Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа
Уральский экономический район расположен на стыке территорий двух частей света — Европы и Азии. В его состав входят: Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми-Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская области, республики Башкортостан и Удмуртия. Площадь 824 тыс. кв. км. или 4, 8% территории России.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Общая экономико–географическая характеристика района………………3
3. Природно–ресурсный потенциал……………………………………………5
4. Население и трудовые ресурсы……………………………………………….7
5. Отрасли специализации района……………………………………………….9
6. Перспективы развития района……………….………………………………15
Список используемой литературы
Важное место занимает Урал по выпуску продукции энергетической (производство турбин, паровых котлов), электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых турбин и электродвигателей, в Перми - дизелестроение, производство кабеля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры. На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Воткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускавшие, в частности, доильные машины.
Химический
комплекс - отрасль рыночной специализации
района - обладает мощной сырьевой базой,
использует нефть, попутные нефтяные газы,
уголь, соли, серный колчедан, отходы чёрной
и цветной металлургии, лесной промышленности.
Химическая промышленность представлена
здесь всеми важнейшими производствами:
минеральных удобрений, синтетических
смол и пластмасс, синтетического каучука,
соды, серной кислоты и др. Урал одновременно
является и крупным потребителем продукции
химической промышленности. Наибольшее
значение имеет производство минеральных
удобрений, среди которых выделяются калийные.
Калийные удобрения вырабатываются в
районе добычи сырья (Верхнекамского соленосного
бассейна). Основные центры расположены
в Пермской области (Березники, Соликамск).
Предприятия по производству азотных
удобрений размещаются в районе добычи
угля и поваренной соли (Березники), комбинируются
с металлургическими заводами (используют
коксовый газ) - Магнитогорск, Нижний Тагил;
в районе нефтепереработки (применяют
её отходы) - Салават. Фосфатные удобрения
выпускаются в Перми, Красноуральске на
основе привозных хибинских апатитов.
При производстве минеральных удобрений
используется серная кислота. Сернокислотная
промышленность Урала базируется как
на ископаемом сырье (серный колчедан),
так и на отходах цветной металлургии
(Ревда, Кировград) и других отраслей. Содовая
промышленность приурочена к месторождениям
поваренной соли, а также комбинируется
с производством калийных удобрений, учитывается
также наличие известняков и угля. Основные
центры на Урале - Березники и Стерлитамак.
Химия органического синтеза представлена
производством синтетических смол и пластмасс
(Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил),
синтетический каучук (Стерлитамак, Чайковский),
шин (Екатеринбург) и другой продукции.
Эта отрасль использует как местные, так
и поступающие из Западной Сибири нефть
и газ. Предприятия нефтехимии могут сочетаться
с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными:
В
Прикамье сосредоточены основные ресурсы
еловой древесины. Здесь работают Краснокамский,
Соликамский и Красновишерский
целлюлозно-бумажные комбинаты - основные
производители бумаги наряду с Пермским,
Новолялинским и Туринским
Строительный
комплекс располагает значительной
по объёму и составу базой минерально-
На Урале лёгкая и пищевая промышленность развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты кожевенно-обувная (Свердловская, Пермская, Челябинская обл.), здесь же сосредоточена большая часть трикотажных предприятий. Хлопчато-бумажная промышленность развита в Челябинской обл., шёлковая - в Пермской и Оренбургской. Развитие лёгкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжёлой промышленности.
Агропромышленный комплекс специализирован на производстве зерновой и животноводческой продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий 35 млн. га, из них 22,4 млн. га заняты пашней, а 12,6 млн. - естественными кормовыми угодьями. Около 60% всех угодий приходится на Южный, остальные - на Средний и Западный Урал.
В структуре посевных площадей зерновые культуры составляют около - 2/5, а кормовые - более 1/3. Остальное приходится примерно в равных долях на технические культуры, картофель и овощи. Наиболее крупной долей зерновых культур отличается Оренбургская, Курганская и Челябинская области, технические (подсолнечник, сахарная свекла, лён) - Оренбургская, Пермская обл. и Башкортостан, картофеля и овощей - Свердловская, Пермская обл., Удмуртия, кормовых культур - Пермская и Свердловская обл. По валовому сбору зерна (от 9 до 16 млн. т) Урал уступает только Северному Кавказу и Западной Сибири. По производству картофеля Урал занимает второе место в стране, уступая лишь Центральному району, а овощей - третье (вслед за Центральным районом и Северным Кавказом).
Животноводство в районе имеет мясо-молочное направление. При этом показательно, что по производству мяса район занимает первое место в стране, а молока - на втором (после Центрального района). Специализация сельского хозяйства Урала меняется с севера на юг. В северной части района молочное животноводство и свиноводство сочетаются с выращиванием картофеля, овощей, льна, ячменя и овса. Южная и юго-восточная части - важнейшие зерновые районы, специализированные на производстве сильных высокобелковых пшениц. Здесь также развиты мясное животноводство и овцеводство. Башкортостан выделяется производством мёда.
Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки.
Транспорт
района отличается высокой грузонапряжённостью,
осуществляя перевозки массовых
грузов внутри района и транзитные.
Преобладает железнодорожный
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).
Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей, осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но главной широтной дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга - Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное - Орск; параллельно ей идёт дорога Серов - Челябинск. На западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск - Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.
Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.
Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.
Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Это объясняется тем, что регион осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами страны и странами зарубежья. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает ввоз). Наиболее тесные связи - с соседними экономическими районами: Западно-Сибирским и Поволжским, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе - электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.
6. Перспективы развития района
Основные стратегии социально-экономического развития Свердловской и Пермской областей на период до 2020 года.
Главная
цель долгосрочного развития Свердловской
области заключается в
Путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики региона. В этих условиях изменится структура экономики региона - к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора - 22 процента, долю инфраструктурного сектора - 45 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40 - 50 процентов, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска - до 25 - 35 процентов.
Развитие региона предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран "Большой семерки" также по минимальному варианту, но по обменному курсу валют. Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить приток инвестиций в экономику региона и, прежде всего, в высокотехнологичный сектор.
Главной задачей исполнительных органов государственной власти Свердловской области является реализация инновационного сценария развития с достижением инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом:
- опережающее развитие минерально-сырьевой базы;
- в металлургическом производстве - освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного и мирового машиностроения, встраивание в международные технологические цепочки;
- в лесном комплексе - увеличение глубины переработки древесины, внедрение безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона на мировом рынке лесопродукции высокой степени обработки;
- в строительной индустрии (производство прочих неметаллических минеральных продуктов) - обеспечение выпуска современных качественных и конкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только Свердловской области, но и соседних регионов;
- в химическом комплексе - ввод в действие современного производства по глубокой переработке газа, являющегося одним из инновационных направлений в переработке и использовании первичной сырьевой составляющей (природного газа), что позволит повысить эффективность использования природных ресурсов; на базе развития фундаментальных и прикладных научных исследований по созданию высокотехнологичной медицинской продукции освоение производства новых видов лекарственных средств, создание сети отечественных фармацевтических предприятий с полным циклом технологических процессов, начиная от производства субстанций, заканчивая упаковкой готовых лекарственных средств.
Развитие
потребительского сектора экономики
с целью максимально полного
удовлетворения растущих потребностей
населения в товарах и услугах,
соответствующих мировым
Информация о работе Комплексная характеристика Уральского экономического района России