Национальный состав Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:52, реферат

Описание

В настоящее время в республике проживают представители более ста национальностей, наиболее многочисленнее – 30, в т.ч. 10 национальностей имеют численность выше 5 тыс. человек.

Многонациональность – важнейшая особенность структуры населения республики, а также исторически обусловленная реальность и важнейшее достояние республики, огромный потенциал ее дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Национальный состав Республики Башкортостан……………………….……..4

История формирования антропологического состава башкир ………………..6

Русские……………………………………………………………………………10

Татары…………………………………………………………………………….13

Белорусы …………………………………………………………………………14

Мишари…………………………………………………………………………..16

Тептяр…………………………………………………………………………….16

Кряшены………………………………………………………………………….17

Чуваши……………………………………………………………………………18

Марийцы………………………………………………………………………….18

Мордва……………………………………………………………………………19

Молдаване………………………………………………………………………..20

Удмурты………………………………………………………………………….21

Заключение ………………………………………………………………………22

Список использованной литературы……………..…………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат Краеведение.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

     Мишари 
Другая этнографическая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья - мишари. Достоверных сведений о начале переселения мишар в Башкирию нет, однако многие ученые единодушны в том, что они "первые и древнейшие из переселенцев". Мишари Башкирии - в большей части выходцы из центральных губерний России (Симбирской, Нижегородской, Казанской, Пензенской). Причем миграция их на башкирские земли шла очень интенсивно. В 1738 г., по данным В. М. Черемшанского, в Оренбургском крае считалось 1530 мещерякских дворов. В Уфимской губернии в 1879 г. мишарей было больше, чем татар, соответственно 138,9 тыс. и 107,3 тыс. Перепись населения, проводившаяся в 1926 г., была последней, при которой мишари учитывались отдельно от татар. Тогда их насчитывалось 136 тыс. человек. Следующая довоенная перепись 1939 г. и перепись 2002 года учла их в составе татар.
 

     Тептяр

     Из  разноязычного и разноплеменного пришлого населения - татар, мишарей, марийцев, чувашей, мордвы и отчасти башкир образовалась этнографическая группа - тептяри. За пределами Башкортостана их не было и нет. Тептяри, составляющие значительную часть народонаселения Оренбургской губернии, писал В. М. Черемшанский в середине XIX в., по происхождению своему не представляют ни отдельного племени, ни даже племенной ветви или отрасли. Это разнонародные племена, беглецы, которые по недостатку или по неимению собственных земель, а возможно и по другим причинам удалились в Башкирию.

     О термине "тептяр" существует несколько  версий. Одна из них выводит его  от слова "дэфтэр", подразумевается  под ним "запись", "договор", письменные условия между башкирами-вотчинниками и припущенниками. Вторая - производит его от того же "дэфтэр" и чувашского слова "типтер", которое означало бирку с отметкой причитавшегося долга. Третья версия считает "тептяр" татарским словом, "служилого человека" сибирские татары называли тептярем. Исследователь А. Асфандияров считает, что термин "тептяр" берет свое начало от башкирского слова "тибеу - тибелеу - типтереу" в смысле "вытеснять (ся), выталкивать (ся), быть отвергнутым".

     Приход  тептярей в Башкирию начался давно. В середине XVIII в. они насчитывали немногим более 61 тыс. человек, а через сто лет их стало 261,8 тыс. В переписях населения они учитывались, главным образом, в составе татар (исключение, по-видимому, составлял Тептяро-Учалинский регион).

     Кряшены

     В Башкортостане проживает небольшая  группа кряшен (букв, "крещенные"), отличающихся от основной массы татар вероисповеданием и некоторыми культурно-бытовыми особенностями. Кряшен принято считать в основном частью казанских татар. В целом, очевидно, это верно. Татарский этнограф, автор книги "Татары-кряшены" Ю. Мухаметшин указывает, что часть кряшен расселена в Бакалинском районе. Они проживают в деревнях Азмеево, Бакалы, Бузюрово, Иликово, Курчаево, Новые Балыклы, Старые Маты, Умирово и др. Кряшены - это "небольшая часть татарского населения Среднего Поволжья, сложившаяся в результате крещения в середине XVI - начале XVII вв". Вместе с тем лингвист Р. Шакуров вслед за Ю. Мухаметшиным считает, что в формировании бакалинских кряшен приняли участие и башкиры (кряшены-башкиры).

