Германия в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения НАТО и ЕС на восток, Германия видится для России наиболее перспективным партнёром из стран Запада. Именно поэтому была выбрана Германия в качестве объекта данного исследования. Цель данной курсовой работы - выявить особенности экономического развития и внешнеэкономической деятельности Германии.

Работа состоит из  1 файл

Германия в мировой экономике.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)
 

В таблице 3, по данным годового статистического отчета Германии за 2008 год, указаны экспорт и импорт товаров ФРГ за период с 2004 по 2008 гг. Были подсчитаны внешнеторговый оборот, который показывает сумму экспорта и импорта государства, а так же сальдо внешнеторгового товарооборота, которое показывает разницу между экспортом и импортом страны. Так же были подсчитаны темпы роста всех тих показателей по годам. Если сальдо внешнеторгового товарооборота государства положительное, значит показатель экспорта доминирует над показателем импорта, и наоборот. Как видно из расчетов автора данной работы, сальдо внешнеторгового товарооборота Германии положительное. Это свидетельствует о том, что экспорт страны превышает импорт, страна является экспортоориентированной. Наибольших темпов роста в Германии за период 2004-2008 гг. достиг импорт (41,1). Все остальные показатели так же отличаются высокими темпами роста.

     Как выяснилось, несмотря на рост экспорта, германская внешняя торговля переживает трудные времена: высокий курс евро по отношению к доллару не только ведет к росту цен на товары, вывозимые в США, но и оказывает негативное влияние на германский экспорт на важные для ФРГ рынки стран Азии, поскольку курс валют стран этого региона по отношению к евро, так же как и курс доллара, существенно снизился. В то же время усиливается конкуренция азиатских производителей, которые предлагают свою продукцию в странах еврозоны по более низким ценам.

     Итак, нам стало известно, что Германия - это высокоразвитая индустриальная страна. Она является главным производителем продукции машиностроения и ведущим экспортером машин и оборудования среди стран ЕС. Германию можно назвать несомненным лидером в мировом автомобилестроении. Можно сделать вывод о том, что уже с конца 19 в. определилась специализация Германии на выпуске и экспорте продукции машиностроительной, химической промышленности, а так же электротехники.

     Внешняя торговля - одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. Статья экспорта является существенной в общем объеме ВВП Германии. Сейчас по объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире. Так же страна имеет положительное сальдо внешнеторгового товарооборота, а следовательно можно сделать вывод о том, что Германия больше экспортирует товаров, чем импортирует их.

     Таким образом, можно подвести итог и отметить, что внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала  за тесные межотраслевые связи в  мировой экономике и принцип  международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития.

II. Анализ инвестиционной привлекательности. 

2.1 Приток иностранных инвестиций 

     С точки зрения иностранных инвесторов Германия входит в число самых  привлекательных стран. Об этом свидетельствуют  последние опросы среди иностранных  менеджеров и исследования авторитетных консалтинговых фирм. В рамках исследования за 2007 г. аудиторская и консалтинговая фирма Ernst & Young изучала привлекательность экономического пространства Европы. Согласно ему Германия – одна из ведущих в Европе стран в плане инвестиционной привлекательности, как считают иностранные менеджеры. По сравнению с другими странами у нее особенно хорошие показатели в плане НИОКР, квалификации рабочей силы и логистики. Сюда следует добавить центральное географическое положение, инфраструктуру, правовую защищенность и наличие рабочей силы. В 1997-2007 гг. прямые иностранные инвестиции в Германии составили 473 млрд. долларов США, в том числе масштабные инвестиции таких концернов, как General Electric или AMD. Таким образом Германия занимает 5-е место среди стран с кру- пнейшими иностранными прямыми инвестициями. Как существенный плюс расценивается квалификация наемных работников. Примерно 81 проц. работающих имеют профессиональное образование, 20 проц. из них окончили университет или специализированный вуз. В этом большая заслуга и «дуальной системы профобучения», в рамках которой профподготовка ведется как на предприятии, так и в профессиональной школе, что позволяет добиться ее высокого качества. 

2.2 Меры  по повышению инвестиционной  привлекательности Германии. 

