Экономико-географическая характеристика района тяготения Западно - Сибирской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических икартографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Основной задачей работы является приобретение студентами необходимых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районовтяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки грузовпо видам транспорта.
В процессе мы получили возможность практически ознакомиться с цифровым материалом, литературными источниками и статистическими справочниками о работе Западно-Сибирской железной дороги и других видов транспорта

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ…………………………………………………………………..4-12
РАЗДЕЛ 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ………………………………………………….13-19
РАЗДЕЛ 3.
РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ………………………………………...
РАЗДЕЛ 4.
СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМЫ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_2.docx

— 52.63 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)


 

 

 

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Регионалистика»

Тема: «Экономико-географическая характеристика района тяготения

Западно - Сибирской железной дороги и определение спроса на

перевозки грузов»

 

 

 

 

Выполнили студенты

Безсчётнова А.С., Калинин П.В. группа  ЭМУ 111

Преподаватель: Гудков П.А.

 

 

 

Москва – 2012 г.

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………

РАЗДЕЛ 1.

ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ…………………………………………………………………..4-12

РАЗДЕЛ 2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ………………………………………………….13-19

РАЗДЕЛ 3.

РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ  СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И  ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ………………………………………...

РАЗДЕЛ 4.

СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМЫ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа «Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги и определение спроса на перевозки грузов» посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил районов тяготения железных дорог, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально  - производственного комплекса района тяготения дороги, определению объемов и структуры основных грузопотоков.

Цель курсовой работы  - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.

Основной задачей работы является приобретение студентами необходимых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районов тяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки грузов по видам транспорта.

В процессе мы получили возможность практически ознакомиться с цифровым материалом, литературными источниками и  статистическими справочниками о работе Западно-Сибирской железной дороги  и других видов транспорта. Мы научились самостоятельно анализировать  статистические таблицы и другие материалы; отбирать главное, обобщать цифровые данные, проводить экономический анализ, составлять таблицы, графики, картосхемы и т.п. На основе этих данных и расчетов подготовили пояснительный материал проекта и разработали картосхему района тяготения железной дороги.

 

Раздел 1

1.1. Границы железной  дороги.

Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Дорога строилась одновременно с двух сторон. В 1895 г. была сооружена Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новосибирска протяженностью 1425 км, в 1897 г. Протяженность дороги на 2009 год составляет — 6000 км. Развёрнутая длина главных путей магистрали составляет 8 985,6 км, эксплуатационная длина — 6 000 км. В состав дороги входит часть Транссиба, часть Среднесибирской железной дороги.

1.2. Географическое  положение и административно-территориальный  состав района тяготения.

Западно-Сибирский район  занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская. В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности  со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и  Монголией, на востоке – с Восточной  Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и  Тыва.

Западно-Сибирский экономический  район занимает большую часть  Западно-Сибирской равнины и лишь около 10% его территории занято горными  системами Урала, Алтая и Саян.

1.3. Местные и  транзитные районы тяготения  дороги.

Грузонапряженность дороги самая высокая на сети — более 35 млн. т км/км (вдвое выше среднесетевой). Отдельные участки имеют грузонапряженность 100 и более млн. т км/км.

Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Новокузнецк, Новосибирск, Комбинатская, Кемерово, Белово, Островская, Прокопьевск, Томск, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий и  др. Дорога осуществляет интенсивные  пассажирские перевозки, как в местном, так и транзитном сообщении между  районами Сибири и Дальнего Востока  с остальными районами страны. Общий  пассажирооборот (1969) — 12,5 млрд. пассажиро-километров, или 4,5% от пассажирооборота всей сети железных дорог.

1.4. Главные топливно-энергетические  и минерально-сырьевые ресурсы  района тяготения, транспортно-экономическая  оценка их размещения; величина  и местонахождение запасов, качество  сырья и топлива, условия их  залегания и добычи.

Топливно-энергетический комплекс района занимает ведущие позиции  в промышленной структуре —   на его долю пришлось 56,2% товарной промышленной продукции.

По выработке электроэнергии район занимает 4-е место в России, уступая Центральному, Уральскому и  Восточно-Сибирскому экономическим  районам; 57% электропотребления приходится на промышленность, 14% — коммунально-бытовое  хозяйство, 7% — строительство. Годовое  электропотребление района составляет свыше 125 млрд кВт ч. Затраты на производство 1 кВт электроэнергии здесь обходятся  в 3 раза меньше, чем в европейской  зоне.

1.5. Лесные и  водные ресурсы района, их хозяйственное  использование.

Для промышленного развития Западной Сибири важное значение имеют  ее лесные ресурсы. Покрытая лесом площадь  превышает 72 млн. га, а общий запас  древесины составляет около 10 млрд. м3 (11% запасов России). Из общего запаса древесины на долю спелых и перестойных наслаждений в лесах приходится 5,8 млрд. м3 (около 12% этих запасов России).

По мере истощения лесных массивов в других районах страны целесообразность более широкого использования западно-сибирских лесов будет возрастать. При этом в первую очередь будут использоваться лесные массивы, лежащие в зоне тяготения к новым железным дорогам, строящихся в Западной Сибири, к нефтяным и газовым месторождениям.

