Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание

В данной работе мы дадим экономико – географическую характеристику Юго-Восточной железной дороги , находящиеся в Центральном округе. Так же узнаем о населении, водных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетика и в итоге сделаем вывод о перспективах развития региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..........3
Раздел 1…………………………………………………………………………...........4
1. Экономико-географическая характеристика……………………………..........4
1.1 Характеристика географического положения Центрального округа........4
1.2 Численность населения………………………………………………….........6
1.3 Национальный состав…………………………………………………............6
1.4 Природные ресурсы……………………………………………………...........9
1.5 Полезные ископаемые…………………………………………………………...9
1.6 Промышленность……………………………………………………………......10
1.7 Перспективы развития……………………………………………………….....17
Раздел 2…………………………………………………………………………….…...19
Характеристика развития транспортной сети…………………………………....19
Характеристика видов транспорта…………………………………………....19
Условия эксплуатации…………………………………………………………28
Подвижной состав и его особенности………………………………………...29
Основные грузопотоки………………………………………………………....31
Перспективы развития………………………………………………………….32
Раздел 3..............................................................................................................................33
Расчет густоты железной дороги…………………………………………..................33
Вывод.................................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................................35
Список литературы…………………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Регионалистика.docx

— 105.61 Кб (Скачать документ)

крупномасштабные объемы которого регулярно происходят в течение

многих лет и блокирования транзита в государства Евросоюза  со стороны 

украинских властей, заставляют искать более надѐжные пути поставок газа

европейским потребителям в  обход стран с высоким транзитным риском.

На сегодняшний день это  проекты «Северный поток» и «Южный

поток», однако трассы этих газопроводов не предусматривают использование 

территории Центрального федерального округа.

Железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт  округа обеспечивает транспортно-

экономические связи внутри федерального округа, с остальными

федеральными округами России, а также экономические связи  с другими 

государствами. Железные дороги имеют выходы на железнодорожные 

магистрали Белоруссии и  Украины.

Общее протяжение железных дорог на территории округа составляет

17 тыс.км.  Железные дороги  имеют достаточно высокое техническое 

оснащение. Из общей протяженности сети 45% двухпутных линий, свыше

45%  - электрифицированные  линии и более 70% оборудованы 

автоматической блокировкой. Свыше половины путей (52%) обслуживаются 

Московской железной дорогой; 20,9% - Юго-Восточной железной дорогой;

11,4% - Октябрьской железной  дорогой; 10,4% - Северной железной  дорогой; 

1,1% - Куйбышевской железной  дорогой.110

Основной ход Рязанско-Тумской  узкоколейной линии (75 км), являвшейся

частью отечественного историко-культурного  наследия и единственным

транспортным путѐм в  этом депрессивном регионе при умелом менеджменте 

мог бы, возможно, стать популярным историко-литературным маршрутом.

Конфигурация грузопотоков на сети железных дорог Центрального  

федерального округа в  принципе повторяет схему товаропотоков  на

транспортной сети Российской Федерации. Наиболее мощные связи 

наблюдаются на широтных направлениях железных дорог округа,

обеспечивающих связи  регионов Сибири, Урала, Поволжья с  районами

Центра и с выходом  на железные дороги Белоруссии, Украины, стран Балтии.

Так, широтное двухпутное направление  Нижний Новгород – Владимир

– Орехово-Зуево осваивает  грузопотоки 24-28 млн т. На направлении            

Арзамас  – Муром  –  Куровская грузопоток в обоих  направлениях достигает 

68-69 млн т; Кустаревка  – Рязань – 38 млн т; Ртищево  – Рязань – 44 млн т; 

Рязань  – Воскресенск  – 90 млн т. На западных подходах к  границе с 

Белоруссией товаропоток  достигает 50-54 млн т. К границе  с Украиной из

Центрального федерального округа по железным дорогам подходит до 90

млн т, в том числе по направлению Калуга – Брянск – 37 млн т к Суземке и 

53 млн т – к ст.Соловей  по направлению Пенза – Балашов  – Лиски.

На меридиональных ходах  осуществляются связи Центра с районами

Северо-запада и Юга страны, по этим же направлениям обеспечиваются

транзитные для железных дорог округа связи северных и  южных регионов

европейской части страны. Здесь на направлении Вологда  – Ярославль  –

Александров грузопоток достигает 66-70 млн т, на выходах из Москвы на юг

по направлению Ожерелье – Узловая – Лиски – Лихая  годовой товаропоток 

возрастает от 20 до 42-43 млн т.

Ведущую роль в грузообразовании и грузопоглащении играют горно-

металлургический, строительный, топливно-энергетический,

машиностроительный, горно-химический комплексы.

Для железнодорожного транспорта Центрального федерального округа

характерна концентрацией  погрузки и выгрузки грузов в относительно

небольшом числе транспортных узлов  – Московском, Брянском, Тульском,

Рязанском, Ярославском и  др., а также на крупнейших станциях,

обслуживающих промышленно-сырьевые комплексы. Значительные объѐмы

грузовой работы выполняли  станции, обеспечивающие

внешнеэкономические связи  России. Наиболее крупными станциями  по

прибытию грузов являются Чугун-2, Новолипецк (Липецкая обл.),

пограничные станции Злынка, Красное, Рудня, Соловей, Суземка. По

отправлению лидируют Воскресенск, Елец  (Липецкая обл.), Курбакинская

(Курская обл.), Новолипецк, Новоярославская, Павловск (Воронежская  обл.),

Стенькино-2 (Рязанская обл.), Стойленская (Белгородская обл.), Яничкино

(Московская обл.), Михайловский  рудник (Курская обл.), а также 

пограничные станции Красный  Хутор, Красное, Соловей, Суземка.113

Развитие экономики округа в перспективе по инновационному

варианту позволит увеличить  ВРП к 2030 г. в три раза по сравнению  с 

современным уровнем (среднегодовой  темп роста около 7%). На увеличение

объѐмов перевозок грузов железнодорожным транспортом окажет

воздействие рост основных грузообразующих отраслей округа. В  рудно-

металлургическом комплексе  прогнозируется дальнейшее развитие

разработки Яковлевского железорудного месторождения и  освоение

Приосколького месторождения  в Белгородской области, строительство  мини

заводов в металлургчиеской отрасли (по выпуску до 1 млн т  продукции) в 

Московской области (в  Каширском районе, г.Шатуре)

электрометаллургический завод  в Калужской обл. (ст. Ворсино). Будут 

реализованы проекты развития химических производств в Тульской области,

машиностроительных предприятий  во всех субъектах Российской

Федерации, входящих в округ. Будут введены мощности по производству

автомобилей в Калуге, целлюлозно-бумажного  комбината в Костромской 

области. В строительной отрасли ожидается сооружение заводов  по

производству цемента  во Владимирской, Воронежской, Калужской,

Рязанской, Тверской, Тульской областях, нефтеперерабатывающего завода в 

Брянской области и  многих других предприятий различных  отраслей.

Развитие экономики в  регионе станет ведущей базой  роста перевозок на сети

железных дорог. Уже к 2015 г. объемы погрузки железнодорожными

станциями на территории округа возрастут в 1,3 раза, к 2030 г. – в 1,6 раза по

сравнению с современным  уровнем.

Условие эксплуатации.

Топология сети  железных дорог Центрального федерального округа

определяется следующими факторами  – положением крупнейшего  в стране

Московского транспортного  узла, избыточно концентрирующего

межрегиональные и международные  связи; сложившейся конфигурацией 

основных товаропотоков, следующих в меридиональных и  широтных

направлениях, географическим положением округа, располагающегося на

кратчайших  направлениях обеспечения широтных и меридиональных

транспортно-экономических  связей между основными федеральными

округами, имеющими топливно-сырьевой и промышленный потенциал,

работающий на использовании  этих ресурсов.

Наиболее грузонапряженным в грузовом направлении на сети

железных дорог округа являются юго-западные, южные и юго-восточные 

участки Большого московского  кольца: Куровская  – Воскресенск             

(77,8  млн т.км/к), Воскресенск   – Яганово (81,3  млн т км/км), Яганово  –

Михнево (77  млн т км/км),  Михнево  – Столбовая (78,8 млн т  км/км)

Столбовая  – Бекасово (78,0  млн т км/км). Высокую загрузку имеют юго-

восточные подходы к Московскому  транспортному узлу Рязань  –

Воскресенск     (62-65  млн т км/км), на подходе  к передаточной станции 

Соловей на российско-украинской границе Валуйки  – Соловей (46  млн т

км/км).

Подвижной состав и его особенности.

Производственный потенциал  и отраслевая структура Центрального

федерального округа определяют объѐмы погрузки и выгрузки грузов на

железных дорогах региона  и их структуру.114

Объѐм отправления грузов из округа в 2008 г. составил 240 млн т. В 

объѐме отправления свыше 90% составляет продукция отраслей

специализации региона, в  том числе строительные материалы (34,3%),

нефтепродукты (13,5%), руда (19,5%), металлы (9,2%), машиностроительная

продукция и прочие грузы (15,9%). В составе строительных материалов

следует отметить преимущественно  вскрышные породы, отходы

металлургического производства, цементное сырьѐ и цемент, нерудные

материалы. Из отправляемых нефтегрузов большую часть составляет

продукция Рязанского, Ярославского и Московского 

нефтеперерабатывающих заводов. Из отправляемой руды почти 100%

составляло железорудное сырье, производимое предприятиями  Белгородской

и Курской областей. Почти 87% отправляемого металла составляет

продукция металлургических предприятий Старого Оскола, Липецкой и 

Тульской областей В общем объеме прибытия грузов (312 млн т) основное количество  –

треть всего объема прибывающих в округ грузов  – строительные грузы, из

которых почти 57% направляется для предприятий и строек г.Москвы и 

Московской области. Крупные  объемы поступают также на предприятия и

стройки областей, где наблюдаются значительные объемы промышленного,

дорожного, жилищного строительства  – в Белгородскую, Воронежскую,

Тульскую, Рязанскую, Липецкую области. Наибольшие объемы прибытия

угля и кокса приходятся на Смоленскую, Белгородскую, Липецкую,

Брянскую и Тульскую области. Если высокие объемы прибытия угля в

Липецкую и Тульскую области  связаны с большим собственным 

потреблением на металлургических предприятиях и электростанциях, то

прибытие в крупных  объемах этих грузов в Смоленскую, Белгородскую и

Брянскую области определяется экспортом через пограничные  станции на

границе с Белоруссией  и Украиной, как в эти страны, так и в государства 

Балтии, Восточной и Центральной  Европы, в том числе и с использованием

зарубежных морских портов на Балтике и Черном море. Этим же объясняются высокие объемы прибытия в Белгородскую, Брянскую и Смоленскую области удобрений, черных металлов, прочих грузов, в Белгородскую и Брянскую области – руды.

Основные грузопотоки.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт  осуществляет как местные, так и  транзитные перевозки грузов. Транзитное значение имеют: автомагистраль международного значения Москва — Харьков — Симферополь и федеральные автомагистрали Москва — Воронеж — Ростов и Москва — Тамбов — Волгоград; по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материалы, сахарная свекла, зерновые.

Железнодорожный транспорт.

Из района в значительных объемах вывозятся: железная руда (35% от общего вывоза), главным образом, на уральские металлургические предприятия  и в Центральный экономический  район, как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт через передаточные пункты (Брянская область) на границе России с Украиной; черные металлы (22,5%) преимущественно в Центральный и Северо-Кавказский районы с преобладанием поставок на экспорт. Кроме того, из Центрально-Черноземного района вывозятся минерально-строительные материалы (19,5%), главным образом, в Центральный район с преобладанием выгрузки в Москве и Московской области; широкая номенклатура прочих грузов (продукция химической промышленности — синтетический каучук, резина, синтетические волокна; изделия машиностроения — оборудование для пищевой и химической промышленности, приборы; товары пищевой промышленности) назначением во все регионы России и другие грузы.

Наибольшие объемы транспортно-экономических  связей по ввозу грузов в Центрально-Черноземный  район осуществляются с Уралом и  Сибирью (45% от общего ввоза района), а также с Поволжьем (17%) и Центром (14%).

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района