Механизм социальной защиты от безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:06, контрольная работа

Описание

Цель работы обусловила постановку следующих задач:
 определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
 описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
 выделение социально-экономических последствий безработицы,
 рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы.

Содержание

Введение 1
1.1 Сущность и причины безработицы………………………………………….2
1.2. Социально-экономические последствия безработицы 3
1.2.1. Экономические последствия безработицы 3
1.2.2. Социальные последствия безработицы 4
2. Механизм социальной защиты от безработицы 6
2.1 Социальная поддержка безработных граждан 6
2.1.1 Выплата пособий по безработице 7
2.1.2 Материальная помощь безработным 8
2.1.3 Компенсационные выплаты безработным 9
2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения …10
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости 11
2.4 Организация общественных работ и временная занятость 12
2.5 Содействие трудоустройству в другой местности 13
Заключение 16
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Экономика кр.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

   жильем и коммунальными услугами – если размеры занимаемой безработными и членами их семей жилой площади не превышает (в расчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной Жилищным кодексом РФ (12 кв. м на человека),

   общественным транспортом – если время нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН превышает величину норматива транспортной доступности, установленного местным органом власти на данной территории,

   услугами здравоохранения – если эти услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования,

   общественного питания – если они не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.

Органами СЗН могут устанавливаться следующие сроки и периодичности выплаты материальной помощи:

   не более 6 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств безработным гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;

   не более 12 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств членам семьи безработного, находящимся на его иждивении;

   разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в период ее отпуска по беременности и родам;

   разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в случае смерти самого безработного или безработному гражданину в случае смерти члена семьи, находившегося на его иждивении.

Размеры материальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, проездом на общественном транспорте, услугами здравоохранения и общественного питания, не должны превышать минимального размера оплаты труда в месяц, установленного законодательством.

 

2.1.3 Компенсационные выплаты безработным

Компенсационные выплаты применяются как чрезвычайная социальная мера и предназначены для сдерживания массовых увольнений и частичной поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы или вынужденно работающих в режиме неполного рабочего времени. Эти выплаты производятся из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Преимущественным правом на получение подобных выплат пользуются работники градообразующих предприятий, а также проживающие в кризисных регионах.

Предоставление компенсационных выплат способствует снятию социальной напряженности в регионах с наиболее кризисной ситуацией на рынке труда.

 

2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения

 

Одним из направлений политики в области занятости населения является профессиональная ориентация граждан.

Основная цель профессиональной ориентации – оказывать содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в определении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда путем:

   профессионального информирования и консультирования,

   психологической поддержки с целью повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда,

Прямым продолжением профориентационной работы является профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан.

Основная цель – повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда посредством широкого спектра образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития спроса на рабочую силу в отраслевом и территориальном разрезе.

Программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии со ст.23 Закона «О занятости» направлена на людей:

   не имеющих профессии (специальности),

   для которых невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации,

   для которых необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам,

   утративших способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

 

2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости

 

Службой занятости населения с 1995 года реализуется целевая программа содействия развитию предпринимательской инициативы незанятого населения

   развитию предпринимательства среди безработных и незанятых граждан, оказанию им консультационной, методической и финансовой помощи;

   адаптации широких слоев населения к условиям рыночной экономики, формированию положительного общественного мнения, популяризации идеи самозанятости и организации собственного дела;

   формированию региональной инфраструктуры учреждений по обучению и консультированию основам предпринимательства с целью вовлечения наиболее активной части населения в процесс создания собственного дела.

В рамках программы служба занятости оказывает консультационную и методическую помощь людям, решившим создать собственное дело, в следующих направлениях:

   выбор бизнес-идеи,

   бизнес-планирование,

   регистрация предпринимательской деятельности,

   налогообложение,

   лицензирование,

   маркетинг,

   менеджмент и др.

Центр занятости населения может оплатить следующие затраты на:

   подготовку учредительных документов,

   оплату государственной пошлины за регистрацию малого предприятия,

   оплату получения свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,

   приобретение бланочной документации,

   изготовление печатей и штампов.

 

2.4 Организация общественных работ и временная занятость

 

Одной из форм трудоустройства безработных граждан является проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и по договорам - в других организациях в целях обеспечения временной занятости. Эта форма трудоустройства служит не только материальной поддержкой, но нередко помогает найти постоянное место работы.

Под общественными работами согласно ст.24 Закона «О занятости населения в РФ» понимается трудовая деятельность, имеющая социальную полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Общественные работы организуются для реализации следующих целей:

   удовлетворение потребностей субъектов территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный полезный характер и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

   предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

   приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

   сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;

   трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятия и т.д.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.

 

2.5 Содействие трудоустройству в другой местности

 

Для реализации этих задач Минтруда России разработало «Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».

До настоящего времени существовала ситуация, в которой желающие работать из-за отсутствия вакансий на местах проживания не могли получить работу.

Указанное Положение дает людям такую возможность за счет трудоустройства на новом месте жительства. Разработанное Положение определяет порядок работы органов СЗН по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности и предоставления безработным гражданам компенсаций материальных затрат в связи с их направлением на работу в другую местность по предложению органов СЗН.

Положение определяет круг лиц, которым будет оказываться содействие в трудоустройстве:

   занятым трудовой деятельностью,

   признанным в установленном порядке безработными,

   беженцам и вынужденным переселенцам.

Безработным гражданам может быть предложено трудоустройство в другой местности в следующих случаях:

   для трудоустройства на условиях срочного трудового договора (контракта) на срок не более 5 лет или на время выполнения определенной работы (временные, сезонные работы, работы вахтовом методом) при отсутствии предложений подходящей работы по месту жительства;

   для трудоустройства на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок (постоянная работа);

   в рамках реализации федеральных и региональных программ по переселению граждан из данной местности в другие регионы;

   при отсутствии предложений подходящей работы после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.

Преимущественным правом для направления на работу в другую местность пользуются безработные, уволенные из организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, и безработные, состоящие на учете более 18 месяцев.

ЦЗН оплачивает расходы, связанные с трудоустройством безработных граждан в другой местности. Материальные затраты на переезд безработного, компенсируемые СЗН, включают:

   расходы на транспорт,

   суточные расходы,

   стоимость перевозки личного имущества (до 1000 кг).

Могут быть возмещены и расходы на переезд членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.

 


Заключение

 

Подводя итоги данной работы, хотелось бы еще раз отметить, что в рыночной экономике защита населения от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает:

   содействие занятости,

   материальную поддержку соответствующих групп населения (компенсацию определенной доли потерянного дохода)

   профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и переквалификацию безработного населения,

   содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости,

   организацию общественных работ и временную занятость,

   содействие трудоустройству в другой местности,

   а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных.

Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.

В целом же российскую систему защиты от безработицы можно охарактеризовать как уравнительную, нацеленную на выплаты, пусть и небольшие, максимально возможному числу граждан.

Что касается социальной защиты от безработицы такой социально-демографической группы, как молодежь, то в данном случае можно сказать, что с целью смягчения последствий невостребованности молодежи на рынке труда служба занятости активно решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных программ (некоторые из них были рассмотрены в представленной работе). Однако из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что не может кардинально повлиять на сложившуюся ситуацию.

Информация о работе Механизм социальной защиты от безработицы