По обеспеченности вводными ресурсами Западная Сибирь уступает лишь Восточной Сибири и Дальнему Востоку. На территории района насчитывается  более 2,1 тыс. рек, общая длина которых  превышает 250 тыс. км, а общая площадь  водной поверхности – 5 млн. га. На долю района приходится около 15% годового стока  рек России. Кроме того, в Западной Сибири имеется более 1 млн. озер обшей  площадью 10 млн. га.

Речная сеть Западной Сибири развита весьма неравномерно. Почти 1/5 часть ее территории – Кулундинская и Барабинская бессточные котловины  – вообще лишена крупных рек. Реки и озера Западной Сибири представляют собой большую ценность для рыбного  хозяйства, поскольку сосредотачивают  значительные ресурсы ценных видов  рыб – сиговых, осетровых и  лососевых. Большие ресурсы частиковых рыб имеются в многочисленных озерах, в том числе слабосолоноватых.

1.6. Особенности  энергетики района. Крупнейшие тепловые, атомные и гидроэлектростанции,  их географическое размещение, используемые  энергоресурсы.

В Западной Сибири ведущая  роль принадлежит тепловым электростанциям. Сургутская ГРЭС (3,1 млн. кВт) расположена  в центре региона. Основная же часть  электростанций сосредоточена на юге: в Кузбассе и прилегающих к  нему районам. Там расположены электростанции, обслуживающие Томск, Бийск, Кемерово, Новосибирск, а также Омск, Тобольск и Тюмень. Гидроэлектростанция построена на Оби около Новосибирска. А так же были построены мощные тепловые электростанции на попутном и природном газе (Нижневартовская и Уренгойская). Атомных электростанций в районе нет.

1.7. Население района  тяготения железной дороги. Описание  по статистическим данным численности,  динамики и состава населения.  Характеристика крупнейших городов  и основных пассажиропотоков. Расчет  плотности населения по отдельным  административно-территориальным единицам  и по району дороги в целом  по форме   (табл. 1)

Характеристика  района тяготения железной дороги по плотности населения:

Административно- территориальная

единица

Территория, тыс. км2

Численность населения, тыс. чел

В том числе

население

В %% ко всему

населению

Плотность населения, чел/км2

городское

сельское

городское

сельское

Западно-Сибирский район

2427,2

15040

10691

4349

71,1

28,9

6,2

Республика Алтай

92,6

205

52

153

25,5

74,4

2,2

Алтайский край

169,1

2653

1393

1260

52,5

47,5

15,7

Кемеровская обл.

95,5

2987

2590

397

86,7

13,3

31,2

Новосибирская обл.

178,2

2744

2030

714

74,0

26,0

15,4

Омская обл.

139,7

2163

1456

707

67,3

32,7

15,5

Томская обл.

316,9

1067

714

353

66,9

33,1

3,4

Тюменская обл.

3169,9

3221

2456

765

76,2

23,8

2,3

Ханты-Мансийский АО

523,1

1368

1247

121

91,2

8,8

2,6

Ямало-Ненецкий АО

750,3

495

409

86

82,7

17,3

0,7

Итого

7862,1

31943

16247

25905

694,1

305,8

95,2


 

Население Западной Сибири составляет 15,1 млн. человек, или 11,5% населения  России. Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км2, в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км2. в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа. Большинство населения – русские (9/10), на севере живут малочисленные народы: ханты, манси, ненцы, эвенки, коми. В республике Алтай – алтайцы. Из других народов – татары, казахи, немцы и др. несмотря на интенсивные миграционные процессы и приток сюда населения из других районов страны, Западная Сибирь является одним из наиболее трудодефецитных районов России. Сальдо миграции – отрицательное, составляет 2,1%. В Западной Сибири впервые за последние полвека наблюдается снижение оттока сельского населения в города.

Пагубность такого перехода для Западной Сибири с ее потенциальными ресурсами развития планетарного масштаба очевидна. При этом других источников подъема экономики кроме сибирских  ресурсов у России нет. Кризисная  демографическая ситуация в Западной Сибири сложилась не только в результате спада промышленного производства, но и в связи с регрессом  в структуре производства и усилением  сырьевой специализации. К этим районам  относится Тюменская, Томская и  Кемеровская области. В результате экономического кризиса в этих областях наблюдаются замедленное освоение новых месторождений природных  ресурсов и снижение добычи в освоенных. Поэтому в перспективе в этих регионах ожидается увеличение числа  лиц, не занятых трудовой деятельностью, т.е. безработных.

1.8. Главные отрасли  промышленности, определяющие специализацию  в комплексном развитии хозяйства:  угольная, нефтяная, газовая, металлургическая, машиностроительная, химическая, лесная, текстильная, строительных материалов, пищевая.

Западно-Сибирский экономический  район по промышленному потенциалу занимает 3-е место в Российской Федерации (14,49%), уступая Центральному (18,7%) и Уральскому (17,9%) районам.

На общероссийском фоне район  выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката  черных металлов, этилена, автопокрышек, грузовых вагонов, гусеничных тракторов, энергетического оборудования, вывозкой древесины, зерна и т.д.

Ведущие отрасли: топливная  промышленность (56,2% промышленной продукции), электроэнергетика (12%), пищевая промышленность (8,4%), машиностроение (8,2%), химическая промышленность (5,3%), черная металлургия (3,4%), промышленность стройматериалов (2,9%), лесная промышленность (1,7%). цветная металлургия (0,9%).

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Западно - Сибирской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов