Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа
Экономико-географическая характеристика Северного экономического района Российской Федерации. 
Характеристика транспортной сети Северного экономического района. Северная  железная дорога. 
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящих в район тяготения.
5. Трубопроводный транспорт.
Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском
нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую
нефть 
на Ухтинский 
нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод
нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть
Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ. Два
магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда -
Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт-
Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. Сводом в действие в 80-
е годы магистрального газопровода Ухта - Рыбинск - Торжок увеличилась подача
газа 
этим промышленным центрам,  а также 
стала возможным часть 
газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название «Сияние
Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми
месторождениями 
севера Тюменской области. 
6. Воздушный транспорт.
Крупные аэропорты действуют в наиболее отдаленных центрах региона - Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре.
В Архангельской 
области действует крупнейший в 
России ракетно-космический центр 
в Плесецке. В состав космодрома 
входит комплекс «Рокот», осуществляющий 
коммерческие запуски баллистических 
ракет, доставляющих искусственные 
спутники на околоземную орбиту. Комплекс 
эксплуатируется совместным российско-германским 
предприятием «Еврокот», он предназначен 
для запуска космических аппаратов массой 
до 2 тонн. 
Раздел 
III. Расчет густоты железнодорожной 
сети по областям, входящих 
в район тяготения. 
1. Показатель, характеризующий густоту сети Dt как отношение ее протяженности L к площади территории района S:
2. Показатель, характеризующий густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:
3. Показатель, характеризующий относительную густоту сети Dtн , определяемую исходя из размеров территории района S и численности ее населения N:
;
.
Расчеты:
Вологодская область.
    
          
 
Архангельская область.
      
           
 
 
Мурманская область.
       
          
 
Республика Карелия.
     
           
 
Республика Коми.
   
        
 
По району.
     
          
 
| Административно- территориальная единица | Территория, 
   S, тыс. км. кв.  | 
  Население,
   N, тыс. чел.  | 
  Эксплуата-
   ционная длинна железных Дорог, L, км.  | 
  Густота 
  железных дорог,
   D  | ||
|    
   Dt  | 
      
   Dн  | 
   
   Dtн  | ||||
| Вологодская область | 145,7 | 1333,7 | 768 | 5,3 | 0,6 | 1,8 | 
| Архангельская область | 410,7 | 1446,2 | 1917 | 4,7 | 1,3 | 2,5 | 
| Мурманская область | 144,9 | 1034,5 | 891 | 6,2 | 0,9 | 2,4 | 
| Республика Карелия | 172,4 | 775,2 | 2101 | 12,2 | 2,7 | 5,7 | 
| Республика Коми | 415,9 | 1162,9 | 1557 | 3,7 | 1,3 | 2,2 | 
| По району | 1466,3 | 5798,2 | 7234 | 4,9 | 1,3 | 2,5 | 
Вывод: самая высокая 
густота в Республике Карелия, а самая 
низкая в Вологодской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
Для Северного экономического района из-за специфических природных,
экономических 
условий и своеобразия 
важным 
фактором перехода к рынку являются 
всемерное улучшение 
природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение
транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и
других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое
комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих
технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой
зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и
железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.
Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям
заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с
комплексным 
освоением разнообразных 
ресурсов, 
в том числе ценнейших 
промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких
металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся
также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая
при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов,
рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого
бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм
предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к
рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая
преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного
комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением
действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на
рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-
экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные
формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов,
технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами
предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные
ресурсы, 
создавать разнообразные 
свободные 
экономические зоны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы: 
1. Лапидус Б.М., Ф.С. Пехтерев, Н.П. Терешина. Регионалистика. – М, 2001.
2. http://www.szd.rzd.ru/
3. http://www.allrailways.ru/
4. http://arhpress.ru/sevmag/
5. http://www.biographica.ru/
6. В. И. Видяпин, М.В. Степанов. Экономическая география транспорта. – М, 2009.
7. http://www.transsib.ru/cat-
8. http://www.rzd.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информация о работе Характеристика Северного экономического района Российской Федерации