Основные зоны межэтнических напряженностей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 09:59, реферат

Описание

В течение последних десятилетий проблема этнических конфликтов является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно - религиозно - территориальные. Огромное количество этнических конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки и Латинской Америки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов . ………………………………4
Глава 2. Урал и Поволжье: фоновая напряженность и латентная конфликтогенность в Татарстане и Башкортостане. ……………………8
Глава 3. Сибирь: латентная конфликтогенность в Тыве, Саха (Якутия), Бурятии. ……………………………………………………………………9
Глава 4. Российский Дальний Восток: проблема китайской и корейской иммиграции. ………………………………………………….11
Заключение.................................................................................................13
Список литературы…………………………………………………..…15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по этносоциологии.docx

— 33.43 Кб (Скачать документ)

      Башкортостан.

      В Башкортостане башкиры составляют 22% населения, это даже меньше доли русских и татар. [1]

      Элементы  институционального конфликта имели  место и в Башкортостане. Эта  республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после  подписания Договора о разграничении  полномочий.

      Объектом  серьезного внимания органов государственной  власти Республики Башкортостан сегодня  является национальная школа, обучение детей родному языку. Так, если в 1990 г. в школах республики изучалось  восемь родных языков, то сегодня 14. Всего  обучением на родном языке охвачено 70 процентов детей башкир, почти  столько же татар, около 50-60 процентов  детей чуваш, удмуртов и мари.

      Глава 3. Сибирь: латентная конфликтогенность в Тыве, Саха (Якутия), Бурятии

 

      Саха (Якутия).

      Саха (Якутия) – одна из самых обеспеченных республик, но её территория расположена  в крайне сложных условиях Севера. Якуты в последнее время активно  набрали образовательный потенциал. Они располагают более высокой, чем русские, долей интеллигенции, особенно научной и в сфере  образования. Представление о самодостаточности  у них широко распространено. Статус русских в республике изменился. Но благодаря стимулируемой президентом  республики политики толерантности  и взаимной заинтересованности в  равновесии сил здесь поддерживается межнациональное согласие.

      В начале 90-х годов в республике активно действовали националистические движения. Это было связано с желанием получить больше самостоятельности  в рамках Федерации. В Конституции  республики Саха, принятой до Конституции  РФ 1993 года, устанавливался приоритет  законов республики над федеральными.

      Осложнения  в отношениях с Центром из-за ресурсов (алмазы, нефть и т.д.) обостряют  ситуацию, однако до открытого конфликта  дело не доходит.

      Тува.

      В конституции республики Тува, принятой до Конституции России 1993 года, был  зафиксирован не только приоритет местных  законов над федеральными, но и  право республики на выход из состава  Федерации. Идеологически тувинские  лидеры опираются на государственность  до 1944 года. Сейчас выразителем национальных идей стало руководство республики.

      Тува  более чем на 90% - дотационная республика, что понимает и народ, и руководство. Социальная напряженность очень  высока из-за низкого уровня жизни  людей и высокой безработицы. Недовольство проецируется на национальную сферу, поэтому межнациональные  отношения достаточно напряженные.

      Бурятия.

      Изменения, начавшиеся в стране с середины восьмидесятых  годов, способствовали росту национального  самосознания, активизации усилий по наполнению государственности новым  содержанием. 8 октября 1990 года Бурятия  приняла Декларацию о государственном  суверенитете. Подписание в 1992 году Федеративного  договора и принятие в 1994 году своей  Конституции были направлены на укрепление прав республики как субъекта Российской Федерации. Договор и Соглашение о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти Республики Бурятия, заключенные в 1995 году, конкретизируют характер взаимоотношений между  федеральными и республиканскими органами власти.

      На  межнациональные отношения оказывают  непосредственное влияние такие  общие для всей России взаимосвязанные  тенденции общественного развития, как:

      - стремление народов к самоопределению  при объективной необходимости  интеграции российского общества;

      - стремление сохранить и развить  этнокультурную самобытность при  одновременном процессе интеграции  культур, формировании общих духовно  - нравственных ценностей. 

      К проблемам бурятского народа следует  отнести незавершенность процесса внутриэтнической консолидации, острую необходимость в сохранении этнической культуры, языка, обычаев, традиционных форм хозяйственной деятельности, подвергшихся деформации тоталитарной системой.

      У русского народа проблемы связаны в  первую очередь с последовательно  проводимой официальными властями в  течение последнего столетия подменой русской культуры наднациональной  «общечеловеческой» культурой, отсутствием  комплексных программ ее развития. Остаются актуальными вопросы возрождения  национального самосознания и духовности. [3]

      Глава 4. Российский Дальний Восток: проблема китайской и корейской иммиграции

 

      Проблема  Дальнего Востока: удаленность от центра страны, суровые природные условия, недостаточное транспортное сообщение  с остальной частью страны.

      На  территории, составляющей 35% территории России проживают лишь 5% её населения. С 1991 года миграционный отток жителей (в основном русских) составил более 100 тысяч человек [3]. Но если русские с Дальнего Востока уезжали, то китайцы туда приезжали. В 1993 году Россию посетили более 700 тысяч китайцев. Довольно скоро обнаружилось, что далеко не все граждане КНР, въехавшие на территорию России в качестве туристов или формально со служебными целями, возвращаются обратно в Китай, предпочитая всеми правдами и неправдами задержаться в России подольше, а то и осесть в ней на постоянное жительство.

      Судя по всему, китайская миграция на Дальний Восток России, довольно активная в 1992-1993 гг., была обычной экономической миграцией и не носила характера планомерного направляемого процесса. Принятые российским руководством меры практически остановили незаконную инфильтрацию из Китая в регион, но одновременно негативно повлияли на торгово-экономические отношения Дальнего Востока с приграничными провинциями Китая. В перспективе какие-либо демографические неприятности для Дальнего Востока со стороны Китая возможны только в случае резкого ухудшения там социально-экономической ситуации. Поэтому Россия как никакая другая страна заинтересована в нормальном экономическом развитии и политической стабильности Китая.

      Совершенно  очевидно, что дальнейшее расширение торгово-экономических связей с  Китаем, являющееся жизненно необходимым  для России в целом и особенно для ее азиатской части, неизбежно  повлечет за собой как увеличение двусторонних людских контактов, так  и рост численности китайской  диаспоры в России. В этой ситуации важно не допустить эскалации  конфронтации на этнопсихологическом  уровне. Необходимо найти и эффективно применять цивилизованные рычаги взаимодействия с китайскими мигрантами, одновременно предпринимая все возможные меры по усилению русского демографического присутствия и максимальной интернационализации  хозяйственной жизни в приграничных с Китаем краях и областях.  
 
 
 
 
 

      Заключение

     Причиной  возникновения этнического конфликта  может стать посягательство на территорию проживания этноса, стремление этносов  выходить из-под «имперского обруча»  и создавать независимые территориально-государственные  образования.

     Борьба  за природные ресурсы, приоритеты в  трудовой деятельности, социальные гарантии - всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают  в крупномасштабный конфликт.

     Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов - важная задача современной  науки. Регулирование конфликтов на этнической основе, поиск взаимопонимания  сторон затрудняется рядом факторов, к которым следует отнести  следующие:

    • Конфликтующие этнические группы существенно различаются по культурным характеристикам (язык, религия, образ жизни);
    • Конфликтующие этнические группы существенно отличаются по социально-политическому статусу
    • На территории проживания одного из этносов за исторически короткий срок существенно меняется ситуация
    • Наличие внешних по отношению к конфликтующим сторонам сил, заинтересованных в продолжение конфликта;
    • Конфликтующие стороны сформировали устойчивые негативные стереотипы по отношению друг к другу.

     Конфликт  никогда не бывает статичным. Он постоянно  развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта  открывает возможности для его  урегулирования. Именно в силу появления  новых аспектов в отношениях между  сторонами-участниками конфликта  они могут прийти к согласию, которое  еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется  в данный конкретный момент, то это  не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в том, чтобы изменить ситуацию и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения.

     Двадцатый век не дал универсального рецепта  решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, - эти конфликты  не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными  сторонами конфликта. Третья сторона  может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации  конфликта может быть только отказ  от применения силы, именно потому, что  в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между  конфликтующими сторонами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

      [1] Результаты переписи 1989 года: русские – 39%, татары – 28%, башкиры – 22%.

      [2] Концепция государственной национальной концепции Республики Бурятия. Источник – официальный сайт Правительства республики (http://gov.buryatia.ru/obur/konc_naz_pol.html)

      [3]В. Портяков. Миграционная ситуация на Дальнем Востоке России. Сайт Московского центра Карнеги.

Информация о работе Основные зоны межэтнических напряженностей в России