Канада на рубеже веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 09:24, контрольная работа

Описание

В наши дни Канаду, являющуюся частью Северной Америки, можно отнести к узкому кругу высокоразвитых стран, играющих лидирующую роль в становлении и развитии мирохозяйственных связей и международных отношений. Молодая, динамично и успешно развивающаяся страна занимает авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Это обстоятельство обусловлено как взаимодействием с мировым сообществом, так и некоторыми особенностями ее развития внутри страны.

Содержание

Введение 2

История экономического развития Канады 4

Финансы. Национальный продукт и доход 18

Особенности отраслевой структуры 19

Канада как «открытая экономика»: особая роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии. 26

Канада на рубеже веков 29

Заключение 36

Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Модель экономического развития Канады.docx

— 94.74 Кб (Скачать документ)

     В связи с низкой инфляцией и оздоровлением государственных финансов Банк Канады в последние два года изменил свою политику. Начиная с конца 1995 и до середины 1997 г. ставка Банка последовательно снижалась. В результате ставки процента по краткосрочным коммерческим кредитам и по закладным упали до самого низкого за последние 30 лет уровня. Более того, краткосрочные кредиты в Канаде заметно дешевле, чем в США.

     Предполагается, что в 1998 г. центральный банк будет проводить умеренно ограничительную политику, чтобы удерживать общие темпы хозяйственного роста "на оптимальном уровне". Безработица все еще достаточно высока, а уровень использования производственных мощностей отстает от оптимального уровня и, как предполагается, достигнет его не ранее 1999 г.

     Мне кажется, что Канада, имеет огромный и уже раскрывающийся потенциал и многообещающее будущее.  
 
 
 
 

Заключение

 

   В недавнем прошлом Канада являлась одной  из самых отсталых стран мира. Для   России её опыт по структурной перестройке  экономики и догоняющему развитию7 актуализируется по многим причинам, в том числе и в силу схожести природных, территориальных и национальных особенностей, а так же демократического вектора развития, породившие аналогичные с постсоветской Россией проблемы, которые успешно решило Канадское правительство,  и в связи с посланием Президента Д.Медведева, актуализирующего проблему модернизации модели экономики в разрезе изучения зарубежного опыта, одной из возможных форм, которой может стать канадская схема, носившая в основном умеренный, постепенный характер.

     Важно отметить, что успеху реформ в Канаде способствовали три существенных обстоятельства:

   во-первых, политический фактор, включавший в  себя разветвленную и прочно укоренившуюся  сеть демократических институтов и  принципов: права и свободы граждан, многопартийность, независимость суда и свободы прессы, отточенную избирательную  систему;

   во-вторых, экономический фактор: сформировавшийся рынок, в т.ч. в общенациональном масштабе, основанный на жесткой конкуренции  и открытости экономики;

   в-третьих, правительственный фактор: активная роль государства в экономике, не допускающая вмешательство государства  в рыночные механизмы саморегулирования, но не исключающая государство из субъектов экономического процесса, содействующего накоплению капитала косвенным  образом.

   Подводя итог экскурса в историю экономического развития Канады можно подвести и некоторые итоги:

     Во-первых, национальный сектор развивался во все возрастающей предпринимательской активности государства. Причем структура государственного предпринимательства на первом этапе имела весьма сильный крен в сторону инфраструктурных отраслей: свыше 80% всех государственных активов в нефинансовых отраслях приходится на отрасли так называемого общественного пользования (61%- в сфере коммунального хозяйства, в основном в электроэнергетике, 15%- на транспортные предприятия, 5%- на предприятия связи). И все это легко объяснимо: ибо капиталовложения здесь сопряжены с большим риском, окупаются чрезвычайно медленно, а норма прибыли (рентабельность) – как правило, низкая. Государственные предприятия сосредотачивались в отраслях, капиталоемкость производства в которых значительно выше среднего уровня. На государственный сектор приходится в 3 раза большая доля активов (19%), чем продаж (6%). Кроме того, эти предприятия по сравнению с частными менее прибыльны (19% активов и 9% прибылей). И дело, не в неэффективности государственных предприятий. Их низкая прибыльность или даже убыточность (например, на транспорте) – вызвана тем, что государство берет в свои руки малорентабельные отрасли, куда не идут частные предприниматели. Кроме того, цены по которым государственные предприятия реализуют свою продукцию (тарифы на ж/д и электроэнергетику) очень часто ниже, чем по которым реализуется соответствующая продукция частного сектора.

     Во-вторых, государственное предпринимательство в Канаде не ограничивало частнопредпринимательскую деятельность, участвуя в экономике, - не вносило дисгармонию в механизм рынка. Напротив, государственные корпорации обеспечивали частным монополиям возможность получения более высоких прибылей и привлечения инвестиций. Доведя государственные компания до рентабельного уровня, государство передавало их в частные руки, т.е. государство брало на себя риск освоения и затраты по поднятию отрасли, прокладывая дорогу для частного интереса. Там где существовало частно - государственное партнерство, государству, как правило, оставлялась менее рентабельная сфера, а то и вовсе убыточная. И это нормально. В тех сферах экономики, где государственные корпорации занимали монопольное положение, Канада захватила основной сегмент рынка в мировой экономике. Например так обстояло дело в атомной энергетике, где действовала коронная корпорация «Атомик энерджи Канада».

   В третьих, исторически сложилось, что  земельные участки обширных незаселенных территорий, возникших в ходе колонизации  правительством Канады, переходили в  государственную собственность. Именно земельная собственность и малопривлекательность для частного капитала неосвоенных территорий во многом способствовала возникновению государственного предпринимательства и государственной собственности в области транспорта и электроэнергетики. Отсюда по факту мы наблюдаем, что государство в Канаде в лице Федерации, провинций и муниципалитетов является единоличным владельцем средств производства и крупнейшим собственником, крупнейшим инвестором и работодателем.

   В- четвертых, в области государственных  финансов и функционирования государства  на рынке ссудных капиталов задачи государства состояли в распределении  и перераспределении государственного бюджета и воздействии государства на экономику с помощью финансовых рычагов: в период кризиса воздействие на фазы цикла и регулирования рынка рабочей силы, оптимизация отраслевой структуры и регионального развития, регулирование объема с/х производства. Важным направлением государственного воздействия на экономику являлось стимулирование развития и модернизации производства в отраслевом разрезе. Правительство разработало такие мероприятия, как создание рабочих мест для лиц, не имеющих работы в течение длительного времени (периода), развитие трудоемких производств, субсидии предпринимателям, берущим на работу молодежь, создание рабочих мест для учащихся и студентов в летний период.

   В области налоговой политики –  главное сглаживание циклических  колебаний и содействие структурным  сдвигам в экономике. Так, структурные  преобразования поощрялись налоговыми стимулами и ускоренной амортизацией основных фондов, вычетом или полным списанием затрат на амортизацию, установлением  повышенных норм амортизационных списаний, списанием расходов на разведку и  оборудование мест добычи в горнодобывающей  и нефтегазовой промышленности и  временным освобождением от налогов  компаний указанных отраслей, вычетом  из облагаемого дохода затрат на научно- исследовательские разработки.

   Канада  первая среди развитых стран национализировала  Центральный банк. И здесь особенно заметно расширение государственного сектора в канадской кредитной  системе. Важнейшей коронной корпорацией, занятой кредитно- финансовой деятельностью, является Банк Канады, он не ограничивается операциями на ссудном рынке, через  него, в значительной мере, осуществляется воздействие на экономику Канады. Под его управлением функционирует  Федеральный банк делового развития (ФБДР), учрежденный в 1975г. в качестве преемника Банка промышленного  развития Канады. Основная его задача- предоставление ссуд тем компаниям (мелким предприятиям и фермерам), которые  не могут получить их от частных  кредиторов. Он не имеет право, согласно закону, конкурировать с частными коммерческими банками и может  выдать кредит, если его Совет Директоров будет убежден, что кредит не может  быть получен на приемлемых условиях в каком либо другом месте. Также  он выступает гарантом государственных  ссуд. Но основная задача - кредитование новых отраслей (где риски капиталовложений особенно велики).

     В-пятых, прямое административное регулирование экономики включало, помимо практиковавшихся, как и в других странах, установление норм рабочего времени и минимального размера заработной платы, правил и норм техники безопасности, стандартов продукции, загрязнение окружающей среды и т.д., в 70-е годы и такую важную отрасль, как распределение доходов. Например, с 1975 по 1978 годы был установлен прямой правительственный контроль над ценами и заработной платой; с 1982-1984 годы – над заработной платой государственных служащих (ее рост ограничился 5-6 % в год). Также правительство пыталось практиковать ограничения на рост цен на товары и услуги, продаваемые государством. Кроме того, с 1973 по 1985 год осуществлялось прямое государственное регулирование внутри канадских цен на нефть и газ. Они удерживались на более низком уровне, чем мировые.

     Подводя итог анализу модели экономического развития Канады отметим, что экономическая политика, целиком базировавшаяся с послевоенного времени до 80-х годов прошлого столетия на кейнсианских рецептах, при всей противоречивости и ошибках в отдельных вопросах, в своих основных чертах доказала свою эффективность и оказала позитивное влияние на последующее поступательное развитие страны. В дальнейшем вектор экономической политики сменился с регулирования экономических процессов на воздействующие меры в рамках новой концепции монетаризма и минимального государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Данилов С.Ю. История Канады. М. 2006.
  2. Исраелян Е.В. Диалог государства и общественности: опыт Канады. М. 2006.
  3. Исраелян Е.В., Комкова Е.Г. Некоторые проблемы международной безопасности: российские и канадские подходы. Канада и Россия в международных организациях.  Актуальные проблемы российско-канадских отношений. М. 1999.
  4. Немова Л.А. Роль государства в экономике Канады. «США-Канада: экономика, политика, культура». №3, 2005.
  5. Немова Л.А. Социально-экономическая политика государства в Канаде. М. 2004.
  6. Немова Л.А. Хозяйственное развитие Канады в условиях углубления интеграции в Северной Америке. Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура. М. 2002. Немова Л.А. Канадская модель социальной политики. «США-Канада: Экономика, политика, культура». № 9, 2007.
  7. Немова Л.А., Черкасов А.И. Статья «Канада». Энциклопедия «Страны мира». М. 2004.
  8. Попов В.В. Канада: особенности промышленного развития. М.1983.
  9. Хасбулатов Р.И. Экономика современной Канады (монополии и государство). М.1977. Райерсон С. Б.  Неравный союз: История Канады 1853-1873. М.1970.
  10. http://www.iskran.ru/journal.php
  11. http://www.rusus.ru
  12. http://www.ereport.ru
  13. http://www.gatetocanada.ca/images/map.jpg
  14. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Канада на рубеже веков