Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание

Дальневосточный ФО (ДФО) — один из самых больших регионов страны, протяженностью 6215,9 тыс. км2 или 36,4% территории России.
Границами округа служат: с востока – Тихий океан, с запада – Сибирский ФО, с севера – Северо-Ледовитый океан, с юга – Китай, Япония.

Содержание

Введение
1. Административно-территориальное деление, природно-климатические условия региона.
2. Специализация региона в области промышленности и сельского хозяйства. Формы организации производства.
3. Социально-экономическая характеристика региона.
4. Проблемы и перспективы развития региона.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по Эк.географии.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

 

     Расчеты индикаторов по девяти субъектам ДФО показали, что в четырех из них объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по округу (Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский АО, Сахалинская область), в трех — на уровне среднего по округу, а в трех — значительно ниже (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская АО). Примерно так же складывались различия среднедушевых денежных доходов населения и объема розничного товарооборота.

     Основываясь на экономических показателях по ВРП, темпам роста, а так же ряду других показателей, за последние несколько лет наблюдается положительная тенденция развития ДФО.

Производство  пиломатериалов на Дальнем Востоке  увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1234 тыс. м3 в 2005 г.

Производство  стали увеличилось с 400 тыс.т до 800 тыс.т за период с 2000 г. по 2005г. Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками добычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну.

Производство  электроэнергии  возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. и т.д.

4. Проблемы и перспективы развития региона

Проблемы  региона

     Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя  признать благоприятным.

     Во-первых, в условиях перехода к рыночным отношениям углубились диспропорции в хозяйстве, основные из которых – недостаточное развитие топливно-энергетической базы (стоимость электроэнергии, производимой в регионах Дальнего Востока, существенно выше, чем в Европейской части России и других регионах страны), черной металлургии, машиностроения и ряда отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной).

     Замедлился процесс крупномасштабной разработки минерально-сырьевых ресурсов, что связано с экстремальными условиями зоны, пространственной удаленностью от больших индустриальных центров, отсутствием постоянных транспортных коммуникаций и социальной инфраструктуры.

     Во-вторых, сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск знаменитой деловой древесины на предприятиях Приморского края.

     В-третьих, существуют проблемы и в рыбохозяйственном комплексе. В настоящее время он в большей степени ориентирован на внешний рынок. Наблюдаются массовый отлов и вывоз за пределы России морских биологических ресурсов российскими добывающими судами, арендуемыми иностранными компаниями. Возросли криминализация в производственной сфере и браконьерство. Недостаточен экспортный и валютный контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией морского промысла.

Продолжает сохраняться  дисбаланс между объемами допустимого  улова морских живых ресурсов по основным объектам промысла и производственными  мощностями для их изъятия. Несовершенна система управления морскими живыми ресурсами, включая порядок распределения квот добычи между субъектами Российской федерации, так и конкретными рыбодобывающими предприятиями.

     В-четвертых, особенность региона – низкая обеспеченность железнодорожными путями (протяженность 8337 тыс.км при плотности 13 км на 10 тыс.кв.км) и автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс.км при плотности 11 км на 1 тыс.кв.км).

     В-пятых, главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры. Вместе с тем возросла миграция китайцев на территорию Дальнего Востока, владеющих землей и недвижимостью, часто покупаемой через подставных лиц. В то же время китайские инвестиции в российскую экономику невысоки, а доходы от деятельности совместных фирм оседают главным образом в Китае. 

     В-шестых,  очень серьезны экологические проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.

Перспективы развития ДФО

  1. Необходимо освоение новых природных ресурсов ДФО:

     Выявление нетрадиционных для России типов месторождений в существующих горно-промышленных регионах.

     Освоение ресурсов Еврейской автономной области на основе российских законов в интересах народов России и населения Еврейской автономной области.

     Формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

     Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств – Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном  с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана свободная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

     К стратегическим направлениям развития топливно-энергетического комплекса в настоящее время относится стабилизация и снижение тарифов на тепло- и электроэнергию, ликвидация разницы между ценами оплаты производителей и потребителей за энергию (для этого необходимо завершить строительство важнейших объектов энерго- и газоснабжения).

     Особого внимания заслуживает наращивание добычи и производства первичных энергоносителей непосредственно в регионах Дальнего Востока и Забайкалья.

     Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения. Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа - в Южную Корею.

     Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г.

     Самой важной стройкой региона является Бурейская ГЭС. Ее ввод обеспечит повышение надежности энергообеспечения потребителей, сократит дефицит органического топлива и позволит значительно снизить в регионе тарифы на электроэнергию.

     Важное значение имеет развитие нетрадиционных видов электроэнергетики, в первую очередь на основе геотермальных источников Сахалинской (Курильские острова) и Камчатской областях.

