Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:49, контрольная работа
Машиностроительный комплекс – комплекс отраслей тяжелой промышленности производящих всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% общего объема промышленной продукции.
Экономический потенциал и территориальная организация машиностроительного комплекса России занимает важное место в экономике страны.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Значение машиностроения для межотраслевых производств на территории РФ ………………………………………………………………………………5
1.1. Значение и место комплекса в экономике страны. Состояние основных фондов ……………………………………………………... 5
1.2. Факторы, влияющие на развитие комплекса …………………………8
1.3. Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ ……………………………… 10
2. Машиностроительный комплекс Пензенской области …………………... 15
Заключение ………………………………………………………………………16
Литература ……………………
Предприятия среднего машиностроения размещаются там, где имеются квалифицированные кадры.
Одной из наиболее широко распространенных отраслей среднего машиностроения является станкостроении, производящее станки для различных отраслей промышленности. Станкостроительные производства размещены практически повсеместно, однако наибольшая сконцентрация в Центральном, Северо-Западном и Уральском экономических районах.
Другой распространенной отраслью среднего машиностроения является автомобилестроение. С началом рыночных реформ в 1992 г. автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 1990-х гг. выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раза, автобусов большого класса – в 10 раз, легковых автомобилей – на треть. Кардинальной обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа, В результате остановились даже заводы АЗЛК и «ИЖмаш», выпускавшие востребованные рынком легковые автомобили. В то же время лидеры отрасли: АвтоВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ – смогли выпустить в 1990-х новые модели: ВАЗ-2110, ГАЗ-3302/-2705/-3321 «Газель» и ЗИЛ-5301 «Бычок», позволившие им пережить наиболее тяжелую фазу кризиса. После дефолта 1998 г. российский автопром получил кратковременную передышку, были освоены новые модели ВАЗ-1118 «Калина», ГАЗ-31105 «Волга», ГАЗ-2217/2752 «Соболь» и ГАЗ-3310 «Валдай», но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х гг. в холдинги «Рупромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто (ныне «Соллерс»). Начиная с 2002 г. в России нарастает сборка иномарок (в 2008 г. – 618,2 тыс.). В 2008 г. российский автопром (по данным ОАО «АСМ-Холдинг») произвел 1,79 млн. автомобилей (+7,4% к 2007г.). [4] Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3% (увеличение производства на 29% к 2007 г.), в сегменте грузовиков – 7,9% (+19,6%) и в сегменте автобусов – 9,8% (+12,7%). С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний начиная с 2009 г. их доля в национальном производстве должна еще больше увеличиться, несмотря разразившийся кризис сбыта. После 2010 г. в России предполагается сборка свыше 1 млн. автомобилей иностранных брендов в год. [5]
Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти – на сырьевые базы (Волгоград, Челябинск, Владимир, Санкт-Петербург, Рубцовск).
Точное машиностроение. Ведущие отрасли точного машиностроения – приборостроение. Радиотехнические и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна – это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные прибоы, волоконная оптика, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, лазеры и комплектующие элементы, часы.
Приборостроение – наиболее трудоемкая и наукоемкая отрасль машиностроения, поэтому приборостроительные предприятия размещаются в крупных городах с развитой сетью опытно-конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. В первую очередь это Москва и Санкт-Петербург, Центрами этой промышленности являются также Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа.
Основной промышленный узел – Пенза, город переживший в конце 1960-х гг. настоящий «бум» строительства новых предприятий. [4, стр. 453]
Основные машиностроительные предприятия Пензенской области: [6]
1. Машиностроительный комплекс России имеет огромное значение. От него зависит рост производительности труда, объем выпускаемой продукции, качество и стандартизация выполнения работ, жизнедеятельность, благосостояние и развитие всего общества в целом. Машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направление научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса. Состояние основных фондов ухудшилось. Они практически полностью устарели и износились, поэтому нуждаются в коренном обновлении.
2. Структуру машиностроения составляют 19 крупных комплексных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. Существует множество отраслей, выпускающих различные виды продукции. Среди них наиболее выделяются: тяжелое, общее, среднее, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов, металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования. На долю машиностроительного комплекса приходилось 18,2 % стоимости промышленной продукции в стране. В основном происходит спад производства по всем видам продукции. Особенно снизилось производство комбайнов на 96,4%, телевизоров на 93,7%, тракторов и компьютеров. Это связано с малой потребностью в некоторых товарах, от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных, денежных ресурсов.
3. Развитие машиностроительного комплекса зависит от ряда факторов: специализации, кооперирования, концентрации, комбинирования производства, научно-технического прогресса, наличия трудовых ресурсов, устойчивых транспортных связей, природного, сырьевого фактора. Из них наиболее важными являются специализация и кооперирование. Благодаря им отличается организация массового производства, более рационально используется оборудование, повышается производительность труда, технический уровень, поэтому развитие становится более эффективным.
4. К числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей относится машиностроение. Среди многочисленных факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных производств машиностроительного комплекса выделяют: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость, близость к источникам сырья, потребительский, природный фактор. Продукция машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Большая часть отраслей и ведущих предприятий комплекса расположена в Центральном и Уральском районах.
6. http://www.metaprom.ru/
2
Информация о работе Машиностроительный комплекс Пензенской области