Экономика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать экономику Японии и ее значение в мировом хозяйстве.

Содержание

Введение 3
I. Анализ социально-экономического и политического развития страны. 5
1.1 Краткая характеристика 5
1.2 Географическое положение Японии 5
1.3 Социальное развитие 6
1.4 Политическое развитие 10
1.5 Полезные ископаемые Японии 11
1.6 Валовой продукт 11
1.7 Промышленность Японии 14
II. Место страны в мировой экономике 26
2.1 Феномен японской экономики. 26
2.2 Внутренняя торговля Японии 29
2.3 Внешняя торговля Японии 29
2.4 Экспорт и импорт 36
III. Проблемы и перспективы развития страны 39
3.1 Развитие экономики Японии 39
3.2 Япония во время мирового финансового кризиса. 44
3.3 Перспективы развития экономики. 46
3.4 Япония будет стимулировать свою экономику 50
Заключение 53
Список использованной литературы 54

Работа состоит из  1 файл

экономика Японии.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

       В компаниях не отмечаются резкие разрывы  в оплате. После вычета налогов  средний оклад директора-распорядителя  примерно в 10 раз превышает заработок  самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США - в среднем  в 100 раз.

       Своеобразное  положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо "расходный материал". В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин. Однако японские женщины сумели совместить семью и карьеру, вследствие чего разводы в Японии очень редки.

       На  социокультурных традициях базируется система образования, подготовки и  переподготовки кадров. По этому Японии больше учёных, чем во всей Европе.

       Благодаря принятию всех этих принципов и ценностей  в начале 50-х годов, в разрушенной  и ослабленной Японии начался  быстрый экономический рост, по уровню которого она обогнала все капиталистические  страны. Ускорению роста способствовало:

       Во-первых, широкое обновление изношенного  и устаревшего заводского оборудования. Теперь в Японии 2/3 оборудования - новейшее из достижений НТП. Страна расширяет  собственные научно-технические  исследования.

       Во-вторых, одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация рабочего класса.

       В-третьих, государственно-монополистический  капитализм всемерно способствовал  перестройке японской промышленности: государство приняло на себя значительную часть расходов по реконструкции  и новому строительству предприятий, предоставила монополиям налоговые льготы и широкий кредит.

       В-четвёртых, когда расходы на армию были малы, государство имело возможность  вкладывать деньги в промышленность, но под давлением реакционных  сил Японии пришлось возрождать военно-промышленный комплекс, что привело к оттоку средств из хозяйства.

       Сейчас  промышленность Японии специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.

       2.2 Внутренняя торговля Японии

Внутренняя  торговля — одна из крупнейших отраслей экономики Японии. В 2007 в её оптовом секторе было 425,9 тыс. предприятий с 4,5 млн. чел. занятых при годовом объёме продаж, равном 495,5 трлн. иен. Соответствующие показатели для розничной торговли — 1,4 млн. предприятий, 8,0 млн. занятых и 143,8 млрд. иен. И в оптовой, и в розничной торговле преобладающее большинство предприятий относится к категории мельчайших, мелких и средних, но «погоду» в обеих суботраслях делают крупные. В сфере оптовой торговли это — универсальные торговые дома, в розничной торговле — крупные универмаги, супермаркеты и общенациональные цепные системы. Их позиции будут укрепляться как в связи с широкомасштабной диверсификацией обслуживания на базе последних достижений технического прогресса (информационные сети, системы электронных карточек, компьютеризация, международная сеть безмагазинной торговли), так и благодаря пересмотру закона о крупных магазинах, что позволило им вторгаться в зоны мелких оптовиков и розничных торговцев и конкурировать с ними без каких бы то ни было ограничений.

       2.3 Внешняя торговля Японии

       За  последние 50 лет объем экспорта Японии увеличился более чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта.

       В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность  продукции, которая формируется  за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано прежде всего с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства предполагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями бездефектности.

       Один  из методов конкурентной борьбы японских фирм - быстрая смена моделей.

       Япония  — одна из крупнейших торговых держав мира. По объему внешней торговли она занимает третье место в мире, и на ее долю приходится 5,4% мирового импорта и 7% мирового экспорта. Внешняя торговля играет очень большую роль в экономическом развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли (отношение суммы экспорта и импорта страны к ее валовому продукту) составляет менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные показатели для европейских развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее экспортная квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении — около 8%.

       Отдельные отрасли промышленности имеют отчетливую экспортную ориентацию. В 2007 г. экспортировалось более 70% производимых в стране интегральных схем, более 60% фотоаппаратов, почти 50% синтетических волокон, электронных калькуляторов, телевизоров, факсимильных аппаратов, более 40% автомобилей и инструментальных средств, около 30% автомобильных шин, примерно 25% чугуна и стали. При этом в структуре японского экспорта постоянно растет доля высокотехнологичных дорогих товаров. В настоящее время он на 75% состоит из продукции машиностроения, в том числе около 25% приходится на радиоэлектронные и электротехнические товары, 16% — на автомобили, 15% — на современное металлообрабатывающее оборудование.

       Если  раньше в структуре японского  импорта главную роль играли сырье и топливо (на них приходилось порядка 60—70%), то теперь, в результате структурных сдвигов в экономике и переориентации промышленности на развитие наукоемких производств, их доля снизилась до 30% (20% приходится на топливо и менее 10% на руды черных и цветных металлов, древесину и т. д.). Хотя страна ввозит почти 100% железной руды, никелевой, медной руды и нефти, алюминиевых сплавов, 93% свинцовой руды, 85% цинковой руды, их доля в общем объеме импортируемой продукции постепенно снижается. Ведущее место в импорте теперь принадлежит готовым товарам и продукции машиностроения. Заметно вырос импорт машин и оборудования из европейских стран и США, а бытовых электроприборов и текстильных товаров — из стран Азии, где они производятся главным образом на предприятиях, принадлежащих японским компаниям (при относительно низкой цене, обусловленной дешевой рабочей силой, эти товары отличаются хорошим качеством). Еще 11% японского импорта составляет продовольствие; основные ввозимые продукты питания — мясо, рыба, пшеница, овощи и фрукты.

       Характерной чертой внешней торговли Японии является то, что на протяжении многих лет  торговый баланс сводится со значительным положительным сальдо, которое в 2007 г. составило 88 млрд. долл. (экспорт— 471, импорт — 383 млрд. долл.).

       Почти 50% внешнеторгового оборота Японии приходится на развитые страны. Кроме  Австралии и Канады, практически  все они имеют отрицательный  баланс в торговле с Японией. Это  серьезно обостряет торговые противоречия западных партнеров с Японией, проводящей протекционистскую политику в отношении собственного рынка, и в последнее время служит причиной определенных уступок с ее стороны.

       Основным  торговым партнером Японии являются США. На их долю приходится около 25% всего  японского экспорта и почти 15% японского импорта. Из США поступает свыше 1/4 ввозимых в Японию готовых изделий (почти 40% машин и оборудования, в том числе более половины интегральных схем и почти столько же полупроводников и аппаратуры средств связи), свыше 30% продовольствия (в том числе 40% мяса и фруктов, около 25% овощей). В США направляется 30% японского экспорта машин и оборудования (в том числе почти 40% видео- и 35% аудиоаппаратуры, более 30% аппаратов средств связи).

       В двусторонних отношениях Японии и США  постоянные трения вызывает проблема огромного положительного сальдо Японии. Характерно, что предметом разногласий двух стран в разные периоды времени становятся разные товары. В 70-е годы это были текстильные товары, цветные телевизоры и промышленное оборудование, в 80-е — автомобили, полупроводники, видеомагнитофоны. В 90-е годы критике уже подверглась сама экономическая структура Японии, которая была признана виновницей проблемы столь существенного перевеса Японии в торговле с США.

       Неуклонно растет и торговля с азиатскими странами. В числе ведущих внешнеторговых партнеров Японии, правда, с большим отрывом от США, можно назвать Китай, Тайвань и Южную Корею. По разным торговым позициям в географии японского импорта выделяются, кроме того, такие страны, как Индонезия, Австралия, Германия, Малайзия, а в географии экспорта — Сингапур, Германия, Таиланд, Малайзия, Великобритания. Важнейшим поставщиком нефти в Японию остается Ближневосточный регион, и прежде всего Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия.

