Характеристика Северного экономического района Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа

Описание

Экономико-географическая характеристика Северного экономического района Российской Федерации.
Характеристика транспортной сети Северного экономического района. Северная железная дорога.
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящих в район тяготения.

Работа состоит из  1 файл

ЭГТ.Северный р-н, Северная жд. КУРСОВАЯ.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

5. Трубопроводный транспорт.

    Большое развитие получил трубопроводный транспорт.  В Ухтинском

нефтепромысловом  районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую

нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий  завод. Крупный магистральный

нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский  нефтеперерабатывающий завод

нефтью  из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть

Усинского месторождения поступает на переработку  на Московский НПЗ.  Два

магистральных газопровода  (Белоусово - Санкт-Петербург,  Ухта - Вологда -

Череповец  -  Санкт-Петербург)  обеспечивают   подачу   газа Санкт-

Петербургскому  и Череповецкому промышленным узлам.  Сводом в действие в 80-

е годы магистрального газопровода Ухта - Рыбинск - Торжок увеличилась подача

газа  этим промышленным центрам,  а также  стала возможным часть сибирского

газа  направить в Финляндию.  Этот газопровод, получивший название «Сияние

Севера",  соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми

месторождениями севера Тюменской области. 

6. Воздушный транспорт.

    Крупные аэропорты действуют в наиболее отдаленных центрах региона - Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре.

В Архангельской  области действует крупнейший в  России ракетно-космический центр  в Плесецке. В состав космодрома входит комплекс «Рокот», осуществляющий коммерческие запуски баллистических ракет, доставляющих искусственные  спутники на околоземную орбиту. Комплекс эксплуатируется совместным российско-германским предприятием «Еврокот», он предназначен для запуска космических аппаратов массой до 2 тонн. 

Раздел  III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящих в район тяготения. 

1. Показатель, характеризующий  густоту сети Dt как отношение ее протяженности L к площади территории района S:

 

2. Показатель, характеризующий  густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:

3. Показатель, характеризующий  относительную густоту сети D, определяемую исходя из размеров территории района S и численности ее населения N:

;

.

Расчеты:

Вологодская область.

               

      Архангельская область.

                  
 

                               Мурманская область.

                  

      Республика  Карелия.

                 

      Республика  Коми.

            

                                    По району.

                

Административно- территориальная единица Территория,

         S,

тыс. км. кв.

Население,

       N,

тыс. чел.

Эксплуата-

ционная длинна

железных 

Дорог,

L,  км.

Густота железных дорог,

                     D

  

    Dt

   

    Dн

 

  D

Вологодская область 145,7 1333,7 768 5,3 0,6 1,8
Архангельская область 410,7 1446,2 1917 4,7 1,3 2,5
Мурманская  область 144,9 1034,5 891 6,2 0,9 2,4
Республика  Карелия 172,4 775,2 2101 12,2 2,7 5,7
Республика  Коми 415,9 1162,9 1557 3,7 1,3 2,2
По  району 1466,3 5798,2 7234 4,9 1,3 2,5
 

Вывод: самая высокая густота в Республике Карелия, а самая низкая в Вологодской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Для Северного экономического района из-за специфических природных,

экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения

важным  фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования

природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение

транзитных  экспортных функций, создание деловых  международных центров, бирж и

других  объектов рыночной инфраструктуры. В  связи с этим необходимо широкое

комплексное освоение, рациональное использование  на основе природосберегающих

технологий  в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой

зоне  Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и

железных  руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям

заключаются в развитии предпринимательской  деятельности, связанной с

комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных

ресурсов, в том числе ценнейших природных  ресурсов, содержащихся в

промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких

металлов). К резервам развития предпринимательской  деятельности относятся

также лесные ресурсы, разнообразные древесные  отходы и древесина, теряемая

при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов,

рыбные  ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого

бизнеса является организация инфраструктурного  обслуживания создающихся форм

предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В  условиях перехода к

рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая

преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного

комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением

действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на

рыночные  отношения потребует и новых  подходов к решению социально-

экономических проблем. Поэтому очень важно  широко использовать разнообразные

формы хозяйственного развития с широким  привлечением зарубежных капиталов,

технологий  и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами

предприятий, в частности эксплуатирующих  и перерабатывающих природные

ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные

свободные экономические зоны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

1. Лапидус Б.М., Ф.С. Пехтерев, Н.П. Терешина. Регионалистика. – М, 2001.

2. http://www.szd.rzd.ru/

3. http://www.allrailways.ru/links.html

4. http://arhpress.ru/sevmag/2005/9/30/

5. http://www.biographica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=333:-l-r-&catid=46:2009-01-16-07-37-46&Itemid=71

6. В. И. Видяпин,  М.В. Степанов. Экономическая география  транспорта. – М, 2009.

7. http://www.transsib.ru/cat-rails.htm

8. http://www.rzd.ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика Северного экономического района Российской Федерации