География населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание

Население – объект изучения социально-экономической географии, которая устанавливает общие закономерности его развития, рассматривая его жизнедеятельность во всех аспектах: историческом, политическом, экономическом, социальном, медицинском и статистическом.

Содержание

1. Введение 3
2. Глава 1. Роль демографических факторов в развитии и размещении экономики 4
3. Глава 2. Демография и этнография как основа для изучения географии населения. Анализ и оценка демографических показателей России 5
4. Глава 2.1 Миграции 10
5. Глава 3.Анализ расселения населения по России 11
6. Глава 4. Плотность населения по Федеральным округам и субъектам России, причины различий 12
7. Глава 5. Урбанизация, типы урбанизаций. Классификация городов по числу жителей
14
8. Глава 6. Население Кемеровской области 16
9. Глава 7. Демографическая политика. Суть концепции Демографического развития России
18
10. Глава 7.1 Национальные проекты России 23
11. Заключение 26
12. Список литературы 27
13. Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 528.89 Кб (Скачать документ)

      Население Российской Федерации в настоящее  время стремительно сокращается, что  представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу  вызывает ситуация, при которой поколение  детей лишь на 60% замещает поколение  родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает  рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница  между количеством родившихся и  количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила  за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют  нарастание масштабов убыли населения, за 2000-2005 гг. - около 700 тыс. человек в  среднем за год.

     Сохранение  нынешнего уровня рождаемости и  смертности приведет к тому, что  численность населения нашей  страны к началу 2025 г. может составить  около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7).

     Существующие  сегодня показатели рождаемости  в 1,6 раза ниже, чем необходимо для  обеспечения хотя бы простого воспроизводства  населения. Такая ситуация ставит под  вопрос дальнейшие возможности народов  России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал. Российская Федерация сегодня  отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности  жизни на 16-19 лет у мужчин и  на 9-13 лет у женщин. Усугубляется диспропорция в населенности регионов. В центральных районах европейской  части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости  возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока  из-за миграционного оттока продолжают терять население.

     Старение  населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему  здравоохранения и социального  обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и  социальных пособий. Уменьшение численности  населения представляет собой прямую угрозу национальной безопасности России. Дополнительный отток из России квалифицированных  кадров, особенно молодежи, ведет к  снижению научного, творческого, культурного  потенциалов российского общества, обостряет проблему внешней технологической  зависимости России.

     Реальная  угроза национальной безопасности и  суверенитету Российской Федерации  связана с уменьшением численности  населения трудоспособных возрастов  и, соответственно, экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития  России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет острый дефицит рабочей  силы. Привлечение мигрантов из зарубежных государств с социокультурными параметрами  и образом жизни, существенно  отличающимися от социокультурных  характеристик народов Российской Федерации, может только на время  и локально способствовать решению  экономических проблем, одновременно способствуя дестабилизации социальной обстановки в ближайшей перспективе. Характер современных стихийных  миграционных процессов не отвечает в ряде регионов (Юг России, Дальний  Восток) экономическим и политическим интересам государства. Совершенно очевидно, что все эти негативные процессы будут сопровождаться усилением демографического и иного давления на восточные и южные границы Российской Федерации со стороны более плотно населенных соседних государств. В условиях прогнозируемого дефицита энергоносителей и других видов минерального сырья депопуляционные регионы Дальнего Востока и Сибири потенциально могут стать объектом притязаний этих соседей.

     Сложившаяся ситуация во многом порождена недостаточным  учетом демографических факторов в  среднесрочной и долгосрочной социально-экономической  стратегии государства, отсутствием  комплексной программы выхода из кризиса, государственных органов, ответственных за демографическое  развитие, а также остаточным принципом  финансирования поддержки деторождения и семьи. Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с  детьми (расходы на семейные пособия, в отношении к ВВП, сегодня  вчетверо меньше, чем 10 лет назад, и  примерно в 8-10 раз меньше среднего уровня таких расходов в европейских  странах).

