Миграционная политика Республики Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 02:04, реферат

Описание

Многие имеют возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большой части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие.

Содержание

Введение 3
1 Основные формы и методы государственного и международного регулирова-ния внешней трудовой миграции 4
2 Миграционная политика Республики Беларусь 12
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

-временные  ограничения. Законодательства большинства  стран устанавливают максимальные  сроки пребывания иностранных  работников на их территории, по истечении которых они   должны  либо  покинуть принимающую   страну,  либо  получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране  статус  стажеров  или студентов, предусматриваются жесткие правила, не  позволяющие продлить  свое пребывание  в ней,  требующие  обязательного выезда  на  родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну;

- географические  приоритеты. Практически каждая  страна,  принимающая иммигрантов,  законодательно   устанавливает   географическую   и национальную  структуру  иммиграции.  Она  обычно  регулируется  с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из  определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из  разных стран из  одного географического региона.  В   США, например, географическая  структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на   не  дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в  соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы  в  США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее.

     Чем больше была иммиграция из данной  страны  за  предыдущие  пять лет, тем меньше квота этой страны в  лотерее.  В  1996  финансовом году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них  на все страны Африки приходилось 20200 виз, Азии  –  6837  виз  (все страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин,  Вьетнама  и  Южной  Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз  (только  Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна –  2589  виз  (все  страны,  кроме  Мексики, Ямайки, Сальвадора и Доминиканской  Республики).

     Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о  профессиях,  которыми  иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли  или специальности, в  которых  работать  иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив,   устанавливают перечень отраслей   или специальностей, в которых могут работать только  граждане  данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно  для любых  передвижений  иммигранта,  изменения  специальности,  смены места  роботы   требуется  получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и  отказать  в  его  выдаче.

     Разумеется,   запрещена   нелегальная   иммиграция,   которая    в большинстве  стран  пресекается  полицейскими  методами,  которые, правда, далеко не всегда эффективны.

     Законодательно  устанавливаются   санкции   за   нарушение   порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так  и  на  тех, кто помогает им незаконно въехать  в  страну  или нанимает  их  на  работу. Незаконное  проникновение в страну   считается   преступлением.   За   его совершение предусматриваются депортация,  денежные  штрафы  и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается  повторной депортацией,  большим  денежным  штрафом   и   более   длительными   сроками заключения. За незаконное посредничество или  наем  на  работу  нелегального иммигранта,  которые  также   считаются   преступлением,   предусматриваются настолько  крупные  штрафы,  что  они  могут  вести  к  разорению  некоторых небольших фирм и предприятий.

     В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят  в наплыве иммигрантов  главную  причину  безработицы,  правительства  многих  западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные  меры  по  стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных  государственных мер реэмиграции следующие: 

- программы  стимулирования реэмиграции. Они  включают  широкий  круг мероприятий,  начиная  с  мер   по   принудительной   репатриации незаконных   иммигрантов   до   оказания   материальной    помощи  иммигрантам, желающим вернуться на родину.  В западноевропейских странах (ФРГ,   Франция, Нидерланды) принимались   программы материального поощрения реэмиграции,  предусматривающие  выплаты выходных пособий при добровольном  увольнении  иммигрантов  и  их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались  при одном  только  заявлении  иммигранта  о  его   желании  покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического  возвращения домой.  Причем получение   выходного пособия    лишало иммигранта права повторно  въехать в принимающую страну.  Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном  фонде в результате  отчислений  предприятием,  нанявшим  иммигранта  на работу.  Хотя  считалось,  что такой способ  финансирования  не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета,  на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате    необходимости создания электронной системы государственного учета   иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;

- программы   профессиональной  подготовки  иммигрантов.  В  качестве средства, которое  могло  бы  побудить  иммигранта  вернуться  на родину, правительства отдельных стран (Франция,  ФРГ, Швейцария) рассматривают программы     профессионального     образования иммигрантов. По  логике  этих программ, получив  образование  в развитой  стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую  и  престижную  работу,  что  и   побудит   их вернуться на родину. Однако  интерес  со  стороны  иммигрантов  к участию в  таких программах  оказался  довольно  низким  по  той причине,  что приобретение  специальности само   по   себе   не гарантировало получение работы по этой специальности на  родине.

     Поэтому  большинство  иммигрантов  предпочитали сохранить   свои существующие работы в развитых  странах,  чем  реэмигрировать  и пытаться найти лучшую работу на родине;

- программы  экономической  помощи  странам   с  массовой  эмиграции.

     Развитые страны  заключают  соглашения  со  странами экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств  в  создание  новых  предприятий  в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы  для реэмигрантов.

