Экономическое районирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:49, реферат

Описание

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. …………… 3
Разработки госплановской сетки районов………………………………. 4
Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России……………………………… 6
Основные принципы районирования…………………………………….. 6
Современное экономическое районирование и формы территориальной организации хозяйства России…………………………………………………... 8
Территориальное деление Российской Федерации………………. …….10
Заключение………………………………………………………………… …….13
Список используемой литературы............ …

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ЭГиР.docx

— 31.50 Кб (Скачать документ)

- рынок  потребительских товаров: наличие  в торговой сети товаров по  ценам «средней потребительской  корзины»;

в) рынок  денежно-кредитных и финансовых ресурсов: инвестиции в хозяйство  региона;

г) рынок  трудовых ресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы  со структурными показателями безработицы  по отраслям, преобладающим в регионе.

Главные принципы выделения экономических  зон – это уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между  важнейшими ресурсами и степенью их использования.

В России существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть  России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции, группы районов  в экономических зонах, объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района –  Север и Центр европейской  части России, Урало-Поволжье и Европейский  Юг. В Восточной зоне два укрупненных  района – Сибирь и Дальний Восток. В составе России 11  крупных  экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

     

5. Территориальное деление Российской Федерации.

 

Многочисленность  субъектов Российской Федерации, всегда порождала у исследователей желание  сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего  времени роль таких единиц играли 11 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической  статистики по экономическим районам  унаследована еще с социалистических времен, причем районы тогда рассматривались, как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями  входящих в них регионов.

Несоответствие  экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими  экспертами. На практике тенденция  к пересмотру границ появилась при  создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций, готовились комплексные программы социально-экономического развития. 

Указом  Президента РФ «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе» были созданы  новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных  округов.

 

Одновременно, с созданием новых  единиц территориального деления страны институт представителей Президента в  регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между  центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями  деятельности Аппарата полномочного представителя  Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой  области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов  и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной  исполнительной власти, обеспечение  проведения реформ управления. На сегодняшний  день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть –  федеральная, исполнительная, законодательная  – дополняли друг друга.

Подводя итоги роли и значения федеральных  округов в преобразовании системы  территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в  конце 1990-х годов на ряд «региональных  баронств», стремившихся к предельно  расширительному толкованию предложенного  в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов:    

 «Конституция Российской Федерации  не допускает какого-либо иного  носителя суверенитета и источника  власти, помимо многонационального  народа России, и, следовательно,  не предполагает какого-либо иного  государственного суверенитета, помимо  суверенитета Российской Федерации.  Суверенитет Российской Федерации,  в силу Конституции РФ, исключает  существование двух уровней суверенных  властей, находящихся в единой  системе государственной власти, которые обладали бы верховенством  и независимостью, т.е. не допускает  суверенитета ни республик, ни  иных субъектов Российской Федерации»,–  предельно четко сформулирована  эта позиция, в частности, в   определении Конституционного Суда  РФ от 27 июня 2000г. 

Выводы:

- Федеральные округа выступают  в территориальном строительстве  России как элемент унитарности  внутри федеративного государства,  стягивающий систему территориального  управления и предохраняющий  ее от рецидивов «регионального  баронства».

- Создание федеративных округов  позволило привести в относительное  единство систему территориального  управления, не только нормализовав  нормативно-правовую базу, но и  приведя в действие политические  рычаги воздействия на регионы.

- Тем не менее, проблема оптимизации  территориального управления остается  до конца неразрешённой, и это  приводит к дальнейшим попыткам  унификации политических систем  субъектов федерации с общефедеральной  политической системой.

 

 

 Заключение

 

Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они  отличаются историческими особенностями  освоения территории, особенностями  природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и  их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в  Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Другими словами, сетка районов  не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование  должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных  границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое  районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия  жизни людей, проблемы и географию  городов (от крупнейших до маленьких) и  сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических  условий, учитывать местные природные  особенности, проблемы дефицита отдельных  ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной  территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В  то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических  районах, присутствует в элементах  административно – территориального деления (областях, краях), а также  в республиках. Само административно  – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:

- Проведение нового комплексного  общественного районирования, способствующего  решению не только экономических  задач.

- Новое административно–территориальное  деление – создание единообразных  (одного ранга и уровня) субъектов  Российской Федерации.

Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный  характер воздействия всех факторов.

 

Список используемой литературы

 

1. «Федеральные округа России: важный  шаг в укреплении государства» - Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2000г. 

2. «Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» -  Маркова Н. – Экономист. – 1996г. - N 3.

3. «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» - уч. пособ. –  М., 1989г.

4. «Территориально-производственный  комплекс: проблемы формирования  и управления» -  Чалов В.И. - М., 1983г.

5. «Региональное  прогнозирование и региональное  развитие России» - Матрусов Н.Д.  – М., 1995.

 


Информация о работе Экономическое районирование в России