     Чуваши 
Среди тюркоязычных народов, населяющих Башкортостан, третье по численности место (после татар и башкир) занимают чуваши. Перепись населения 1989 г. учла в республике 118,5 тыс. чувашей, в том числе в городской местности 52,2 тыс., сельской - 66,3 тыс.

     Переселение чувашей из Казанской и Симбирской губерний (Казанского, Чебоксарского и Курнышского уездов) в Приуралье началось с XVII в. Наиболее массовым и интенсивным оно становится со второй половины XVIII в. и в пореформенный период. Основная масса чувашей-переселенцев расселилась в Белебеевском, Бугульминском уездах Оренбургской губернии. В настоящее время наиболее компактно они расселены в центральной, юго-западной, западной и южной этнографических зонах Башкортостана. В первое послеоктябрьское время в Башкирии проживало немногим более 77 тыс. чувашей, в 1989 г. - 118,5 тыс. Общая численность чувашей в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 117 тысяч 317 человек.

     Верующие  исповедуют в основном православие. По физическому облику чуваши наибольшее сходство имеют с горными марийцами. Чувашский язык образует булгарскую ветвь тюркских языков. В нем два диалекта: верховой и низовой. Основными отличительными их признаками являются: верхового- оканье, низового - уканье (ср.: верх. - орпа - "ячмень", низ. - урпа). Язык чувашей впитал в себя немало лексических заимствований. Литературный язык оформился на основе низового диалекта. 

     Марийцы

     Из  финно-угорских народов в Башкортостане  проживают марийцы (105,8 тыс.), мордва (31,9 тыс.), удмурты (23,7 тыс.), эстонцы (447 чел.), коми (230 чел.), финны (89 чел.), коми-пермяки (84 чел.), карелы (81 чел.), венгры (62 чел.).

     Как видно, самый крупный из них - марийцы (прежнее название - черемисы). Общая численность марийцев в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 105 тысяч 829 человек. Принято считать, что миграция марийцев на восток (в Прикамье, Приуралье и т. д.) началась после падения Казанского ханства и присоединения Среднего Поволжья к России - во второй половине XVI в. Переселенцы расселялись в основном на севере и северо-западе Башкирии. Самая большая часть марийцев в настоящее время компактно живет в Мишкинском - более 19,8 тыс. (69,3% населения района) и Калтасинском- 13 тыс. (47,0%) районах. Марийские поселения имеются также в Бирском, Дюртюлинском, Красно-камском, Балтачевском, Бураевском, Караидельском, Нуримановском, Шаранском и других районах. Свыше 11,4 тыс. марийского населения на территории Нефтекамского городского совета.

     Марийский язык принадлежит к волжской группе финно-угорских языков. В его лексике немало иранизмов, тюркизмов (особенно из чувашского и татарского языков).  

     Мордва 
В 1920 г. в Башкирской АССР (в границах тех лет) проживало 22,6 тыс., в Уфимской губернии - 29,4 тыс. мордвы. Следующая перепись населения проводилась в 1926 г., уже после слияния Малой Башкирии с Уфимской губернией, и она учла в БАССР 49,8 тыс. мордвы. В 1989 г. в республике насчитывалось 32 тыс. мордвы. Общая численность мордвы в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 26 тысяч 20 человек. Мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши. Этнонимами "эрзя" и "мокша" мордва пользуется обычно при общении между собой, при межнациональных контактах больше распространены названия "мордва", "мордвин", "мордовка". В нашей республике представлена, главным образом, эрзя. Религия православная. Мордва-эрзя соблюдает многие дохристианские обычаи и обряды, в частности мордовские озксы (моляны). В целом мордва относится к европеоидной большой расе, хотя часть мордвы-мокши впитала в себя монголоидные примеси. Современный мокшанский и эрзянский языки относятся к финно-угорским языкам.
 

