Георгррафия лесного хозяйства Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации при реорганизации лесхозов Костромской области приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.12.2007 №489 в лесном фонде области первоначально было создано 21 лесничество. С целью оптимизации лесоуправления приказом Рослесхоза от 23.05.2008 №168 количество лесничеств увеличено до 22, приказ №489 отменен. В состав вновь созданных лесничеств, помимо лесхозов Федерального агентства лесного хозяйства, вошли также районные лесхозы ОГУ «Костромаобллес», которые осуществляли ведение лесного хозяйства в «сельских» лесах.

Содержание

1. Характеристика состояния лесов и их использования……………..2
2. Основные направления использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов…………………………………………………..3
2.1. Увеличение покрытой лесной растительностью площади
и повышение доли лесных насаждений ценных
древесных пород………………………………………………….7
2.2. Сокращение площади лесов, погибших от лесных
пожаров, повреждения вредными организмами и
от воздействия иных негативных факто-ров…………………10
Список использованной литературы……………………………….

Работа состоит из  1 файл

эк. география.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

1.      Характеристика состояния лесов и их использования……………..2

2.      Основные направления использования, охраны, защиты и

воспроизводства лесов…………………………………………………..3

2.1.           Увеличение покрытой лесной растительностью площади

и повышение доли лесных насаждений ценных

древесных пород………………………………………………….7

2.2.           Сокращение площади лесов, погибших от лесных

пожаров, повреждения вредными организмами и

от воздействия иных негативных факторов…………………10

Список использованной литературы……………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Характеристика состояния лесов и их использования.

 

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации при реорганизации лесхозов Костромской области приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.12.2007 №489 в лесном фонде области первоначально было создано 21 лесничество. С целью оптимизации лесоуправления приказом Рослесхоза от 23.05.2008 №168 количество лесничеств увеличено до 22, приказ №489 отменен. В состав вновь созданных лесничеств, помимо лесхозов Федерального агентства лесного хозяйства, вошли также районные лесхозы ОГУ «Костромаобллес», которые осуществляли ведение лесного хозяйства в «сельских» лесах.

Общая площадь земель лесного фонда уменьшилась на 7,4 тыс. га. Это связано с переводом земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий при образовании Государственного природного заповедника «Кологривский лес» (58,9 тыс. га), приемки в состав лесного фонда Костромского государственного лесоохотничьего хозяйства (53,4 тыс.га) и уточнении площадей «сельских» лесов при образовании Октябрьского лесхоза[1]. Соответственно уменьшились площади покрытых лесной растительностью земель и запасов древесины. В то же время площади, занимаемые хвойными породами, наоборот значительно  увеличились (за счет создания лесных культур), что свидетельствует о целенаправленной деятельности лесного хозяйства области по воспроизводству лесов ценными породами. Еще более значительное увеличение произошло в площади хвойных молодняков, что является отражением сохранности создаваемых лесных культур.

Средний возраст основных лесообразующих пород изменился незначительно. Общий средний прирост практически остался на прежнем уровне, что создает предпосылки к устойчивому использованию лесов для заготовки древесины. Средние запасы древесины на 1 га покрытых лесной растительностью земель существенных изменений не претерпели.

Изменения площадей нелесных земель связано, в первую очередь, с процессами заболачивания. Площадь болот увеличилась на 2,3 тыс.га. Увеличение площадей прочих земель на 1,5 тыс. га показательно и свидетельствует об активном использовании земель лесного фонда при строительства дорог, трасс линий электропередачи, газопроводов и других линейных объектов.

В целом, изменения, произошедшие в лесном фонде, отражают довольно интенсивный характер его использования.

 

 

2.      Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов

 

Главной задачей ведения лесного хозяйства и организации использования лесов является сохранение и улучшение количественных и качественных показателей состояния лесов. Учитывая многообразное значение лесов области, в том числе экологическое, экономическое и социальное значения лесов области, показатели улучшения их состояния могут быть очень разными и не всегда выражаться количественными показателями.[2] В этой связи основными задачами лесного хозяйства на период действия Лесного плана должны быть:

-повышение природоохранных свойств лесов, усиление их экологических функций;

-рациональное использование лесных земель, выращивание высокопроизводительных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород;

-организация ухода за лесами на основе современной нормативно-технической базы и повышение их качества;

-организация системы элитного семеноводства;

-внедрение лесопатологического мониторинга;

-максимальное использование естественного возобновления леса и создание условий для восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами;

-совершенствование охраны лесов от пожаров;

-использование безвредных для флоры и фауны препаратов при защите леса от вредных организмов;

-организация рекреационного лесопользования без ущерба для лесной среды;

-обеспечение режима особо охраняемых природных территорий, расположенных на землях лесного фонда ;

-обеспечение государственного контроля за состоянием лесного фонда, рациональным использованием лесных ресурсов и соблюдением лесоводственных и экологических требований в процессе заготовок древесной, недревесной лесной продукции и осуществлении других видов использования лесов;

-сохранение биологического разнообразия;

-сертификация древесины, отпускаемой на корню, и недревесных лесных ресурсов;

-повышение лесного дохода.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и использование лесов должны осуществляться методами, не наносящим  вреда окружающей природной среде.[3] Ведение лесного хозяйства должно соответствовать стратегическим целям управления лесами Российской Федерации, изложенным в программном документе «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации», утвержденном  приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 5 февраля 1996 года № 21. Они соответствуют Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и международным обязательствам России по обеспечению устойчивого развития лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.[4]

Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 69-р, для достижения поставленных целей определены  следующие задачи:

- урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий;

- определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;

- обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;

-   повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

- совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

- совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.

Способами решения поставленных задач на уровне органов государственной власти Костромской области являются:

- совершенствование арендных отношений;

- реальная оценка ресурсов всех видов лесопользования и организация их рационального использования;

-  повышение точности и подробности лесоустроительных работ;

- повышение роли ухода за лесами в общем объеме заготовки древесины;

- совершенствование технологии лесосечных работ;

-  организация охраны лесов;

- лесовосстановление вырубок хозяйственно ценными породами;

-  инвентаризация существующей постоянной лесосеменной базы и ее развитие;

- соблюдение режима особо охраняемых территорий, защитных лесов и особо защитных участков леса.

- способствование системе лесной сертификации и поддержание экспортного потенциала лесов области.

Лесная сертификация - один из важнейших экономических инструментов формирования устойчивого управления лесами в условиях рыночной экономики. Сертификация лесоуправления является орудием перехода к интенсивному ведению лесного хозяйства и лесопользования с развитием переработки древесины на месте, учитывает социальные и экологические требования.

Процесс добровольной лесной сертификации, как правило, поддерживается заинтересованными сторонами, включая администрацию и лесопромышленников, на региональном уровне. Добровольная сертификация - это процедура, которая нужна самим лесопромышленникам и органам лесного хозяйства, позволяющая им оценить уровень собственной работы и сообщить об этом потребителям через товарный знак.

Существует несколько систем лесной сертификации. В Российской Федерации наибольшее распространение получила FSC – сертификация, на принципах Лесного попечительского совета и Панъевропейский стандарт (PEFC).              Лесным попечительским советом (ЛПС) было разработано 10 принципов устойчивого управления лесами и 56 критериев[5].

Предприятия, изъявившие желание сертифицироваться, принимают на себя обязательства следовать этим принципам. Оценка деятельности дается аудитором, который направляется компанией – аудитором по договору с предприятием. В странах, экспортирующих древесину, создаются рабочие группы по разработке национальных и региональных  стандартов с участием неправительственных организаций.

В России утвержден стандарт ГCR-ST-2006  Стандарт системы лесоуправления и лесопользования  (РНСЛС).[6]  В соответствии с этим стандартом система лесоуправления и лесопользования  должна соответствовать  принципам устойчивости в экономической, экологической и социальной сферах и должна обеспечивать:

- соблюдение законодательства и международных обязательств  РФ;

- рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесопользования;

- сохранение биоразнообразия жизнедеятельности лесных экосистем и функций леса;

- выявление, сохранение и поддержание лесов высокой природоохраняемой ценности;

- соблюдение прав работников, местного населения;

- планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяйства и лесопользования.

                                                       

 

2.1. Увеличение покрытой лесной растительностью площади и повышение доли лесных насаждений ценных древесных пород.

 

              Покрытые лесной растительностью земли в лесном фонде Костромской области составляют 94,7% от общей площади лесного фонда, в том числе лесные культуры – 12,0% , несомкнувшиеся лесные культуры – 0,4%, не покрытые лесной растительностью земли, представленные преимущественно вырубками последних лет и прогалинами -1,7%. В абсолютных единицах вырубки и прогалины составляют 78,4 тыс. га, гари и погибшие древостои -2,5 тыс.га.  Всего фонд лесовосстановления составляет 80,9 тыс.га лесных земель.

Увеличить покрытые лесной растительность площади можно только за счет уменьшения не покрытых лесной растительностью земель при своевременном и успешном проведении лесовосстановительных мероприятий. Планируемые мероприятия позволят к концу срока действия лесного плана увеличить долю покрытых лесной растительностью  земель лесного фонда до 97,4%.

Лесовосстановление планируется осуществлять путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Главная цель лесовосстановления заключается в восстановлении вырубленных площадей, площадей погибших насаждений хозяйственно ценными (целевыми) лесными породами. Таким образом, при качественном проведении лесовосстановительных мероприятий решаются одновременно две задачи – увеличивается покрытая лесной растительностью площадь и повышается доля лесных насаждений ценных древесных пород за счет выбора целевых пород для проведения лесовосстановительных мероприятий.[7]

В основном, целевыми породами в лесах Костромской области являются сосна и ель.  В продуктивных лесах, лесорастительные условия которых наиболее полно используются смешанными насаждениями, в роли целевых пород на определенный срок могут выступать и лиственные породы. Формирование березняков со вторым ярусом из ели позволяет с одной площади получить два урожая древесины. С первым приемом рубки - спелую березу, со вторым - спелую ель.

Одним из важных моментов повышения доли лесных насаждений ценных древесных пород является сохранения подроста при сплошной рубке древостоев. Во всех случаях, когда под пологом имеется благонадежный подрост следует проводить рубку с его сохранением. При недостаточном для успешного возобновления количестве подроста большое значение имеет комбинированный метод лесовосстановления, позволяющий путем посадки частичных лесных культур сформировать насаждение из ценных древесных пород. Применение этого способа лесовосстановления позволяет также уменьшить риск смены пород после вырубки коренных хвойных насаждений.

В заболоченных типах леса, если условия произрастания соответствуют произрастанию березы, наряду с сосной и елью, она также может быть  целевой породой.

Информация о работе Георгррафия лесного хозяйства Костромской области