  1. Для уменьшения миграции россиян из региона и пресечения несанкционированной эмиграции со стороны соседних государств, необходимо:

- ускорить благосостояние  трудящихся, обеспечить более высокий  жизненный уровень;

- формирование новых промышленных комплексов;

- ускорить развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство);

- совершенствование заработной платы;

- усилить контроль за пребыванием иностранных граждан в Российскую Федерацию и принимать дополнительные меры к нарушителям паспортно-визового режима на территории России.

     Наконец, при любом, даже самом благоприятном сценарии не избежать привлечения миграционного потока. Будет необходимо выработать и реализовать комплекс мер по приобщению приезжающих в этот регион из других стран к ценностям и традициям национальной культуры через сеть лингвистических и языковых центров, квалификационных служб, центров натурализации.

3. Создание конкурентоспособного транспортного «коридора», соединяющего Европу и Азию, предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.

     Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа. Загрузка Транссиба перевозками транзитных грузов составляет 25% ее мощности, БАМ загружен на 50%.

     Для автомобильного транспорта один из ключевых вопросов – расширение транспортной сети региона и устранение разрывов между магистралями. Важным является завершение строительства автодороги Чита-Хабаровск.

     Строительство автомобильной дороги «Колыма» будет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вложения при этом составят 7 млрд руб.

     Для развития морского транспорта особое значение имеет совершенствование инфраструктуры морских портов региона.

  1. Развитие туризма в Хабаровском крае:

     В настоящее время туризм считается одним из перспективных направлений в

экономике Хабаровского края.  Это место пересечения  европейской и азиатской

культур.  Удобное географическое положение создает благоприятные  условия для

развития въездного  туризма,  ориентированного на рынки  стран Северо-Восточной

Азии (Китай,  Япония,  Республика Корея),  а также обслуживание транзитного

туристского потока,  следующего через Хабаровск в  европейскую часть России,  на

Камчатку, Байкал, Сахалин, а также в Якутию.

     Основными направлениями внутреннего туризма в Хабаровском крае являются

следующие виды туризма: экологические туры; этнографические  туры; экскурсионные туры;  круизы;  охота;  рыбалка;  приключенческие,  спортивные и экстремальные туры. 

     Также туристам предлагается участвовать в одно -  двухдневных турах разных видов туризма.  Хабаровский край обладает множеством предпосылок для развития туристической деятельности, особенно историко-археологического туризма. 

     Яркими примерами археологических объектов могут стать петроглифы Сикачи-Аляна,  группа археологических памятников на о. Сучу, наскальные рисунки на р. Мая, наскальные рисунки на р. Кия, Чныррахская крепость,

Тырские храмы.  Перечисленные  объекты истории и археологии имеют историко-

археологическую базу для  развития этого вида туризма в  Хабаровском крае.  В

основном объектами  являются древние памятники археологии:  поселения,  стоянки древнего человека,  погребения,  городища и другие свидетельства существования различных народов и племен на этих территориях,  что всегда будет пользоваться спросом у туристов, как и любые другие исторические  и  археологические объекты.

     Историко-археологический туризм может развиваться в Хабаровском крае не

только как отдельный  вид туризма,  предлагая туристам,  увлекательные маршруты

археологических раскопок,  экскурсионные маршруты с историко-археологической тематикой. Для туристов из стран Северо-Восточной Азии Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской культур. В этой связи уместно отметить, что в течение ряда лет Хабаровский край продолжает удерживать лидирующую позицию среди дальневосточных территорий по приему туристов из Японии, являющихся одними из наиболее платежеспособных туристов в мире.

     Учитывая географическое расположение Хабаровского края,  его основными

партнерами в сфере  международного туризма традиционно  остаются Китайская

Народная Республика, Япония и Республика Корея, а значит, основной туристический поток может ожидаться именно из этих стран.

     Но прежде необходимо провести ряд исследований по выделению историко-

археологических туристических  ресурсов для создания маршрутов,  разработать

туристические маршруты историко-археологической направленности,  провести

мероприятия по улучшению  условий инфраструктуры Хабаровского края, эффективно использовать деятельность рекламных и брендинговых компаний,  обеспечивать и гарантировать условия безопасности в ходе туристического маршрута. 

Список использованной литературы

 

1. Глушкова В.Г.,Федеральные округа России. Региональная экономика. [Текст]: учеб. пособие/ В.Г. Глушкова, Ю.А. Симагин- Москва 2009.-347с.

2. Российский статистический ежегодник 2009 М.: Госкомстат.2009

3. Биржаков М. Б. Введение в туризм : учебник – СПб. : Герда, 2004.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа