Качество жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:09, контрольная работа

Описание

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Содержание

1. Введение.
2. Немного истории о подходах к качеству жизни.
3. Для чего нужно управлять качеством жизни.
4. Составляющие качества жизни.
5. Качество образования.
6. Качество экологии.
7. Методика определения качества жизни.
8. Влияния качества на миграционные процессы.
9. Подходы к нормативно-методическому обеспечению качества жизни.

Работа состоит из  1 файл

контр. работа по эком.геогр..doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

 

Интеллектуальная революция.  Происходит интеллектуализация  производительных сил. Творчество становится  главной функцией управления. 

По данным профессора Р.Фостера,  профессии  творческого труда на 1981-1986 гг. имели удельный вес: в США – 73%, Германии – 70%, Великобритании – 73%, Японии – 70%. Появляется  креативный инновационный менеджмент как форма управления фирмами,  ориентированная на  раскрытие  творчества, создание инновационного потенциала,  разработку стратегий «поведение на рынке» с целевыми установками на «технологические прорывы». Моритани Масанори определяет  три фактора успехов японских фирм - исследования, инновации и инвестиции.  (три «И»), в которых  выражается содержание интеллектно-инновационной революции.

              Результатом указанных  сдвигов явилась дифференциация мировой экономики на два класса: класс «горячих» и класс «холодных» экономик.

              Класс «горячих экономик»  - это класс «быстроходных», интеллетоемких, наукоемких, образовательноемких и информоемких экономик.  Их появление – адекватное преобразование экономических механизмов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, «быструю» динамику  обновления наукоемких и капиталоемких  товаров и технологий. В «горячих экономиках» происходит  трансформация рыночного механизма, увеличивается роль  механизмов планирования, программирования, формирования долгосрочных стратегий в кадровых политиках, маркетинге, инвестиционных политиках, увеличивается централизация банковской системы.

              Класс «холодных экономик» – это класс «медленноходных» экономик с низкой  восприимчивостью науки и образования, с низким уровнем концентрации капитала. Их технологическим базисом служат  традиционные технологии. Мобильность инвестиционного комплекса в таких экономиках остается низкой.

              Интеллектно-инновационная революция в первую очередь затронула развитие стран с «горячими экономиками». Интеллектуализация  рабочей силы, производительных сил общества в развитых странах сопровождает процесс «разогревания экономик». В  крупных  экономических структурах – корпорациях, компаниях -  появляются внутренние системы образования. Постоянное повышение квалификации персонала компаний становится образом их жизни.  В среднем, например, работники IBM  затрачивают  на образование 5%  рабочего времени, специалисты этой же фирмы по сбыту на местах – один месяц в год.  Внутренняя система образования обошлась IBM  в 600 млн. долларов в год.

              Появление «горячих экономик»  определило новый тип конкуренции между государствами мира – конкуренцию по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству систем образования.   Национальной комиссией США  за высшее качество образования был подготовлен  доклад «Нация в опасности6 настоятельная необходимость  реформы образования», в котором отмечалось резкое возрастание функциональной  неграмотности  населения (в США  каждый третий американец – функционально неграмотный) и ставилась задача резкого повышения массовости  и качества образования. Без  решения этой задачи США потеряют конкурентоспособность своей экономики к началу XXI века. Кстати, экспорт интеллектуальных ресурсов в  США  из Европы, России, стран Азии путем избирательной иммиграционной политики – часть стратегий США в рамках конкуренции по качеству общественного интеллекта между странами.

 

КАЧЕСТВО ЭКОЛОГИИ

             

         Управление качеством экологии подразумевает управление экологическими рисками. Риск – понятие сложное и неоднозначное. С позиции качества он есть мера  появления нежелательного последствия в результате принятия решения.  Используя понятие меры, можно сказать, что риск есть мера качества соответствующего  решения, проекта,  хозяйственного мероприятия, плана, программы и т.п., измеренная в определенной шкале.

              Одновременно риск есть понятие управленческое. Оно связано с надежностью и в  более широком плане – с качеством управления, выступая мерой  несоблюдения определенной  «нормы управления», потери эффективности, появления нежелательных последствий.

              Экологический риск  - сложная  категория, отражающая уровень опасности появления нежелательных экологических  последствий в результате внедрения того или иного проекта, принятия  и реализации определенного  хозяйственного  мероприятия.  Н.Ф. Раймерс  определяет экологический риск как возможность появления неустранимых  «экологических запретов»: развитие парникового эффекта, разрушение озонового слоя,  кислотные осадки, радиоактивное загрязнение, недопустимая концентрация тяжелых металлов.

              В литературе предлагается  понятие  Оценки Экологического Риска (ОЭР),  под которым понимается   система экологических требований, представленных в параметрической и вербальной  форме, используемых при оценке экологического риска.  Поскольку  с самого начала экологический риск рассматривается как синтетический показатель  экологического качества, постольку ОЭР является важнейшим направлением экологической квалиметрии.

              Анализ экологической литературы позволил выделить следующие основные темы экологического базиса ОЭР:

              1) Фоновая  экологическая норма. Она может быть представлена системой   «фоновых показателей», «экологически чистым ландшафтом», «эталонной экосистемой», «фоновой областью» и др.

2) Стандартизованная экологическая норма. Она может быть представлена  системой предельно допустимых концентраций, системой предельно  допустимых выбросов, системой предельно допустимых сбросов, системой экологических стандартов.

             

           3) Сложившее экологической состояние, описанное   в параметрической и вербальной форме, в форме «категории состояния»  или экологической категории на территории, где планируется новая хозяйственная деятельность.

 

              Важнейшим моментом в оценке экологического риска  и в управлении   экологическим риском является формализация ситуации, в зависимости от которой осуществляется дифференциация  требований к исходным данным, объему проводимых исследований и испытаний. Среди направлений такой  формализации предлагается  введение  экологической категории района. Экологическая категория района является  комплексной характеристикой   экологического качества района, отражающая классификационную характеристику  состояний среды обитания, здоровья человека и населения, природы и естественных экосистем,  классификационную характеристику состояний отдельных сред.   В приложении приводятся таблицы, позволяющие классифицировать  состояние качества экологии.

 

 

              Источником  экологического риска  могут быть предприятие, технологии, компоненты среды, могущие  стать источником  аварийных воздействий на предприятие, экологическую систему, не предусмотренную проектом.  Источники риска по отношению к хозяйственному объекту могут быть внешними и внутренними.

 

              Анализ экологического риска включает в себя:

              - анализ исходных данных, на которых  осуществляется построение модели оценки экологического риска;

-         анализ неопределенности;

-         анализ достаточности исходных данных;

-         оценку достаточности  нормативной и методической документации, по которой  осуществлялась оценка воздействия на окружающую среду;

-         оценку достоверности  анализа нештатных аварийных ситуаций;

-         оценку  достоверности анализа технологических процессов.

 

              В результате проведения оценки экологического риска  можно определить экологическое качество жизни – часть системы качества жизни, включающую в себя «качество среды обитания»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

 

 

              В количественную характеристику  качества  жизни включаются такие ее показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергетические, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из совокупности объективных потребностей. Каковы же эти объективные потребности?

              Говоря о потребностях в контексте качества жизни, по–видимому, следует вспомнить  истину, провозглашенную много столетий назад древнегреческим мыслителем Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Мера человека  является мерой всего, что происходит в мире. Поэтому, говоря о  совокупности объективных потребностей человека,  нужно исходить из чувства здравого смысла из законов формальной логики.

              Совокупность объективных свойств включает:

1.      Материальную (физическую, вещественную) базу для существования человека. В нее входят: состояние окружающей среды, материально-технические условия труда,  быт, организация досуга, получение образования, а также используемые товары и услуги, в том числе уровень развития здравоохранения.

2.      Политические  условия существования  человека, включающие его правовую и социальную защищенность, предоставляемые конституционные гарантии.

3.      Экономические условия  существования человека, включающие  состояние производства, эффективность экономических институтов, состояние  энергетических  и сырьевых  запасов  государства.

4.      Нравственную обстановку в обществе.

5.      Возможность творческого самовыражения, самореализации личности, свободу выбора вида социальной  деятельности, жизненной позиции, стиля мышления и поведения, наличие права на  собственное мнение.

              Список этих свойств не замкнут, и может быть расширен.

 

 

              Для того чтобы осуществить оценку уровня качества жизни в предложенной постановке,  следует решить три основные задачи:

1.      Дать описание каждого из показателей, составляющих количественную характеристику качества.

2.      Определить меру сравнения для каждого из показателей количественной характеристики.

3.      Определить обобщенный показатель, отражающий теоретическое понятие, которое  характеризуется как уровень качества жизни.

 

В таблице 4 (см. приложение) приведены некоторые параметры составляющих количественной  характеристики объективных потребностей.

 

Как видно из таблицы, уровень качества жизни определяется на основе экспертных оценок и социологических  опросов. Полный комплекс  таких исследований весьма сложен и не разработан.  Отдельные попытки определения уровня жизни опираются на  традиционные приоритеты и имеют относительный  сопоставительный характер.

              В настоящее время по этим параметрам можно проводить оценку  соответствия той или иной  характеристики качества жизни установленным нормативам, другими словами, - сертификацию.

              Известно, что для проведения сертификации необходимо наличие, по крайней мере, четырех компонентов:

              стандартов на показатели свойств продукции и методы испытаний;

              организаций, аккредитованных на право проведения испытаний;

              органов, уполномоченных  принимать решения по результатам испытаний или оценок в рамках признанной системы и по утвержденным процедурам;

              органов надзора  за правильностью проведения сертификационных работ.

              Поскольку качество жизни – многофакторное  понятие, для его оценки важно учесть все составляющие.  В качестве одной из формул, учитывающих все показатели можно привести следующую:


 

             

где                               - относительный текущий показатель количественной  характеристики первого рода;

              n  - число показателей по характеристикам первого рада;

              -               -  относительный текущий  показатель   количественной  характеристики второго рода,

              m -  число показателей  второго рода;

 

                            - текущая   величина относительного отклонения от нормы стандарта показателя качества составляющей количественной характеристики второго рода, %;

              L  - число показателей качества, ограниченных  нормами стандартов.

 

 

              Как видно из формулы, для Qж именно вторая составляющая суммы в знаменателе оказывает наиболее сильное влияние  на обобщенный  показатель с тенденцией его увеличения.  Наличие нормы, определяемой стандартом, позволяет перейти от относительного параметра к величине его относительного отклонения, которая  имеет более значительный отрицательный градиент.

 

 

 

 

подходы к нормативно-методическому обеспечению качества жизни

 

             

 

 

 

в 1991 г. была предложена системно-графическая модель «ОКО ЗЕМНОЕ», ядром которой стало качество жизни. В рамках  этом модели  стандартизации как инструменту, и стандартософии как науке ХХ века, предоставлены права и обязанности быть нормативно-методическими «служанками» при решении проблемы качества жизни и шире  - при накоплении  знаний.

              В последующих публикациях  представления были существенно  развиты, но  сохранено смысловое организующее ядро модели, в которой качество жизни определяется совокупностью четырех стратегий: производственной, ресурсной, социальной и экологической сфер.

              Предполагаются фундаментальные исследования сложившейся терминологии и классификации понятий, показателей для нормативных  оценок уровня и качества жизни. Планируется проанализировать  пригодность собираемой статистическими  службами России информации для исчисления экономических индексов, показателей для оценки уровня и качества жизни населения.   Будут разработаны обширная по охвату терминологическая база, концептуальные  и практические  подходы к нормативным оценкам качества жизни.

Информация о работе Качество жизни