       После максимума, достигнутого в 1987 г., сократились масштабы японо-российской торговли. Доля России во внешнеторговом обороте Японии, составлявшая в середине 80-х годов около 1,5%, снизилась в 2003 г. до 0,3%, причем только в 2002—2003 гг. объем торговли между двумя странами снизился на 30%. В 2008 году японско-российский внешнеторговый оборот достиг 6,9 млрд. долл., причем исключительно за счет роста импорта из России.

       Основными экспортными товарами из Японии в  Россию являются машины и оборудование, в том числе транспортные средства, а также различная радиоэлектронная аппаратура. Япония закупает в России цветные металлы (в основном алюминий), рыбу и морепродукты, лес, нефть и каменный уголь.

       В 2007 г. общие размеры зарубежных финансовых активов Японии составили 2,7 трлн. долл., а накопленные прямые капиталовложения — 350 млрд. долл., что соответствует третьему месту в мире после США и Великобритании. Почти половина ежегодных прямых зарубежных инвестиций Японии теперь приходится на капиталовложения в торговлю (10%), финансово-кредитную и страховую (16%), услуги (10%), а также прочие нематериальные сферы, более 40% — на обрабатывающую промышленность и лишь порядка 3,3% — на добывающую. Возросшие финансовые возможности Японии подтверждаются тем, что более трети международных финансовых операций осуществляются в настоящее время японскими частными банками, а в десятку крупнейших частных банков мира входят семь японских. Резкое повышение курса иены в 1990 г. заметно снизило прибыльность экспорта, поэтому японские компании пошли по пути частичной замены экспорта организацией зарубежного производства, а в стране заговорили об «опустошении национальной промышленности».

       Ежегодно  репатриируемые доходы Японии от зарубежных инвестиций в начале 90-х годов  примерно равнялись 90% государственных доходов от налогов на корпорации. Главными стимулами прямого зарубежного инвестирования для японских компаний являются курс на защиту и закрепление рынков сырья и сбыта готовой продукции, а также снижение издержек производства при организации предприятий за рубежом, в первую очередь благодаря более дешевой рабочей силе.

       В результате резкого увеличения масштабов  зарубежных инвестиций доля зарубежного  производства в общем выпуске  продукции японских компаний заметно  выросла и составляет примерно 25%. Важная особенность экспорта капитала из Японии состоит в том, что в развитых странах она строит в основном предприятия, производящие сложную, высокотехнологическую продукцию, а в азиатские страны переводит «нижние этажи» своей промышленной структуры.

       Освоив  во второй половине 80-х годов производство сверхбольших интегральных схем, Япония начала переводить в «новые индустриальные страны» Азии — Южную Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур — производство их более ранних поколений. Японские компании бытового электромашиностроения переводят туда производство магнитофонов, радиоприемников, цветных телевизоров, а внутри Японии переключаются на производство более сложной техники — телевизоров высокой четкости изображения, многофункциональных телефонных аппаратов, оборудования для автоматизации домашнего хозяйства. Продукция бытовой электротехники южнокорейского производства в среднем на 30—40% дешевле японских товаров. В результате импорт этих товаров в Японию уже превышает экспорт.

       Преобладающей формой, в которой осуществляются частные японские инвестиции, является приобретение акций (почти 60%) и облигаций (около 40%) зарубежных фирм, в то время как на организацию и расширение филиалов и отделений японских компаний выделяется только около 3% сумм. Таким образом, в отличие от американских транснациональных корпораций, которые стремятся к стопроцентному контролю над зарубежными предприятиями и созданию своих отделений за рубежом, японские компании чаще используют формы совместных предприятий, стремясь расширять контроль за предпринимательством за рубежом и увеличивать возможности по распоряжению зарубежными активами. Вместе с тем в ряде отраслей, особенно современных, растет доля зарубежных предприятий, где весь капитал принадлежит японским компаниям (например, на предприятиях точного электромашиностроения и по выпуску электронной техники — до 40%).

Информация о работе Экономика Японии