     Молдаване

     В этногенезе Молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности волохов - общих предков всех восточнороманских  народов - и складывание молдавской народности. Волохи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с 6 века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с 12 века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия расселившихся там волохов и восточных славян. Территория расселения Молдаван в 14 веке вошла в состав Молдавского княжества; в его пределах завершилось в 14 веке формирование молдавской народности. В 17 веке начал создаваться молдавский литературный язык. В 16 веке Молдавия попала под власть Османской империи. В конце 18 века левобережье Днестра, позднее (в 1812) земли между реками Прут и Днестр (Бессарабия) были отвоёваны у Турции и присоединены к России.

     В Бессарабии развивались капиталистические  отношения, появилась национальная интеллигенция. В начале 20 в. сложилась  самостоятельная молдавская нация. В конце 19 - начале 20 века среди Молдаван, населявших в России Бессарабскую, частично Подольскую и Херсонскую губернии, происходила дальнейшая консолидация. В 1918 Бессарабия была присоединена к Румынии. В левобережных районах Днестра, населённых Молдаванами, 2 августа 1940 Верховный Совет СССР принял закон Об образовании Молдавской ССР. В 1940 после включения Бессарабии в СССР на части территории Молдавской АССР и большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, с 1991 Республика Молдова. Вероисповедание молдаван - православие. Достоверных сведений о начале переселения молдаван в Башкирию нет. Общая численность молдаван в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 1069 человек.  

     Удмурты

     Из  других финно-угорских народов в  Башкортостане живут удмурты (прежние названия - вотяки, ары, арские люди). В 1989 г. их было более 23,6 тыс. человек, из них немногим более 6 тыс. в городской, 17.5 тыс. - сельской местности. Общая численность удмуртов в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 22 тысячи 625 человек. Переселение удмуртов в Башкирию началось так же в XVI в. и продолжалось с нарастанием до конца прошлого столетия. В XIX в. приток их усилился. Миграция в башкирский край была вызвана сокращением у себя свободных земель, усилением социального гнета и протестом против навязывания чуждой им христианской религии. На новых землях их соседями стали разноязычные народы, но численно преобладали тюркоязычные башкиры и татары.

     Удмурты подразделяются на северных и южных, различающихся между собой особенностями материальной культуры и языка. В культурном и языковом отношении от основной части удмуртов несколько отличается их этнографическая группа - бесермяне, которых считают потомками волжско-камских болгар.

     Удмуртский  язык принадлежит к пермской группе финно-угорских языков и близок к языкам коми. В нем четыре наречия: северное, южное, периферийно-южное, бесермянское. Современный удмуртский литературный язык выработан на их основе. 
 

     Заключение

     Каждый  народ формировался и живет на определенной территории. Первоначально он являлся единственным насельником этой земли или численно преобладал на ней. Это - его этническая территория, его родина. Как и люди, народы имеют свою родину. Не их вина, если через какое-то время они оказывались в численном меньшинстве на этой земле. К сожалению, порой башкирам приходится доказывать свое право называться коренным народом своей этнической родины, сегодня они осуществляют на ней свое право на национальное самоопределение, активно участвуют в строительстве государственных органов, развивают традиционно-народную и профессиональную культуру.

     Многовековое  доброжелательное соседство, взаимное сотрудничество и взаимопомощь народов  Башкирии и Урало-Поволжского региона  должны явиться основой их взаимопонимания и доброжелательства в современных условиях, гарантом реализации прав и интересов башкир и других народов республики без всякого ущемления и ограничений. Подлинные интересы народов, вытекающие из естественных прав человека, не разъединяют их, не противопоставляют, а наоборот, призывают к сплочению, дружбе.

     Народы  нашей республики многие века живут  в мире и согласии. Все у нас  в Башкортостане общее - и праздник, и страда. Есть такое слово - россияне. Мы к нему привязаны сердцами, и  страна у нас на всех одна 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова. - Уфа: Издательство: «Башкирская энциклопедия», 1996.

     Илишев  И.Г. Национальный состав Башкортостана  в свете Всероссийской переписи населения 2002 года// Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Уфа: РА «Информреклама», 2004.

     Очерки  по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. - Уфа: Китап, 1994.

     Юлдашбаев Б. Х. Башкиры и Башкортостан. ХХ век. Этностатистика. Уфа, 1995.

Информация о работе Национальный состав Республики Башкортостан