Экономико-географическая характеристика Юго-Западной Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание

Данная работа представляет собой экономико-географическую характеристику Юго-Западной Сибири. Данный район выделяется, прежде всего, богатыми месторождениями каменного угля и железных руд; здесь также развиты черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий промысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I: Общая характеристика природных условий и ресурсов Юго-Западной Сибири …………………………………………..……………………..4

Глава II: Население и трудовые ресурсы………………………………………..7

Глава III: География отраслей хозяйственного комплекса………………….....9

§ 4.1. Топливная промышленность……………………………………….9

§ 4.2. Черная металлургия………………………………………………..12

§ 4.3. Машиностроение…………………………………………………...15

§ 4.4. Химическая промышленность…………………………………….19

§ 4.5. Электроэнергетика…………………………………………………21

§ 4.6. Характеристика АПК.………………………...…............................23

§ 4.7. Транспорт…………………………………………………………...25

§ 4.8. Рекреационные ресурсы…………………………………………...28

Глава IV: Перспективы развития Юго-Западной Сибири…………………….31

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………38

Приложение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Юго-западная Сибирь.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Эти меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.     

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные  и транзитные перевозки, а автомобильный  транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.     

Для пассажирских и грузовых перевозок  велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.     

Особенностью  межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит  уголь, металл, концентраты руд цветных  металлов и др., ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.       

Крупные транспортные узлы:      

• Новосибирск  — крупнейший транспортный узел Сибири: через него проходит Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. В Новосибирске расположено управление Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Человеческие и торговые потоки в значительной степени способствуют развитию города. Новосибирск является также речным портом. Пересечение водных и наземных путей стало дополнительным фактором его роста. Речной порт находится в непосредственной близости от знаменитого моста через Обь. Навигация на Оби состоит из перевозки транзитных грузов на дальние расстояния, местных пассажирских перевозок и добычи песка.       

В городе имеется три аэропорта: Толмачёво, Северный, Ельцовка.      

• Томск — небольшой железнодорожный узел на однопутной ветви Тайга — Белый Яр (Томская ветвь), соединяющей Томск с Транссибирской магистралью.

 

      Через Томск проходят автомагистрали федерального значения:

  1. Северное  ответвление федеральной автомагистрали М53 «Байкал» Новосибирск — Иркутск;
  2. Северная широтная магистраль Пермь — Сургут — Томск (строится).
 

      Имеется также речной порт на Томи. Воздушное сообщение осуществляется через аэропорт Богашёво.      

• Барнаул —  крупный транспортный узел, находится  на ответвлении федеральной автомагистрали М52 «Чуйский тракт» Новосибирск —  Монголия, здесь же начинается другая федеральная трасса А349 Барнаул — Рубцовск — Казахстан. Через город проходят ветки Западно-Сибирской железной дороги: Южно-Сибирская железная дорога (Южсиб) и Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб). Железнодорожный вокзал города является связующим звеном со многими регионами России и ближним зарубежьем.      

Международный аэропорт Барнаула находится в 17 км к западу от города. На Оби существует пассажирский и грузовой речной порт.       

Город связан автобусными сообщениями  со всеми 60-ю районами Алтайского края, а также с соседними регионами: Республикой Алтай, Новосибирской, Кемеровской, Томской областями. Регулярные автобусные рейсы выполняются в города Казахстана: Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и Алма-Ату.       

Менее крупные транспортные узлы – Омск, Новокузнецк, Кемерово. В каждом городе есть аэропорт, проходят железные дороги, осуществляются перевозки речным транспортом.      

§ 4.8. Рекреационные ресурсы      

Юго-Западная Сибирь обладает также хорошими условиями  для создания туристических зон  и комплексов на базе рекреационных  ресурсов Горной Шории и Алтая.       

Горная  Шория - горно-таежный регион, расположенный в южной части Кемеровской области на стыке Алтая и Саян, географически входит в горную систему Алтая. Местные жители в шутку часто называют ее "Сибирской Швейцарией". «Она поражает головокружительной высотой горных пиков и опасной стремительностью рек. Природа Шории завораживает величием покрытых тайгой гор, очаровывает прозрачными до дна горными реками, околдовывает таинственными глубинами пещер с удивительно красивыми залами, галереями, извилистыми ходами»4.       Шория - это популярный горнолыжный центр, известный не только в Сибири, России, но и за рубежом. Зона отдыха, способная принимать в настоящее время до 50 тысяч человек в год.   
       Здесь создаются все необходимые условия для развития туризма и горнолыжного спорта - подготовленные горнолыжные трассы, общей протяженностью  10  км,  оснащенные  канатными  дорогами, гостиничный  комплекс на 500 мест.   
        Высокий уровень трасс горы "Зеленая" признан специалистами международной Федерации горнолыжного спорта и сноуборда. Именно в этих местах были проведены впервые в Сибири старты VII Зимней Спартакиады народов РСФСР 1981 года, а в марте 1996 года - Чемпионат России по горнолыжному спорту.   
          «Шория летом - это сплавы по горным рекам, пешие и конные походы, восхождения на горные вершины и спуск в пещеры.   
          Для любителей дикой природы - полное погружение в мир тайги на многодневных маршрутах по территории Шорского национального парка».   
          Строительство автомобильной дороги, связывающей туристские базы в Горной Шории с промышленными центрами Кузбасса, современного гостиничного комплекса с инженерной инфраструктурой, объектов развлечения и придорожного сервиса позволили значительно увеличить поток туристов и усилили инвестиционный интерес к Горной Шории. При содействии Администрации Кемеровской области разработана Концепция "Развития туристско-спортивного комплекса "Шерегеш" Таштагольского района Кемеровской области". Утверждена Законом Кемеровской области программа "Развитие туристско-спортивного комплекса "Шерегеш", предусматривающая привлечение, помимо областных и федеральных, средств частных инвесторов и международных организаций.
      

Рекреационные ресурсы потенциально выдвигают  Республику Алтай на роль рекреационного центра не только регионального (западно-сибирского) значения, но и российского, и международного. Уникальные природно-климатические условия создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма, создания центров-курортов и санаториев, организации путешествий и экскурсий экзотического характера (охота, рыбная ловля, туризм, пр.). Представляют интерес некоторые виды специального туризма и спорта: горные и горно-пешеходные виды путешествий, конные маршруты, водный и спелео-туризм, альпинизм и т.д. Возможны вертолетные и автомобильные экскурсии.  
          Большой спортивный интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. По количеству ледников (1330), площади оледенения и их мощности (толщина до 360 м) Горный Алтай занимает третье место среди горных стран мира.  
         Такие уникальные природные объекты, как Телецкое озеро, гора Белуха, Алтайский и Катунский заповедники решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного Наследия Человечества.
      

В республике создана туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 67 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и Соглашения от 2 марта 2007 г. № 2766-ГГ/Ф7 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».       

Особая  экономическая зона (далее ТР ОЭЗ) располагается на территории Майминского  района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га.      

На  участке планируется создание курорта  с хорошими возможностями для  развития водных видов спорта, включающего  гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные  спортивные и развлекательные объекты.       

Создание  современной инфраструктуры позволит туристической отрасли динамично развиваться. Современный высокотехнологичный комплекс зоны откроет доступ массовому потребителю из развитых стран мира к услугам, позволяющим посетить объекты мирового достояния: Телецкое озеро, гора Белуха, река Катунь, высокогорное плато Укок и др.      

ТР  ОЭЗ создается на высоком международном  уровне с целью более полного  вовлечения значимых ресурсов, привлечения  инвестиций и, как следствие, социально-экономическое  развитие Республики и рост уровня и качества жизни населения.        

Глава IV: Перспективы развития Юго-Западной Сибири      

Юго-Западная Сибирь обладает огромным потенциалом перспективного развития, но для дальнейшего ее развития необходимы большие инвестиции, которые позволят совершенствовать производственную специализацию региона, так как на данный момент в промышленности и на ее товарном рынке ведущая роль принадлежит базовым межотраслевым комплексам, охватывающим первичные и промежуточные стадии производства.      

Тормозит  развитие региона наличие существенных проблем. Во-первых, это устаревший производственный аппарат, большие расходы топлива, энергии и сырья, отказ от ресурсосберегающей политики и форсирование добычи ценных полезных ископаемых, преобладание добывающих отраслей. Здесь необходим переход от сырьевых сегментов экономики к перерабатывающим, необходимо ускорение роста ведущих и потребительских комплексов. Важнейшая задача структурных преобразований – увеличение специализации Юго-Западной Сибири на высокоэффективных отраслях промышленности – электроэнергетике, черной металлургии, машиностроении, химической и лесной. Исходя из важнейших ресурсов – энергетических, сырьевых и интеллектуальных – упор должен быть сделан на двух группах производств: энерго-материалоемких и наукоемких, что повысит эффективность хозяйства и усилит конкурентные позиции района на товарных рынках России и зарубежья.      

Следует активизировать привлечение капитала, преимущественно в акционерной  форме, в высокотехнологичные производства опорных регионов при поощрении  со стороны государства мерами налоговой и кредитной политики.     

Главными  направлениями в перспективном  развитии отдельных отраслевых комплексов Западно-Сибирского района будут следующие:

  • В топливно-энергетическом комплексе – рациональное недропользование, внедрение ресурсо и энергосберегающих технологий, создание дополнительных предприятий и сооружений для переработке топлива на месте;
  • В лесопромышленном комплексе – развитие лесоперерабатывающей промышленности и лесохимии.
  • В машиностроении – осуществление структурной перестройки, конверсия оборонного комплекса, переориентация на производство оборудования для угольной, газовой, лесной промышленности, средств транспорта и потребительских товаров.
  • В агропромышленном комплексе – проведение земельной реформы, развитие животноводства, овощеводства, картофелеводства. Утверждение многообразия форм собственности, развитие инфраструктуры села, установление приоритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, создание стимулов для приоритетного развития пищевой промышленности.
  • Важнейшими направлениями перспективного развития района являются транспортное строительство, реконструкция действующих железнодорожных магистралей, в том числе на транссибирской магистрали, речных портов, строительство автомобильных и лесовозных дорог и т.д.
 

     В перспективе  большое внимание должно быть уделено  улучшению экологической обстановки в районах проживания. Среди задач  охраны окружающей среды основной является сохранение экосистем.      

Стратегия развития региона проходит по трем основным направлениям:

  1. Создание и развитие научных, промышленно-производственных, технико-внедренческих центров и комплексов;
  2. Модернизация и совершенствование производственной специализации;
  3. Налаживание межрегиональных и международных связей.
 

      Согласно  государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в регионе создаются технопарки и научные центры. Цель их создания — обеспечение конкурентоспособности и развития информационно-коммуникационных технологий.      

Почти половина научно-образовательного комплекса  Сибири сосредоточена в Новосибирской области. Его ядром являются Сибирские отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Федеральное государственное учреждение науки "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", а также большое количество научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, высших учебных заведений, крупных и малых предприятий, осуществляющих технико-внедренческую деятельность.       

С декабря 1996 года на территории области  функционирует научно-технологический  парк "Новосибирск", задачей которого является содействие малым наукоемким предприятиям в коммерциализации научных результатов, развертывание на территории области работающих на импортозамещение и экспорт малых наукоемких производств, продукция которых имеет стабильный платежеспособный спрос.       

Приоритетными инновационными проектами Технопарка "Новосибирск" являются:      

• телекоммуникационные системы, информационные и компьютерные технологии;      

• биотехнологии  в производстве лекарственных форм на основе биологически активных веществ, лечебно-профилактические и диагностические  препараты нового поколения;      

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Юго-Западной Сибири