Миграция как фактор регионального социально экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

На социально-экономическое положение и развитие любой территории, в том числе и Челябинской области, оказывает влияние большое количество различных факторов. Это и геополитическое положение региона, и его природно-ресурсный потенциал, и уровень развития производительных сил, и особенности демографического развития и многое другое. Среди этих факторов выделяется миграция населения, которая представляет собой сложный социально-экономический процесс, прямо или косвенно связанный практически со всеми сторонами жизни общества.

Содержание

Введение................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы миграции как фактора регионального социально-экономического развития
1.1. Миграция населения: понятие, виды, функции…………………...6
1.2. Миграция населения как фактор развития территории…………13
Глава 2. Анализ проблемы миграции как фактора регионального социально-экономического развития на примере Челябинской области
2.1. Влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие Челябинской области…………………………………………………19
2.2. Основные направления регулирования миграции на территории Челябинской области…………………………………………………………….27
Заключение...........................................................................................34
Список литературы и другие использованные источники……….37

Работа состоит из  1 файл

миграция как фактор регионального социально-экономического развития.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

Отсюда следует, что надо выводить из тени нелегальный импорт иностранной  рабочей силы, расширять возможности  государства эффективно управлять  миграционными процессами.

Как говорилось выше, ещё одной особенностью Челябинской области являются отраслевые диспропорции экономики: доминирование отраслей тяжелой промышленности, низкий уровень развития социально-ориентированных отраслей, а так же недостаточный уровень развития сельского хозяйства. Миграция в некоторой степени сглаживает эти диспропорции. Она способствует нормальному функционированию недостаточно развитых отраслей экономики через приток мигрантов, обладающих навыками и умениями, которых нет у местных жителей.

Кроме того, иммигранты создают условия для развития некоторых отраслей. В первую очередь, это оптовая и розничная торговля, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь. Ежегодно в области наблюдается рост привлечения иностранной рабочей силы в эти сферы экономической деятельности. Наибольшими темпами растет количество иностранных работников в сельском хозяйстве, в обрабатывающих производствах, в строительстве.

По-прежнему, наибольшая доля иностранных  работников занята в сфере оптовой  и розничной торговли. Наименьшее число иностранных специалистов привлекается в такие отрасли экономики, как образование, здравоохранение, культура и спорт, социальное обеспечение и другое.

Итак, миграционные процессы в Челябинской  области, имеющие сложный и неоднозначный  характер, оказывают и позитивное и негативное влияние на социально-экономическую обстановку в регионе.

Таким образом, положительное влияние  внешней миграции на социально-экономическое  развитие Челябинской области проявляется  в том, что она способна смягчить демографический кризис и естественную убыль населения, является источником пополнения недостающих трудовых ресурсов, имеющих необходимый уровень образования и квалификации, способна сгладить диспропорции в половозрастной структуре. Миграция воздействует и на расселение и распределение населения области. Кроме того, она способствует развитию некоторых отраслей, таких как строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, сглаживая тем самым отраслевые диспропорции.

Негативный характер воздействия, как правило, связан с нелегальной миграцией, потоки которой все возрастают. Она осложняет ситуацию на рынке труда Челябинской области, является одним из факторов ухудшения криминальной обстановки в области и нарастания социальной напряженности.

Для дальнейшего развития области  необходимо устранить влияние негативных факторов и способствовать развитию позитивных. Этому должна способствовать миграционная политика, проводимая в области.

2.2. Основные направления регулирования миграции на территории Челябинской области

Проведенная в предыдущих главах оценка влияния миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области позволяет определить основные цели и направления регулирования миграционных процессов на её территории. Главной целью управления миграционными процессами в Челябинской области должно стать обеспечение роста численности населения и трудовых ресурсов, устойчивого роста социально-экономического и демографического развития, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, соблюдение миграционной безопасности Челябинской области.

В связи с этим можно определить следующие основные направления  регулирования миграционных процессов  на территории Челябинской области:

  1. Создание и пополнение информационной базы для проведения миграционной политики:

- совершенствование системы сбора и распространения информации о социально-экономической ситуации в области;

- развитие единой системы сбора,  обработки и обмена информации  о миграционных процессах и  отдельных категориях мигрантов,  обеспечение системы современных  информационных технологий;

- научная проработка и обеспечение  экономического обоснования принимаемых  решений;

- формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации  миграционной политики области;

  1. Обеспечение условий интеграции мигрантов в новую социальную среду:

- разработка и реализация специальных  программ по этнокультурной и  языковой адаптации мигрантов;

- обеспечение, при расселении, баланса  интересов мигрантов и постоянного  населения;

- приоритетная государственная  поддержка социально не защищенных категорий мигрантов.

  1. Обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами необходимого количества и качества через содействие привлечению иммигрантов в Челябинскую область:

- разработка принципов привлечения  мигрантов по странам исхода, уровню квалификации, профессиональному составу, половозрастным признакам;

- разработка механизмов рационального  расселения иммигрантов по территории  области в зависимости от интересов  развития области;

- определение пропорций привлечения  мигрантов на временной и постоянной основе;

- организация санитарно-эпидемиологического  надзора за условиями проживания  мигрантов;

- организация системы информирования  мигрантов о сроках и порядке  регистрации на территории области,  получения разрешения на работу, ответственности за их нарушение;

  1. Регулирование экономической эмиграции квалифицированных кадров:

- обеспечение эффективного взаимодействия  органов исполнительной власти  Челябинской области и федеральных  органов исполнительной власти  в решении проблем трудовой  миграции;

- усиление государственного регулирования в организации трудовой миграции российских граждан за границу;

- создание условий для возвращения  в Челябинскую область эмигрантов, ранее выехавших за границу;

- создание необходимых социально-экономических  условий жизненной деятельности для возвращающихся лиц;

- выработка системы мер по  приоритетной поддержке квалифицированных  специалистов ведущих отраслей.

  1. Обеспечение контроля над иммиграционными процессами в области:

- совершенствование законодательства  по защите прав мигрантов;

- разработка и принятие системы  адекватных мер к иностранным  и лицам без гражданства, нарушающим российское законодательство;

- совершенствование системы иммиграционного  контроля в целях повышения  её эффективности;

- повышение ответственности органов исполнительной власти Челябинской области за соблюдением правил пребывания иностранных граждан на подведомственных им территориях;

- возложение большей ответственности  на работодателей за привлекаемых  ими к работе иностранных граждан  и лиц без гражданства;

- расширение договорной базы  и обмен информацией с иммиграционными  органами других регионов.

Для реализации намеченных мероприятий  необходимо принять следующие меры:

  1. на основе тщательного количественного и качественного состава, основных направлений миграционных научно обосновывать характер их последствий на изменение социально-экономического положения области;
  2. совершенствовать законодательную базу в области миграции;
  3. осуществлять работу по исполнению федеральных нормативно-правовых актов в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы, включая проведение комплексных проверок на предприятиях и рынках области;
  4. разработать единую систему учета иностранных граждан, находящихся на территории области, основанную на введении единой информационной базы данных;
  5. осуществлять меры по предотвращению нелегальной миграции;
  6. лицензировать деятельность, связанную с трудоустройством российских граждан за границей, осуществлять меры по пресечению нелицензионной деятельности и контроль за работой посреднических организаций.

