальный размер оплаты труда  и увеличить штрафы работодателям  за нарушение трудового законодательства 

Государственная политика

     На  отечественном рынке труда пока не полностью действуют рыночные механизмы саморегулирования, поэтому  саморегулирование должно дополняться  административным и общественным регулированием. Пока формируются эффективные рыночные механизмы, государство должно принимать меры по регулированию занятости  и рынка труда, включать занятость и профессиональное образование в макроэкономическую политику.

      Государственная политика в области воспроизводства  и рационального использования  высококвалифицированной рабочей силы должна быть направлена:

- на  систематическое проведение мониторинга  спроса и предложения рабочей  силы, определение потребности экономики  регионов в профессионально подготовленных  кадрах;

- на  разработку и реализацию региональных  и отраслевых программ развития трудовых ресурсов, предусматривающих оптимальные пропорции развития учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, как основных источников воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы;

- на  расширение предпринимательства и других форм самостоятельной занятости населения;

- на  развитие систем дополнительного  и непрерывного образования как  наиболее эффективного средства  поддержания высокого качества рабочей силы;

- на  налаживание социального партнерства  между организациями и учебными заведениями по целевой подготовке рабочих и специалистов, формированию государственного заказа на подготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности.

     Сегодня стране нужна более активная политика занятости и профессионального образования, которая обеспечит ее конкурентоспособность и вывод на передовые рубежи социально-экономического развития на основе стимулирования создания новых рабочих мест, оснащенных передовой техникой и технологией, совершенствования системы профессионального образования и переподготовки кадров, расширения предпринимательств, других форм эффективной занятости населения. В успешном решении этих проблем возрастает роль государства, федеральных и региональных органов исполнительной власти, предпринимателей и социальных партнеров.

Заключение:

     Изменение на рынке труда касаются каждого  человека. Это влияет на выбор профессии, на необходимость повышения квалификации или изменение специальности.

     Формирование  прочных связей между сферой труда  и поставщиками услуг профессионального обучения может обеспечить соответствие получаемых профессий потребностям предприятий. Как правило, это достигается лучше на отраслевом уровне, когда прямое взаимодействие работодателей и работников с государственными органами и учебными заведениями обеспечивает актуальность профессиональной подготовки.

  Не плохо было бы ввести непрерывное обучение на рабочем месте и в течение всей жизни, что поможет работникам и предприятиям адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

      Прогнозирование будущих потребностей в кадрах и формирование соответствующих профессиональных компетенций, согласованная работа государственных органов и учреждений, более полная информация о рынке труда, работа служб занятости и проведение регулярного анализа результатов деятельности выступают необходимыми условиями для своевременного выявления потребности в кадрах.

     Со  стороны государства в будущем  необходимо сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, готовить кадры с учетом потребностей экономики и более эффективно использовать трудовые ресурсы страны. Личное же умение анализировать ситуацию на рынке позволяет понизить риск не трудоустройства и повысить возможность обретения востребованной профессии. 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

  1. «Квалифицированная рабочая сила – основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста». Группа двадцати: стратегия в области профессиональной подготовки кадров/Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – Москва.МОТ.2011
  2. www.gsk.ru сайт Госкомстата России
  3. www.ria.ru сайт «РиаНовости»
  4. www.rg.ru сайт «Российская газета»
  5. www.kommersant.ru сайт «Коммерсантъ»
  6. www.mr7.ru сайт «Мировые рейтинги»
  7. Независимый информационно-аналитический журнал «Миграция XXI век», №5 (8) сентябрь-октябрь 2011 г.

Информация о работе Особенности рынка труда в России: занятость, миграция, повышение квалификации и охрана труда