Экономика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Япония расположена на множестве крупных и мелких островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3,5 тыс. км. Общая площадь островов составляет 378 тыс. кв. км, а их число достигает 3900. Самыми крупными из них являются
Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку.

Содержание

Введение. Визитная карточка. Цифры и факты
3
Глава 1.
5
1. Особенности экономики Японии.
5
1.1. Исторические предпосылки экономического подъема
5
1.2. Социальная структура и трудовые отношения
8
1.3. Особенности организации предпринимательства
9
1.4. Банковская система
10
1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет.
11
Глава 2.
13
2. Внешние экономические связи Японии.
13
2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики
13
2.2. Япония в современной мировой экономической системе
18
Глава 3.
20
3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
20

3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией
20
3.2. Японцев не пускают на родные Курилы
26
Выводы
28
Литература

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ1.DOC

— 188.00 Кб (Скачать документ)

Во многом из-за этого в Японии практически нет рынка труда для высших звеньев управляющих. Карьера менеджера – это пожизненная карьера в одной и той же фирме или ее дочерних компаниях.  Представители высшего звена управляющих – это люди, для которых жизненно важны отношения доверия и постоянного партнерства со своими поставщиками, клиентами, клиентами, банками, что является главной гарантией стабильности фирмы, а вместе с ней и самой карьеры менеджера.

  Низкая норма безработицы остальных наемных работников объясняется рядом причин: традициями социального партнерства, характерными для многих азиатских обществ, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, отчего работодатели дорожат вложениями в «человеческий капитал»; широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день) в торговле и сфере услуг.

 

1.3. Особенности  организации предпринимательства

  Сектор крупных корпораций Японии – это 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний – около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества.

Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемых «кэйрэцу». В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не является финансово-промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их состав.

Головная компания «кэйрэцу» сочетается собственную производственную деятельность с финансовым управлением группой (т.е. функциями холдинга) и производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является как широкое распространение этих групп в сочетании с массой мелких предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн. индивидуальных и семейных предприятий и 770 тыс. партнерств), так и более тесные, чем в других развитых странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний, зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс. дочерних и ассоциированных компаний.

Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической основе, так и  конгломератов. Периферия таких  крупнейших корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электрические «Хитати», «Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан», насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК.

Практически все предприятия  объединены в отраслевые союзы –  бесприбыльные организации с добровольным членством и правом свободного выхода. В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетом местных организаций мелкого бизнеса – более 20 тыс. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн».

Япония отличается традиционно  высоким уровнем сбережений населения (15-18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом  в форме банковских депозитов. Они  составляют широкую ресурсную базу банковской системы.

Финансовая структура  японских корпораций характеризуется  низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем  зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли  основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны.

 

1.4. Банковская  система

В стране насчитывается  девять крупных коммерческих банков, имеющих право открывать отделения  по всей территории страны (городские): «Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай». Действуют также 129 региональных банков (имеющих отделения только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами, и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства.

«Городские» банки, траст-банки  и три банка долгосрочного  кредита имеют постоянную клиентуру  в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определенного круга фирм. В среднем они предоставляют компаниям от 15 до 20% долгосрочных кредитов. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание, проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом ее кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании, а в стабильности ее дохода и отсутствия угрозы банкротства.

Подобный институт банковского  мониторинга компаний-заемщиков  сформировался в период высоких  темпов экономического роста, когда  на денежном рынке длительное время  была нехватка ресурсов и условия  «рынка продавца» давали банкам возможность выбирать лучших клиентов. В настоящее время напряженность на денежном рынке спала, и банки стали конкурировать в поисках заемщиков. Так, городские банки все больше работают с мелкой клиентурой, отбивая ее у местных банков.

 

1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет.

Центральному правительству  принадлежат всего пять казенных предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений  и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитие сельского хозяйства. Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролетный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку).

Ряд крупных государственных  предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том  числе Корпорация государственных  железных дорог, национальная телефонно-телеграфная  система, табачная и алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др.

На местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору  и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также  несколько тысяч акционерных  и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д.

Япония – страна с  сильной государственной экономической  политикой осуществляемой без прямого  участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.

Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал.

Япония страна с сравнительно «маленьким» правительством. Расходы  по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная  налоговая ставка – 22-23% ВВП.

Особенностью расходной  части бюджета Японии является очень  низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям  расходов относятся социальное страхование  и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям – префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используется не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев.

В настоящее время  самой крупной расходной статьей  бюджета является обслуживание государственного долга.

Банк Японии регулирует денежную массу в обращении и  кредитную экспансию банков. Корпоративный сектор находился в сильной зависимости от банковского финансирования, Банк Японии устанавливал административные лимиты рефинансирования городских банков путем дисконтирования коммерческих векселей. Через ставку дисконта Банк Японии управлял всей системой ставок денежного рынка. В настоящее время, ставки денежного рынка формируется свободно, а главой функцией Банка Японии является определение размеров денежной массы и эмиссия банкнот.

 

 

 

Глава 2.

2. Внешние  экономические связи Японии.

2.1. Использование  Японией процесса глобализации  мировой экономики

  Важнейшая особенность современного развития – это глобализация экономики и углубление отношений взаимозависимости внутри международного сообщества. Складывающиеся под воздействием внешней торговли и инвестиций единые рынки, взрывоподобное развитие средств связи, информации, транспорта делают наш мир все более тесным. Наряду с этим в экономической, военной, обеспечения безопасности и многих других областях углубляются отношения между различными действующими в них субъектами. Например, резко увеличивается доля внешней торговли во всем объеме валового внутреннего продукта (ВВП), производимого в мире: в 1970 г. она составляла около 18%, в 1980 г. – 32%, в 1995 г. – около 40%.