Комплексная реализация данных мероприятий  по регулированию миграционных процессов, позволит следующий социально–экономический  эффект:

- создание полной базы данных  о мигрантах и её использование  при принятии решений повысит  эффективность регулирования миграционных процессов, так как сократиться время для получения необходимой информации;

- оптимизируется объем и структура  миграционных потоков, необходимые  для сдерживания сокращения численности  населения области (положительное  миграционное сальдо) и процессов его старения (преобладание среди иммигрантов мужчин трудоспособного возраста и лиц моложе трудоспособного);

- уменьшаться потери от эмиграции высококвалифицированных специалистов;

- оптимизируются объемы трудовой  миграции; - улучшится использование трудового потенциала мигрантов, что связано с более рациональным распределением их по отраслям экономики в соответствии с экономическими потребностями области;

- усовершенствуется система регистрации  и учета иностранных граждан,  находящихся на территории Челябинской области, повысится эффективность контроля над миграционными процессами, что будет способствовать сокращению объемов нелегальной миграции;

- усилится контроль над привлечением  иностранной рабочей силы и  соблюдением работодателем условий трудовых договоров;

- улучшаться социально-бытовые  условия пребывания в области  мигрантов.

Основная роль в процессе регулирования  внешней миграции населения принадлежит  Управлению Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Челябинской области. В случае реализации представленных выше мероприятий по основным направлениям регулирования миграции вся тяжесть ляжет на плечи этой службы. Основными задачами Управления является участие в подготовке предложений по основным направлениям и способам реализации миграционной политики, а так же совершенствовании правового регулирования миграционных отношений; обеспечение взаимодействия ГУВД Челябинской области с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти области по вопросам миграции; реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства; применение мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции и привлечению иностранной рабочей силы на территорию области. Работа управления, главным образом, направлена на содействие трудоустройству иммигрантов в Челябинской области, разработку и осуществление мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, кратко- и долгосрочное прогнозирование миграционных процессов в области.

Однако при существующем положении  дел, реализовать большую часть  мероприятий по основным направлениям регулирования миграционных процессов  силами одного только Управления по делам миграции не представляется возможным. В работе УФМС Росси по Челябинской области существует много проблем. Они связаны в основном с недостаточной, а иногда и противоречивой, законодательной базой в области регулирования миграции. Сотрудники Управления не справляются с тем объемом работы, который им приходится выполнять. В настоящее время, например, фактический срок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства составляет месяц, вместо положенных по законодательству 10 рабочих дней. Это связано с большим числом регистрируемых заявлений на выдачу разрешения на работу, и ни в коей мере с уровнем производительности труда сотрудников управления. При такой нагрузке сил и времени на прогнозирование миграционных процессов и совершенствование методов управления ими не остается. Поэтому, очень важным представляется усиление участия федеральных органов исполнительной власти в регулировании миграционных процессов в Челябинской области, координация работы органов власти и различных организаций области по вопросам миграции. От этого во многом зависит эффективность регулирования миграции, а значит, и социально-экономическое развитие области.

Таким образом, в результате оценки влияния внешней миграции населения  на социально-экономическое развитие Челябинской области была выявлена необходимость регулирования миграционных процессов на её территории и определены основные направления миграционной политики. Однако, реализация предложенных мероприятий даст необходимый социально-экономический эффект только при четкой координации работы органов исполнительной власти области в отношении миграции.

 

                                         Заключение

В настоящее время миграция населения является важным фактором развития России, влияние которого усилилось с изменением геополитического положения страны после распада СССР. Это не могло не отразиться и на отдельных регионах страны, особенно таких, как Челябинская область, которая из внутренней территории превратилась в приграничный район, через который проходит достаточно протяженная граница с Казахстаном. Исследование влияния миграции на социально-экономическое развитие области является важным, способным выявить существующие в этой сфере проблемы и направления их решения.

В ходе решения поставленных задач  были получены следующие результаты:

- анализ основных видов движения  населения позволил выделить  из них миграционное движение, представляющее собой территориальное  перемещение людей, совершающееся  между разными населенными пунктами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности или/и завершающееся сменой постоянного места жительства. В зависимости от направления, целей, причин и других признаков были выделены основные виды миграции населения и выявлена их взаимосвязь, рассмотрены основные функции миграции.

Информация о работе Миграция как фактор регионального социально экономического развития