     В ФРГ придается большое значение созданию условий для привлечения  иностранных капиталов в экономику  страны. Об этом свидетельствует тот  факт, что по инициативе Федерального министерства экономики и труда  ФРГ в 2003г. основано федеральное  общество «Invest in Germany GmbH», которое является преемником существовавшего в период 1998-2003гг. Бюро федерального уполномоченного по привлечению в страну инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечением позитивного международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала в экономику и консультациями иностранных инвесторов, входила также и подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата в Германии. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних трёх лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Наряду с обществом «Invest in Germany GmbH», в Германии функционирует ещё одна структура с задачей привлечения инвестиций в экономику страны, которая финансируется из федерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включая Берлин: Промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council - IIC), основной задачей которого является привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Данная организация была создана в 1997 году на период до декабря 2004 года. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земель и на 30% - за счет средств федерального бюджета. Учитывая положительный опыт работы этой организации, в августе 2004 года принято решение о продолжении деятельности IIC до декабря 2008 года, причём с 01.01.2008 доля средств федерального бюджета для финансирования деятельности IIC возросла с 30 % до 49,9 %. За годы своей деятельности эта организация оказала содействие более чем 100 международным инвесторам, реализация проектов которых позволила создать около 18,5 тыс. рабочих мест. Общий объём привлечённых инвестиций составляет более 4,4 млрд. евро. По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2006г. произошло слияние указанных инвестиционных агентств в одно – «Invest in Germany GmbH». Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.

     Как место приложения капитала Германия имеет ряд преимуществ перед другими странами. Она является крупнейшим рынком среди европейских стран. С учётом расширения ЕС, импульсов, которые это расширение даст для подъема экономики и роста занятости в Европе, географической близости Германии к новым важнейшим её торговым партнёрам можно с большой долей уверенности предполагать, что все эти процессы будут способствовать дальнейшему усилению Германии как места приложения иностранного капитала. Сегодня в Германии действует уже более 20 тыс. иностранных предприятий, на которых занято около 2 млн. человек. При этом Германия продолжает оставаться глобальным экспортёром капитала. По данным федерального банка Германии Deutsche Bundesbank, в 2007г. нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 651,0 млрд. евро (+44,1% к 2006г.), в т.ч. прямых инвестиций – 122,3 (+62,0%). В 2007г. подавляющая часть нетто-притоков немецких инвестиций за рубежом приходится на страны ЕС (459,7 млрд. евро) и Америки (146,8 млрд. евро). В страны Азии поступило 23,4 млрд. евро. Основными странами-получателями прямых немецких инвестиций являются: Нидерланды (25,5 млрд. евро), США (16 млрд. евро), Великобритания (14 млрд. евро) и Швейцария (13 млрд. евро). Нетто-объём иностранных инвестиций в Германии составил 430,16 млрд. евро (+43,1 % к 2006г.), в т.ч. прямых инвестиций – 37,2 млрд. евро (-15,4%). Иностранные инвестиции в 2007г. поступали в Германию, в основном, из стран-членов ЕС – около 371,1 млрд. евро. Далее с большим отрывом следуют страны Азии – 41,2 млрд. евро и африканского континента – около 4,5 млрд. евро, Наблюдался значительный нетто-отток инвестиций из стран Америки – около 23,8 млрд. евро. Инвестиции из Австралии составили 2,5 млрд. евро. Объём прямых накопленных германских инвестиций на 01.01.2008г. составил 4,5 млрд. долларов США (на 01.01.2007г. – 3,3 млрд. долларов США) или 4,4% от всего накопленного в РФ объёма прямых иностранных инвестиций в размере 103,06 млрд. долларов США. Германия занимает по этому показателю 3-е место среди стран-инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в РФ, после Кипра (35,4 млрд. долларов США или 34,4% от общего объема накопленных прямых инвестиций) и Нидерландов (35,25 млрд. долларов США или 34,2%). Поступившие в РФ в 2007г. немецкие инвестиции составили 5,055 млрд. долларов США или 4,2% от общего объема поступлений в отчетный период. По этому показателю Германия находится на 8-м месте после Великобритании (21,8% от общего объема поступивших в 2007г. инвестиций), Кипра (17,1%), Нидерландов (15,5%), Люксембурга (9,5%), Франции (5,5%), Швейцарии (4,4%) и Ирландии (4,3%). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Трудовые ресурсы в Германии 