     Такие  предприятия  принимали  форму  кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с  Турции.  В  ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

     Несмотря на активные действия  правительств  принимающих   стран, большинство программ стимулирования  реэмиграции  не  достигли  поставленных целей: при  некотором  увеличении  реэмиграции  в начале  их  осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался  по  мере  того,  как сокращалось финансирование  программ.  Однако  главной причиной  их  низкой эффективности является то, что правительства стран,  экспортирующих  рабочую силу, просто не заинтересованы в ее  реэкспорте и не  предпринимают  должных усилий по сокращению эмиграции.

     Итак,  государственное  регулирование  международного  рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран  и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе  межгосударственных  и межведомственных соглашений между ними. Регулирование  осуществляется  через принятия финансируемых из  бюджета  программ,  направленных  на  ограничение притока  иностранной  рабочей  силы  (иммиграции)  либо  на   стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция)[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Миграционная политика  Республики Беларусь

     Республика Беларусь занимает  достойное место в управлении  миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств. Беларусь расположена непосредственно по соседству с одной стороны с государствами Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

     Миграционная политика Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции направлена на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей. В республике установлен лицензионный порядок осуществления деятельности по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Данный вид деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдавать которые уполномочено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

    В настоящее время 52 лицензиата имеют специальное разрешение на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей. На деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Министерством внутренних дел выдано 338 лицензий (всего МВД выдано 1 231 специальное разрешение (лицензия).

     В связи с мировым экономическим кризисом изменились потоки внешней трудовой миграции и в Республике Беларусь. Так, согласно данным Национального статистического комитета, численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу по трудовым договорам, уменьшилась (в 2007 г. – 7 335, в 2008 г. – 6 204, в 2009 г. – 4 178), а количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Республику Беларусь для работы, – увеличилось (в 2007 г. – 1 496, в 2008 г. – 2 463, 2009 г. – 4 835).

     Лидерами по приему «трудовых мигрантов» в 2009 году являются: наиболее промышленно развитый регион Республики Беларусь – г. Минск (2 955 чел.) и Брестская область (727 чел.). Из стран СНГ за указанный период въехали в Беларусь на работу граждане: Украины (1 308), Молдовы (118), Таджикистана (104), Азербайджана (77), Армении (77), Грузии (31). Из других стран в Беларусь прибыли граждане Турции (988), Литвы (786), Китая (399), Вьетнама (180). Иностранцы в республике преимущественно заняты в качестве сельскохозяйственных рабочих, строителей, на должностях руководителей, в качестве спортсменов-инструкторов, тренеров, поваров и других специалистов. Потоки выезжающих из Беларуси трудовых мигрантов направлены как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. Как и прежде, основной поток направлен в Россию (2 656 человек). Также граждане Беларуси выезжали в США (1 263), Польшу (116), Чехию (46) и другие страны.

     Подавляющее большинство мигрантов из числа граждан Республики Беларусь выезжают на работы, связанные с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах). Большинство мигрантов, несмотря на образование (среднее, среднее специальное, а иногда и высшее), преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.

    Трудовые мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью, составляют лишь около 10–11 % их общей численности. Из 4 178 выехавших – 452 руководители и специалисты.

    Анализируя распределение трудовых мигрантов по возрасту, можно сделать вывод, что выезжают для трудоустройства за границу, люди более молодого возраста, чем приезжают. Так, в 2009 году более половины (2 512 человек) выехавших из Беларуси составили молодые люди до 24 лет, в то время 4 052 прибывших – лица старше 25 лет.

    Таким образом, наблюдается тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях осуществления трудовой деятельности на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено прежде всего складывающейся кризисной ситуацией в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию процессов внешней трудовой миграции. Увеличение масштабов въехавших иностранцев для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов на территории Республики Беларусь является следствием либерализации бизнес-климата в стране, проведения политики совершенствования инвестиционных проектов и регулирования привлечения иностранной рабочей силы. 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Подводя итоги всему вышесказанному, можно  сделать вывод, что в новом  веке миграция из разряда государственных  и межнациональных проблем перейдет в новое качество. Она станет рычагом государственного регулирования многих процессов экономики, демографии, культурного обмена и т.д.

    Уже сейчас наметились необходимость и  тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными  процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени придут к координации усилий в отношении различных аспектов:

  • необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;
  • серьезные опасения вызывают масштабы незаконной миграции, уменьшить и поставить под контроль которую можно также только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов;
  • единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного кадрового обмена.

Информация о работе Миграционная политика Республики Беларусии