Комплексная характеристика Уральского экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Уральский экономический район расположен на стыке территорий двух частей света — Европы и Азии. В его состав входят: Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми-Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская области, республики Башкортостан и Удмуртия. Площадь 824 тыс. кв. км. или 4, 8% территории России.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Общая экономико–географическая характеристика района………………3

3. Природно–ресурсный потенциал……………………………………………5

4. Население и трудовые ресурсы……………………………………………….7

5. Отрасли специализации района……………………………………………….9

6. Перспективы развития района……………….………………………………15

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

САМ РЕФЕРАТ.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

      Важное  место занимает Урал по выпуску продукции  энергетической (производство турбин, паровых котлов), электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых турбин и электродвигателей, в Перми - дизелестроение, производство кабеля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры. На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Воткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускавшие, в частности, доильные машины.

      Химический  комплекс - отрасль рыночной специализации  района - обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы чёрной и цветной металлургии, лесной промышленности. Химическая промышленность представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др. Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности. Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяются калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добычи сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области (Березники, Соликамск). Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добычи угля и поваренной соли (Березники), комбинируются с металлургическими заводами (используют коксовый газ) - Магнитогорск, Нижний Тагил; в районе нефтепереработки (применяют её отходы) - Салават. Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота. Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировград) и других отраслей. Содовая промышленность приурочена к месторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений, учитывается также наличие известняков и угля. Основные центры на Урале - Березники и Стерлитамак. Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетический каучук (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефть и газ. Предприятия нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными:                                               "Пермнефтеоргсинтез","Салаватнефтеоргсинтез".                                 Лесопромышленный комплекс - отрасль рыночной специализации района- работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства - начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели (Екатеринбург, Пермь), домостроения (Пермь, Яйва) и др.) Развита химическая переработка древесины и отходов. Перспективная расчётная лесосека Урала определена в 50-60 млн м., из них около 1/2 лиственной древесины. Объём рубок в таких размерах в районе рационален, поскольку соответствует приросту древесины.

      В Прикамье сосредоточены основные ресурсы  еловой древесины. Здесь работают Краснокамский, Соликамский и Красновишерский  целлюлозно-бумажные комбинаты - основные производители бумаги наряду с Пермским, Новолялинским и Туринским комбинатами. Всего Урал даёт более 1/5 всей бумаги в стране. Производство спичек размещено ближе к ресурсам осиновой древесины (Уфа, Туринск). Издавна развита лесохимия с производством древесного угля (в том числе как технологического топлива для чёрной металлургии), скипидара, канифоли, уксусной кислоты Пермь, Яйва и т.д. Основные лесные массивы сосредоточены на севере, а лесозаготовки ведутся в южных и центральных частях, таким образом одним из направлений дальнейшего развития промышленности является постепенный сдвиг производства в северные районы Урала.

      Строительный  комплекс располагает значительной по объёму и составу базой минерально-строительного  сырья. Она включает множество эксплуатируемых  месторождений природных каменных материалов (мрамора, гранита и др.), огнеупорных материалов, цементного сырья и т.д. Наряду с этим характерно использование отходов чёрной металлургии и других отраслей промышленности. Крупнейшие центры цементной промышленности - Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область); огнеупоров, в тои числе магнезитовых (Сатка) и шамотных (Сухой Лог). Значительная роль принадлежит Уралу по производству сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны.

      На  Урале лёгкая и пищевая промышленность развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты кожевенно-обувная (Свердловская, Пермская, Челябинская обл.), здесь же сосредоточена большая часть трикотажных предприятий. Хлопчато-бумажная промышленность развита в Челябинской обл., шёлковая - в Пермской и Оренбургской. Развитие лёгкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжёлой промышленности.

      Агропромышленный  комплекс специализирован на производстве зерновой и животноводческой продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий 35 млн. га, из них 22,4 млн. га заняты пашней, а 12,6 млн. - естественными кормовыми угодьями. Около 60% всех угодий приходится на Южный, остальные - на Средний и Западный Урал.

  В структуре посевных площадей зерновые культуры составляют около - 2/5, а кормовые - более 1/3. Остальное приходится примерно в равных долях на технические культуры, картофель и овощи. Наиболее крупной долей зерновых культур отличается Оренбургская, Курганская и Челябинская области, технические (подсолнечник, сахарная свекла, лён) - Оренбургская, Пермская обл. и Башкортостан, картофеля и овощей - Свердловская, Пермская обл., Удмуртия, кормовых культур - Пермская и Свердловская обл. По валовому сбору зерна (от 9 до 16 млн. т) Урал уступает только Северному Кавказу и Западной Сибири. По производству картофеля Урал занимает второе место в стране, уступая лишь Центральному району, а овощей - третье (вслед за Центральным районом и Северным Кавказом).

      Животноводство  в районе имеет мясо-молочное направление. При этом показательно, что по производству мяса район занимает первое место  в стране, а молока - на втором (после Центрального района). Специализация сельского хозяйства Урала меняется с севера на юг. В северной части района молочное животноводство и свиноводство сочетаются с выращиванием картофеля, овощей, льна, ячменя и овса. Южная и юго-восточная части - важнейшие зерновые районы, специализированные на производстве сильных высокобелковых пшениц. Здесь также развиты мясное животноводство и овцеводство. Башкортостан выделяется производством мёда.

      Транспортный  комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки.

      Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. Преобладает железнодорожный транспорт, наряду с ним хорошо развит трубопроводный. Через Северный и Центральный  Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Недостаточны протяжённость и качество автомобильных дорог.

      Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).

      Важнейшая роль среди видов транспорта в  Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей, осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но главной широтной дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга - Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное - Орск; параллельно ей идёт дорога Серов - Челябинск. На западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск - Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

      Велика  роль трубопроводного транспорта: через  Урал проходят нефте- и газопроводы  из Западной Сибири в европейскую  часть страны и за рубеж.

      Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные  авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.

      Уральский экономический район относится  к районам наиболее высокого в  стране грузопотребления и грузоотправления. Это объясняется тем, что регион осуществляет разнообразные экономические  связи со многими регионами страны и странами зарубежья. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает ввоз). Наиболее тесные связи - с соседними экономическими районами: Западно-Сибирским и Поволжским, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе - электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

6. Перспективы развития района

      Основные стратегии социально-экономического развития Свердловской и Пермской областей на период до 2020 года.

      Главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении  современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

      Путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики региона. В этих условиях изменится структура экономики региона - к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора - 22 процента, долю инфраструктурного сектора - 45 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40 - 50 процентов, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска - до 25 - 35 процентов.

      Развитие региона предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран "Большой семерки" также по минимальному варианту, но по обменному курсу валют. Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить приток инвестиций в экономику региона и, прежде всего, в высокотехнологичный сектор.

      Главной задачей исполнительных органов  государственной власти Свердловской области является реализация инновационного сценария развития с достижением  инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом:

- опережающее развитие минерально-сырьевой базы;

- в металлургическом производстве - освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного и мирового машиностроения, встраивание в международные технологические цепочки;

- в лесном комплексе - увеличение глубины переработки древесины, внедрение безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона на мировом рынке лесопродукции высокой степени обработки;

- в строительной индустрии (производство прочих неметаллических минеральных продуктов) - обеспечение выпуска современных качественных и конкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только Свердловской области, но и соседних регионов;

- в химическом комплексе - ввод в действие современного производства по глубокой переработке газа, являющегося одним из инновационных направлений в переработке и использовании первичной сырьевой составляющей (природного газа), что позволит повысить эффективность использования природных ресурсов; на базе развития фундаментальных и прикладных научных исследований по созданию высокотехнологичной медицинской продукции освоение производства новых видов лекарственных средств, создание сети отечественных фармацевтических предприятий с полным циклом технологических процессов, начиная от производства субстанций, заканчивая упаковкой готовых лекарственных средств.

      Развитие  потребительского сектора экономики  с целью максимально полного  удовлетворения растущих потребностей населения в товарах и услугах, соответствующих мировым стандартам качества:

Информация о работе Комплексная характеристика Уральского экономического района России