Классификации природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание

Целью исследования является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов использования
природных ресурсов мира.
2. Определение сущности хозяйственной оценки природных ресурсов
3. Выделение экономико-географических особенностей размещения и

Содержание

Введение……...……………………………………………………….……………...3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения природных ресурсов.……………………………………………………………………….…......5
Понятие «природные ресурсы»……………………………………………….5
Ресурсообеспеченность……………………………………………………….7
Эколого-экономическое значение природных ресурсов……………………8
Глава 2. Классификации природных ресурсов…………………………...………11
2.1 Классификация природных ресурсов по происхождению………………...12
2.2 Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования………………………………………………………………………14
2.3 Классификация природных ресурсов по виду исчерпаемости……………16
Глава 3. Актуальные проблемы использования природных ресурсов………….21
3.1 Экономическая оценка природных ресурсов……………………………….21
3.2 Рациональное и нерациональное природопользование…………………………...…………………………………...28
3.3 НТП как фактор вовлечения природных ресурсов в процесс производства…………………………………………………………………...…...30
Заключение……………………………………………………....………………….33
Список использованных источников….…………………………...……………...35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ЭГ.docx

— 75.65 Кб (Скачать документ)

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Экономическая  география и регионалистика мира»

на тему:

«Классификации природных ресурсов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Лист

Введение……...……………………………………………………….……………...3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения природных ресурсов.……………………………………………………………………….…......5

    1. Понятие «природные ресурсы»……………………………………………….5
    2. Ресурсообеспеченность……………………………………………………….7
    3. Эколого-экономическое значение природных ресурсов……………………8

Глава 2. Классификации природных ресурсов…………………………...………11

   2.1 Классификация природных ресурсов по происхождению………………...12

   2.2 Классификация  природных ресурсов по видам  хозяйственного использования………………………………………………………………………14          

   2.3 Классификация  природных ресурсов по виду  исчерпаемости……………16

Глава 3. Актуальные проблемы использования природных ресурсов………….21

   3.1 Экономическая оценка природных ресурсов……………………………….21

   3.2 Рациональное  и нерациональное природопользование…………………………...…………………………………...28

   3.3 НТП как фактор вовлечения природных ресурсов в процесс производства…………………………………………………………………...…...30

Заключение……………………………………………………....………………….33

Список использованных источников….…………………………...……………...35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Гармоничное сотрудничество  человека  с природой, его  разумная  общественная  деятельность,  которая  регулирует  и контролирует обмен веществ между природой и обществом, стало  в  современную эпоху одной из актуальнейших задач. Увеличение материальных  благ  общества, которое  сопровождается  антропогенным  прессингом,  привело  к   серьезному загрязнению окружающей среды. Особенно это заметно в  области  использования природных ресурсов.

Современный    этап    развития    мирового    хозяйства     отличается всевозрастающими   масштабами   потребления   природных   ресурсов,   резким усложнением процесса взаимодействия природы и  общества,  интенсификацией  и расширением   сферы    проявления    специфических    природно-антропогенных процессов,  возникающих  вследствие  техногенного  воздействия  на  природу.

Обострение  сырьевых,  топливных,   энергетических,   водных   и   в   целом экологических проблем перешагнули границы  отдельных  регионов  и  приобрели глобальный масштаб. В  этой  связи  большое  значение  приобретает  изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных  материков  и  стран, анализ систем  их  хозяйственного  использования,  сложившихся  в  различных социально-экономических   структурах   современного   мирового   сообщества, разработка представлений о региональном  и  оптимальном  освоении  природных богатств.  Поэтому  исследование  социально-экономических  и   экологических особенностей использования природных ресурсов мира  является  в  достаточной степени актуальными и важными.

Целью исследования является территориальный анализ природно-ресурсного   потенциала    мирового    хозяйства,    его    пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.

В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.  Определение   теоретико-методологических   вопросов   использования

природных ресурсов мира.

2. Определение сущности  хозяйственной оценки природных  ресурсов

3.  Выделение  экономико-географических   особенностей   размещения и

использования важнейших  видов природных ресурсов.

Объектом данного исследования являются мировые природные ресурсы как основа   экономического,   социального   и   экологического    существования человечества.  Выбор  объекта  исследования   можно   объяснить   следующими обстоятельствами:

1. Высоким  современным   уровнем   использования   природных     ресурсов отдельными отраслями мировой экономики;

2. Значительным антропогенным  прессингом на природные компоненты;

3. Определенной территориальной  дифференциацией использования  природных ресурсов.

Предметом данного исследования является рациональное использование природных ресурсов.

При изучении данной темы использовались следующие методы: анализ; синтез; классификация; обобщение; исторический.

Степень изученности  темы. В ходе исследования использовались учебные пособия по экологии, экономики природопользования, материалы интернета и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из Трёх глав, последовательно раскрывающих тему работы, Заключения, Вывода и Списка используемых источников. В заключении подвела итоги изученной темы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты изучения природных ресурсов

 

    1. Понятие «природные ресурсы»

 

Основными компонентами окружающей среды являются естественные экологические  системы: земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный  воздух, животный мир, природные заповедники  и национальные парки - все, что принято  называть природной окружающей средой.

Природные ресурсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Природные ресурсы - это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил  общества могут быть использованы в  качестве предметов потребления  или средств производства, и общественная полезность которых изменяется (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека1.

Главные виды природных ресурсов - солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и др.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства  страны и источником создания материальных благ и услуг. Процесс воспроизводства  по существу представляет собой непрерывный  процесс взаимодействия общества и  природы, в котором общество подчиняет  себе силы природы и природные  ресурсы для удовлетворения потребностей. Природные ресурсы во многом предопределяют не только социально-экономический  потенциал страны и региона и эффективность общественного производства, но и здоровье, и продолжительность жизни населения.

Природные ресурсы являются объектом исследования в двух аспектах: как важнейшая часть социально-экономического потенциала, реализуемого в процессе создания валового внутреннего продукта, часть национального богатства  страны; как основа природной окружающей среды, подлежащей охране, восстановлению и воспроизводству.

На ранних этапах исторического  развития человечества основное значение имели охота и рыболовство  при незначительном использовании  минеральных ресурсов. На последующих этапах докапиталистического общества с возникновением и ростом земледелия и животноводства стали всё шире использоваться почвенные ресурсы, растительность, вода, некоторые источники энергии (ветер, водные потоки), возникла и развилась культура металлов и сплавов (медь, бронза, золото, железо и др.), керамики, естественного камня (культовые постройки, дороги, ювелирные изделия).

При капитализме резко  возросла интенсивность использования  природных ресурсов в целом, в  том числе топлива и полезных ископаемых.

С первых лет Советской  власти проблемы природных ресурсов оказываются в центре внимания государства. В 1919 году В. И. Лениным была поставлена задача: "Для того, чтобы сохранить источник нашего сырья, мы должны добиться выполнения и соблюдения научно-технических правил". Природные ресурсы, объявленные всенародным достоянием, изучаются Комиссией по изучению естественных производственные сил и Проблемной комиссией Академии Наук СССР и ГКНТ "Природные ресурсы СССР". Грандиозные масштабы и ускоренные темпы социалистического строительства получили надёжное ресурсное обеспечение, что способствовало победе в Великой Отечественной войне, помогло восстановить и успешно развить народное хозяйство на базе собственных источников сырья2.

Современный этап развития мирового хозяйства отличается возрастающими  масштабами потребления природных  ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природу и общества. В условиях возрастающей взаимосвязи и взаимозависимости  государств,  мировой общественный прогресс все больше зависит от решения глобальных проблем, затрагивающих интересы и судьбы всех стран и народов, имеющих значение для прогресса человеческой цивилизации в целом.   

В связи с огромным объемом  используемых природных веществ  и энергии, проблема обеспеченности человечества природными ресурсами  является глобальной. Для предотвращения истощения природных ресурсов необходимо рациональное и комплексное использование  природных ресурсов, поиски новых  источников сырья, топлива и энергии3.

 

    1. Ресурсообеспеченность

 

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную  ресурсообеспеченность. 
         Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.)4
         Конечно, на показатель ресурсеобеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.  
         По расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится в несколько раз. 
         Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид - к исчерпаемым (невозобновимым и возобновимым) или к неисчерпаемым ресурсам.  
        Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами - территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и т.д. Среди них - Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами страны Бразилия, Индия, Австралия. 
       Многие государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и газа; Чили, Заир, Замбия - запасами меди, Марокко и Науру славятся фосфоритами и т.д.

 

    1. Эколого-экономическое значение природных ресурсов

Природная среда служит естественным базисом хозяйственной деятельности людей. Вся производственная деятельность человека может быть представлена как процесс преобразования природы в формы, приемлемые для использования5. С точки зрения потребностей общества все тела и силы природы могут быть условно подразделены на две группы: непосредственно участвующие в материальном производстве и сфере нематериальных услуг (природные ресурсы) и все остальные (обычно относимые к природным условиям).   Природные условия - это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе производства, но оказывают влияние на жизнедеятельность людей. Особенно сильна зависимость от природных условий сельского хозяйства, добывающей промышленности, отдельных видов транспорта, рекреационной деятельности и т.п. Природные условия могут благоприятствовать (оптимальный температурный режим, достаточная увлажненность воздуха и т.п.) или негативно сказываться на хозяйственной деятельности человека. Высокогорный рельеф, суровый климат, вечная мерзлота, болота, пустыни затрудняют хозяйственное освоение территории.  Природные (или естественные) ресурсы - это тела и силы природы, которые при данном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве предметов потребления (питьевая вода, дикорастущие растения, промысловые животные, рыба и т.п.) или средств производства (предметов и средств труда), составляя его сырьевую и энергетическую базу. Ресурсы, с помощью которых человек воздействует на природу, или которые приспосабливает для собственного потребления, называются средствами труда. В роли средств труда выступает земля - как место, на котором происходит процесс труда, как кладовая различных полезных ископаемых и носительница определенных естественных свойств и энергии. К средствам труда относятся и такие свойства природы, как сила ветра, сила падающей воды, сила приливов и отливов, химические и биохимические реакции и т.д. Предметы труда - это природные материалы, которые в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму. Большое количество предметов труда человек находит в природе в готовом виде (залежи полезных ископаемых, естественные леса, рыбные ресурсы внутренних водоемов, морей и океанов и т.д.)6. Разграничение элементов природы на условия и ресурсы в значительной степени условно, поскольку одни и те же элементы могут выступать и как условия, и как ресурсы (например, климатические условия и климатические ресурсы, водные ресурсы и условия водообеспеченности и т.п.). Кроме того, по мере совершенствования производительных сил все больше природных условий становится природными ресурсами, вовлекаемыми человеком в процесс производства. Критериями включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов являются техническая возможность и экономическая целесообразность их использования, а также уровень изученности.

Информация о работе Классификации природных ресурсов