3.1 Основные  проблемы на рынке труда ФРГ

     Современная иммиграция в Германию имеет ряд  исторически сложившихся особенностей. Эта страна уже много лет является центром, куда стекаются мощные миграционные потоки. Однако в разные периоды характер этих потоков, а также их направление, были существенно различными. Периоды избытка рабочей силы сменялись ее недостатком и даже значительным дефицитом, возникавшим в отдельных отраслях экономики. Такие изменения на рынке труда существенно влияли на иммиграцию иностранцев. В свою очередь, наличие значительного контингента иностранной рабочей силы на территории Германии заметно сказывалось на рынке труда. А трудности регулирования иммиграционных потоков и контроля использования иностранной рабочей силы не позволяли установить необходимого баланса между трудовыми ресурсами и рабочими местами. Заинтересованность в притоке рабочей силы наблюдается в тех сферах экономической деятельности, которые непривлекательны для немцев. Чрезвычайно важно то, что описанная ситуация развивается на фоне такой острой социальной проблемы, как безработица, наблюдающаяся в других сферах экономики. Иностранцы, особенно постоянно проживающие в стране, становятся конкурентами для местных жителей на рынке труда, что приводит к усилению социальной напряженности. Действующая в  ФРГ  система  поддержки  безработных  оказывает  им  довольно щедрую помощь. Тот, кто за последние три года  не  работал  как  минимум  12 месяцев, получает в течение года пособие по безработице в размере не  более 67% зарплаты за вычетом налогов. После этого выплачивается,  как правило, неограниченное время помощь в размере до 57% чистого дохода.

В других промышленно  развитых  странах  условия  помощи  безработным  более строгие.  Так,  исследователи  из  Канады,  которые  провели  в  2001   году исследование  систем  помощи  безработным  в  58  странах  мира,   расценили немецкую систему как самую плохую  (по  соответствующему  рейтингу  Германия заняла  последнее  место).  Прежде  всего,  негативные  оценки  касались страхования по безработице и системы коллективных договоров. Учитывая вялую  рыночную  конъюнктуру,  понимаем,  что  под  угрозой   может оказаться конечная цель политики  -  сокращение  числа  безработных  до уровня ниже 3,5 миллиона. В 2007   году   Институт   немецкой   экономики,   проанализировав   структуру безработицы   в   Дюссельдорфе,   пришел   к   выводу,   что   из   49000 зарегистрированных безработных треть не нуждалась в помощи, а 6 000  человек были "целевыми безработными", которые только  получали  социальные  пособия, но не искали работу.

       Все-таки на международном фоне  действия  немецких  бирж труда выглядят  весьма  мягкими.  Одной  из  наиболее  сложных  проблем  при

попытке сократить число "социальных нахлебников" является  законодательство.

       В среднесрочном плане необходима коренная реформа:  период  выплаты  пособия по   безработице   должен   быть   ограничен,   за   его   пределами   может  предоставляться только минимальная социальная  помощь;  нужно  стимулировать найм безработных.  

3.2Ситуация  на рынке рабочей силы 

       Германии  по-прежнему тяжелая:  около  4 миллионов  человек  являются  явными  и  почти   2   миллиона   -   скрытыми безработными.    В    наибольшей    степени    безработица     затронула малоквалифицированных  рабочих,  поскольку  в  связи   со   структурными   и технологическими  сдвигами  снижается   спрос   на   рабочую   силу   низкой квалификации. Глобализация  и    расширение  ЕС  на  Восток  тоже усиливает давление на эту проблемную группу работников. Высокая и длительная безработица  является  первостепенной  экономической  и общественно-политической проблемой. В  экономическом  отношении  безработица искажает  распределение  ресурсов  и   в   результате   национальный   доход оказывается  значительно  меньшим,  чем  мог  бы  быть.  Кроме  того,  из-за безработицы обесценивается человеческий капитал, что  приносит  значительный ущерб национальной экономике. Наконец, люди,  не  имеющие работы,  особенно длительное время, выпадают из общественной жизни,  что усиливает опасность их политической радикализации. Неудивительно, что тема безработицы стала главной в экономико-политической дискуссии в Германии. Раздается все больше требований  решать  эту  проблему более последовательно. Следует поддержать проект федерального  правительства о разработке биржами труда для каждого  безработного  индивидуального  плана возвращения на РРС, предусматривающего конкретные  сроки,  когда  ему  будет предложено  рабочее  место  или  обучение,  и  об   усилении   давления   на безработного с  тем,  чтобы  он  соглашался  на  предложения.  Однако  такое повышенное внимание государства к проблеме расширения занятости имеет  смысл лишь  в  том  случае,  если  частные   предприятия   предложат   достаточное количество рабочих мест. В  противном  случае  государству  придется  самому создавать рабочие места. В 2007  Федеральное управление  по трудоустройству выделило году на разного рода  мероприятия  около  44 млн. евро. К этому следует добавить ассигнования  земель,  коммун и Европейского социального фонда. К  сожалению,  все  эти  расходы  не  дали положительного  эффекта,  оказались  непродуктивными  и  скорее  привели   к увеличению, а не сокращению числа безработных.

Информация о работе Германия в мировой экономике