Экономика Великобритании, её влияние на современные мирохозяйственные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:58, контрольная работа

Описание

Великобрита́ния (англ. United Kingdom; полное название — Соединённое Короле́вство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии, англ. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — островное государство в Западной Европе, форма правления — парламентская монархия. Столица — город Лондон.
Великобритания издавна считалась одной из самых развитых стран мира. Именно Великобритания была самой великой державой 18-19 веков, и одной из самых великих в 20-ом веке.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3-4
2.Структура экономики
2.1.Природные ресурсы…………………………………………………………………..5
2.2. Экономическая политика………………………………………………………..5-6
2.3. Политика в отношении присоединения к евро……………………………..6-8
2.4. Промышленность…………………………………………………………..…...8-15
2.4.1. Электроэнергетика……………………………………………………………..16
2.4.2.Автомобильная промышленность…………………….…………………..16-17
2.5. Газовая промышленность………………………………………………………...18
2.6. Сфера услуг………………………………………………………………………18-19
2.7. Банки и финансы…………………………………………………………...............20
2.8. Сельское хозяйство…………………………………………………………….20-22
3. Великобритания в системе международных экономических отношений…………………………………………………………………..23-25
3.1. Место в системе международного разделения труда……………………25
3.2. Основные статьи экспорта и импорта……………………………….…25-26
3.3. Основные торговые партнеры………………………………………….......26-27
4. Экономические отношения с Россией…………………………………….28
4.1.Российско-британское инвестиционное сотрудничество…………..…28-29
5. Заключение………………………………………………………………...30-31
6. Список использованной литературы……………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

великобритания.doc

— 501.00 Кб (Скачать документ)

     2.4. Промышленность

      Промышленность   Великобритании  дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для  Великобритании  характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической  промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная  промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в  промышленности   Великобритании  привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

     Основная  часть промышленных предприятий  Великобритании  сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

     В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

     Все эти меры несколько уменьшили  территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных  агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

     Главная отрасль горнодобывающей  промышленности   Великобритании  - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча  угля в течение столетий полностью  обеспечивала хозяйство  Великобритании  топливом. Каменный уголь шел и  на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли  промышленности  развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

     Потребление угля в  Великобритании  несколько  увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

     Британская нефтеперерабатывающая  промышленность  пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль  промышленности  в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу  газ достигает восточного побережья  острова  Великобритания  в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

  Великобритания  - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической  промышленности . Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

     Разработка  железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

     Великобритания  полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми  электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

     Гидростанции, как правило, небольшие, расположены  они в основном на Шотландском  нагорье. А в 1970 г. в  Великобритании  закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше  всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской  промышленности  - черная металлургия.  Великобритания  занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия  Великобритании  развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

     Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

     Британская  цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком  на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали.  Великобритания  - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной  промышленности , в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

     Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий  специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

     В самой крупной отрасли британской  промышленности  - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей  промышленности . Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов  Великобритании .

Великобритания - самый крупный в мире экспортер  грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

     Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

     Одна  и наиболее быстро развивающихся  отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная  крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

     К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической  промышленности  следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная  старейшая отрасль  Великобритании  - текстильная  промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Динамика  промышленного производства  Великобритании,

в % к предыдущему  году

Производство  промышленных товаров  по видам использования  в 2008г.

структура, %                                         динамика, %

 
 
 

     2.4.1. Электроэнергетика

     Серьёзным достижением британской экономики  является то, что весь производственный и потребительский сектор полностью  обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % — атомными и 2 % — гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) находятся на реке Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Информация о работе Экономика Великобритании, её влияние на современные мирохозяйственные связи