   Глобализация и взаимозависимость означают, с одной стороны, повышение уровня жизни людей, а с другой – возрастание конкуренции, не признающей национальных границ. Очень важно определить, каким образом обратить этот процесс на пользу и процветание человечества.

  Япония умело использовала процесс глобализации. С 1985 г. из-за роста иены Япония стала переводить свои производства в азиатские и другие страны. Таким образом, оказывая помощь в экономическом развитии странам Юго-Восточной Азии, Япония смогла повысить эффективность своей внутренней экономики. Япония отказывается от излишних административных норм и ограничений и проводит разнообразные реформы. Тем самым она готовится к выживанию в эпоху "великой конкуренции".

  Ныне качественно и количественно растет внимание к так называемым проблемам глобального характера. Четкого определения термина "глобализация" не существует. Однако все эти глобальные проблемы объединяет одно качество: их воздействие сказывается либо повсеместно на планете, либо на достаточно обширных территориях, и для их решения требуется международное сотрудничество, выходящее за рамки национальных границ. К таким проблемам относятся потепление земного климата и другие экологические проблемы, СПИД и прочие новые эпидемические заболевания, наркотики, международная преступность, терроризм, ядерная безопасность, проблема беженцев и др.

  Следует отметить начавшийся в мире после "холодной войны" рост национального сознания. В результате прекращения противостояния Востока и Запада идеологическое противоборство перестало быть основным движущим фактором в международном сообществе. Вместо него, как представляется, в международном сообществе набирает силу воздействие национального фактора, т.е. осознание своей принадлежности к той или иной национальности. Широко известно, что региональные конфликты, которые стали один за другим возникать после окончания "холодной войны", главным образом разгорались на почве национальной или религиозной розни. С одной стороны, бывают случаи, когда национализм выливается в простой патриотизм. Но, с другой стороны, как показывают примеры бывшей Югославии и бывшего СССР, в тех многонациональных государствах, где теряется общая ясная идея, объединяющая народ, национальное сознание может вызвать ослабление и распад государства.

  В результате повышения важности глобальных проблем, а также роста в ряде регионов национального сознания сейчас наблюдается такое явление, как уменьшение роли государства. Если раньше эти роль и значение были абсолютными и всеобъемлющими, то теперь они становятся в жизни людей достаточно относительными. Самый яркий пример изменения роли и значения государства представляет, пожалуй, Европа, проводящая интеграцию.

На Западе стали говорить, будто  Япония, закрытая по своей сути, не сумела справиться с «глобализацией экономики» и будто бы это и стало причиной ее нынешнего экономического спада. Однако статистика свидетельствует о том, что Япония - неотъемлемая часть мировой экономики. Для США она является экспортером № 3 и импортером № 2, а для Китая - экспортером № 3 и импортером № 1.

  В 2000 году японские промышленные предприятия производили 14% своей продукции за границей. Накопленная сумма японских инвестиций за рубежом в 2001 году насчитывала 1,2 триллиона долларов, и они ежегодно приносят доходы (прибыль, проценты и дивиденды) на сумму 54 миллиарда долларов. Иностранные капиталы ныне составляют примерно 20% всех сделок на Токийской бирже. Тогда откуда этот имидж «закрытости» Японии? От недостаточного умения японцев овладевать иностранными языками или их «непонятного» поведения и «мистической» улыбки, означающей то ли «да», то ли «нет»? Наверное, определенную роль здесь играет смутное представление о том, что Япония когда-то была закрытой страной в буквальном смысле этого слова, и ошибочное убеждение в том, что будто бы Япония недавно «неожиданно выскочила» из отсталого феодализма. Однако при таком подходе упускаются из виду два важных момента. Первое: до XVII века Япония была активной участницей международной торговли во главе с Китаем (тогда Китай был «мировой фабрикой», экспортирующей ткани и изделия из фарфора и импортирующей в основном серебро из Европы). Одно время Япония даже была мировым лидером в экспорте золота и в импорте сахара. После закрытия страны, прежде всего из-за боязни надвигающегося колониализма, Япония не начала отставать, а продолжала развиваться. Становление самодостаточной экономики провело к активному товарообмену внутри страны. Несмотря на то что страна была разделена на множество «княжеств» (хан), единый рынок уже сложился (это не столько феодальная модель, сколько экономика, похожая на европейскую экономику эпохи абсолютизма). Ремесла достигли высочайшего уровня развития, на основе буддизма и конфуцианства была установлена трудовая этика. Следовательно, когда Запад заставил Японию открыться, она была готова к индустриальной революции. Нужны были только капитал и технологии. Капитал был накоплен за счет нескольких войн и эксплуатации собственных крестьян, а технологии и навыки менеджмента приобретены за рубежом за деньги. Всего за 70 лет Япония завершила индустриализацию экономики, создав довольно широкий слой среднего класса в крупных городах с более или менее «европеизированным» образом жизни и мышления (то есть индивидуалистическим и рациональным). Поэтому, стремительное развитие после Второй мировой войны - это не аномалия, а скорее продолжение и завершение довоенного процесса. Большинство японцев в то время работали не как рабы своих компаний, а как люди, желавшие вернуть себе довоенный уровень жизни. Та эпоха совпала с распространением в мировом масштабе появившегося в США еще до войны образа жизни «массового потребления». Американские сериалы о семейной жизни, в то время постоянно появлявшиеся на японских телеэкранах, также как и в других странах, демонстрировали «эталон» и упорно подталкивали население к покупке различных атрибутов «культурной жизни» - холодильников, телевизоров, пылесосов, микроволновых печек, пианино и, наконец, автомобилей. Японские предприятия начали лихорадочное производство этих товаров при наличии жесткой конкуренции внутри страны.

Информация о работе Экономика Японии