Калининградская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:42, контрольная работа

Описание

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика экономического района ……………………….4
2. Природно-ресурсный потенциал………………………………………...6
3. Население и трудовые ресурсы………………………………………….9
4. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства……………….10
4.1. Рыбопромышленный комплекс…………………………………….10
4.2. Машиностроительный комплекс …………………………………..13
4.3. Лесопромышленный комплекс …………………………………….14
4.4. Агропромышленный комплекс …………………………………….15
5. Транспортный комплекс…………………………………………………16
6. Экономика………………………………………………………………...20
7. Инвестиционная статистика………………………

Работа состоит из  1 файл

Калининградская область.docx

— 239.65 Кб (Скачать документ)

  Характеристика  внутренних водных путей.  
Калининградская область имеет развитую сеть внутренних водных путей (571 км), плотность которой (38 км на 1 тыс. кмтерритории) почти в 10 раз больше среднероссийского показателя. Внутренние водные пути Калининградской области включают реки, каналы и Куршский залив. Калининградский (Вислинский) залив относится к внутренним морским водам. В речном порту Советск установлен и открыт двухсторонний, круглосуточный, речной пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, в котором осуществляются контрольные операции только в отношении российских и литовских судов. Между Россией и Литвой в 2007 году было достигнуто взаимное соглашение о судоходстве в Куршском заливе и о строительстве пропускного пункта «Рыбачий».  
 Характеристика железнодорожного транспорта.  
Железнодорожный транспорт является ведущим видом транспорта, связывающим Калининградскую область с остальной территорией России. До 80% грузов доставляются в область железнодорожным транспортом. Длина железнодорожных путей общего пользования составляет 618 км, их плотность более чем в 9 раз выше среднероссийской. Имеются пути российской колеи (1520 мм) и два участка западноевропейской колеи (1435 мм). Перегрузка грузов «вагон — вагон» колеи 1520 и 1435 мм осуществляется на станциях Черняховск и Дзержинская-Новая в г.Калининграде. Железнодорожные пути имеют выходы в сопредельные государства: Литву и Польшу. Дороги с европейской колеёй выходят за пределы области в пунктах Багратионовск, Мамоново и Железнодорожный.  
Участок железнодорожных путей Советск — Калининград — Мамоново входит в ответвление трансъевропейского транспортного коридора № 1-А, участок Калининград - Нестеров - в ответвление №9-Д. Оба участка обеспечивают подходы к портовым терминалам, государственной границе Российской Федерации, выход на железные дороги Литвы и далее через Белоруссию на основную территорию России, в Украину, страны Центральной Азии, государства Европейского союза.

  Характеристика  пограничных пунктов пропуска.  
Автомобильные, железнодорожные и речные пункты пропуска, расположенные на территории Калининградской области, установлены Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о пограничных переходах и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Литовской Республикой. На территории Калининградской области установлено 27 пунктов пропуска, обустроено по временной или постоянной схеме и функционирует 23 пункта пропуска.  
Количество действующих пунктов пропуска через государственную границу в Калининградской области в целом обеспечивает потребности международного сообщения, развития внешнеэкономических связей, приграничного сотрудничества. Рост объёма внешнеторговых операций и расширение парка большегрузных автомобилей привело к увеличению нагрузки на действующие автомобильные пункты пропуска.

   
     6.  Экономика

   Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития.  
Основные направления создания потенциала долговременного экономического роста региона на ближайшие годы заданы в «
Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» и «Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы».  
Развитие инновационной сферы, энергетики, траспортно-логистического комплекса, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности определены в качестве приоритетов экономической политики регионального правительства на ближайшие годы. 
 
В 2010 году продолжилось экономическое оживление, начавшееся во второй половине 2009 года. На сегодняшний день компенсирована практически половина от спада 2008 – 2009 годов. В 2010 году рост происходил в секторах, наиболее пострадавших от кризиса, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности, ориентированной на инвестиционный спрос.  
Индекс промышленного производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 131,2%. По данному показателю Калининградская область уступила в Российской Федерации лишь Калужской области.  
В обрабатывающих производствах индекс производства составил 147,6%. При этом такие сектора, как электронная промышленность (рост в 3 раза), автомобилестроение (рост в 2,8 раза), химическое производство (рост в 1,8 раза), были в 2010 году среди безусловных лидеров. 
 
 
Благоприятное развитие промышленного производства позволило существенно увеличить и показатель ВРП региона. В 2010 году прирост валового регионального продукта оценивается на 7,8%, прогноз на 2011 год - 8,8% к уровню 2010 года, что позволит в сопоставимых ценах выйти на уровень ВРП 2008 года.  
 
 
 
В структуре ВРП области в 2009 году наибольшая доля принадлежит деятельности, связанной с оптовой и розничной торговлей (20,7%), обрабатывающим производствам (16,4%), а также деятельности в сфере операций с недвижимым имущества, аренды и предоставления услуг (12,1%).   

   
  

  Практически на 15% по сравнению с 2010 годом увеличился объем инвестиций в основной капитал.

  Значительно выросли за 2010 год и среднедушевые  доходы населения, возросшие в реальном выражении за 11 месяцев 2010 года на 4,8%, средняя номинальная начисленная  заработная плата за этот же период превысила 18000 рублей.  
Сегодня Правительством Калининградская область продолжается активная работа, направленная на эффективное использование внутренних факторов развитие региональной экономики:  
- снижение административных барьеров;  
- развитие конкуренции;  
- ориентация на инновационные кластеры в промышленной политике;  
- снижение инфраструктурных ограничений;  
- развитие социальной сферы. 

   7. Инвестиционная статистика

  Динамика  основных показателей инвестиционной деятельности в Калининградской  области - «Инвестиции в основной капитал» и «Иностранные инвестиции»  свидетельствует об эффективности реализуемой в регионе инвестиционной политике. 

   Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в 2002-2008 гг. (в процентах к предыдущему  году)
    2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Инвестиции  в основной капитал 122,2 155,5 122,7 130,5 93,8 159,1 127,1
Иностранные инвестиции 194,4 117,8 110 121,7 107,3 369,8 125,8
 
  
 

   
В период 2002-2007 гг. наблюдалось структурное изменение  долгосрочных финансовых вложений предприятий  относительно краткосрочных - в сторону  увеличения, что свидетельствует  о положительной динамике инвестиционной деятельности и об улучшении инвестиционного  климата в регионе. Действие на территории области закона об «Особой экономической зоне» позволяет прогнозировать сохранение данной тенденции.  
Структурный анализ инвестиций в нефинансовые активы указывает на увеличение расходования инвестиций в основной капитал, что, в свою очередь, свидетельствует о формировании основных фондов предприятий, увеличения капиталоемкости производств, ввода в эксплуатацию новых технологических линий и институциональном развитии экономики в целом.  
Основными объектами инвестиционной деятельности в структуре инвестиций в основной капитал являются производственные здания и сооружения, машины, оборудование, инструмент, инвентарь.  
В регион уже пришли инвесторы более чем из 70 стран.  
Накопленный иностранный капитал в секторах экономики Калининградской области за 2008 год составил - 724,0 млн. долларов США.  
Основные странами-инвесторами за период январь-сентябрь 2008 года были США (24,8% от общего объема инвестиций), Польша (23,3%), Дания (13,8%) и Кипр (13,%).  

   Заключение

  Калининградская область обладает достаточным природно-ресурсным потенциалом, чтобы активно применять минеральные ресурсы и использовать их в качестве топлива (торф, уголь), в обработанном виде - в качестве ювелирных изделий (янтарь), строительных материалов (глина). Благодаря лесным ресурсам развивается целлюлозно-бумажная промышленность, выпускающая бумагу, картон, целлюлозу из древесины. Водные ресурсы, и в частности биоресурсы моря, создают рыбопромышленный комплекс, включающий портовое хозяйство, научно-исследовательские организации, добычу и переработку рыбы и т.п.

  Наиболее  важной стратегической задачей, стоящей  перед регионом, является устранение энергетической зависимости от сопредельных государств. 
Для этого предстоит реконструировать и восстановить небольшие электростанции на территории области.

  Для приведения рыночных структур региона в соответствие с реформированием экономики  и новыми геополитическими условиями  необходимо: 
- единство общегосударственных политико-экономических интересов федерального центра и региона. Четкая регламентация прав и ответственности федерального центра и региона на период проведения экономических преобразований в стране 
- в качестве второго стратегического направления в области реформирования и функционирования региональной экономики следует считать проведения структурной перестройки народнохозяйственного комплекса региона.

  В связи  с этим необходимо обеспечить развитие приоритетных отраслей региона, увязав процесс приватизации и структурной  перестройки отраслей в единое целое. 
- создать в регионе разветвленную рыночную инфраструктуру, поддерживать и развивать малое предпринимательство.

  Список использованной литературы

  1. Левитин И. Окомплексе мероприятий направленных на развитие морских портов и особых портовых зон.: 2007г. . 
  2. Транспорт России.: Газета министерства транспорта РФ. 2007г. 
  3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И., Регионоведение: Учебник. - М.: Гардарики, 2003. - 384с.
  4. Голуб А.А., Струнова Е.Б.Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс,1998. - 319с. (Программа «Высшее образование»).
  5. Концепция социально-экономического развития Калининградской области М.: Юнити, 1995 г.
  6. Костомаров В., Балтийский регион и параметры безопасности. Янтарный край. - М.: Лань, 1993 г.
  7. Лавров С., Приходько С., Проблемы создания зон совместного предпринимательства. // Вопросы экономики. - 2000. - №6.
  8. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. - М.: ЮНИТИ, 1999.
  9. Рекреационный комплекс Калининградской области. - М.: Юрайт, 1993.
  10. Федоров Г.М., Экономическое и социальное развитие Калининградского региона и зарубежных постсоциалистических стран Балтийского региона. - М.: Владос, 1996.
  11. Интеграция калининградской области в транспортное сотрудничество в регионе Южной Балтики.: Проект Baltic Gateway Plus -TACIS 2008г.
  12. Мировая экономика.: Перспективы 2007г
  13. Транспорт России.: Газета министерства транспорта РФ. 2007г. 
  14. http://economy.gov39.ru
  15. http://www.protown.ru
  16. http://www.minfin39.ru

Информация о работе Калининградская область