Отношение расходов на семейные (детские и  материнские) пособия к величине ВВП сократилось в России с 0,98% в 1996 г. до менее 0,3% в 2004 г. И это вместо роста до 2,2%, предусмотренного "Основными  направлениями государственной  семейной политики", утвержденными  Указом Президента Российской Федерации  № 712 от 14.05.1996. Сегодня, когда политическая и экономическая ситуация в России намного лучше, чем в середине 1990-х годов, поддержание столь  низкого (более чем в 3 раза ниже, чем в 1996 г.!) уровня государственных  расходов на семейные пособия в условиях демографического кризиса не может  быть признано оправданным.

     Разница между фактически требуемыми и "нормативными" затратами на семейные и материнские  пособия сопоставима с оценкой  дефицита денежных доходов в семьях с детьми, напрямую обусловливает  этот дефицит. Средняя молодая семья  располагает ресурсами на рождение и воспитание только одного ребенка, при этом большинство семей хотело бы иметь двоих детей. Рождения второго  и третьего ребенка почти не стимулируются, несмотря на то, что именно эти рождения способны изменить ситуацию. В условиях высокой и продолжающей расти  смертности мало внимания уделяется  формированию у населения установок  здорового образа жизни, профилактике сердечнососудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения - а именно это формирует сверхсмертность  в трудоспособных возрастах.

     В последние годы в России крайне мало сделано для привлечения в  страну необходимых категорий мигрантов, прежде всего соотечественников. В  настоящее время миграция по большей  части стихийна и в основной своей  массе складывается за счет инокультурных  лиц, обладающих низкой профессиональной квалификацией.

     Последствия демографического кризиса зачастую воспринимаются крайне поверхностно и  односторонне. Распространена точка  зрения, что все проблемы численности  населения будут решаться ежегодным  привлечением в Россию миллионов  мигрантов. Вопрос о причинах кризисного состояния остается за рамками обсуждаемых  стратегий. И хотя в Концепции  демографического развития России (2001 г.) провозглашалась цель стабилизации численности населения и создания предпосылок для его роста, никаких  конкретных шагов (программ, планов мер  по реализации Концепции) на федеральном  уровне не предпринято.

     Принятые  к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения  качества жизни, хотя и будут способствовать созданию условий для смягчения  демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы.

     Катастрофическая  ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления  государством комплекса экстренных антикризисных мер в области  демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и  создание условий для его последующего роста.

     Тем более, что Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 определило задачи и приоритеты государства в области  демографического развития России.

     Неотложное  принятие и реализация предлагаемого  комплекса мер позволят сократить  масштабы ежегодной естественной убыли  населения к 2012-2015 гг. до 270-275 тысяч  человек (вместо 800 тысяч человек  в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации  миграции смогут увеличить уровень  компенсации этой убыли и создать  предпосылки для стабилизации численности  населения России.

     Дальнейшее  развитие России как жизнеспособного  общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического  и государственного плана преодоления  демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи  и рождаемости, здоровья и продолжительности  жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции  усилится из-за негативных изменений  возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного  возраста, увеличение доли пожилых  людей), и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется  переход к масштабным, активным и  финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

 

     Демографическую ситуацию во многом помогут изменить национальные проекты.

     В строительном комплексе страны особое место занимает задача обеспечения  резкого увеличения объемов жилищного  строительства. Желающих улучшить условия  проживания - более 31 млн. семей, или 61% населения. Средняя обеспеченность жильем в России - 19,3 м2 на человека.

     В России для удовлетворения потребности  населения нужно примерно 1570 млн. м жилья. Чтобы к 2010 г. только наполовину удовлетворить названную потребность  и обеспечить устойчивое предложение  для другой части населения, необходимо обеспечить ввод 145 млн. м2 в год. Речь идет о колоссальном разрыве между  потребностью и реальным положением дел. (9, с. 56)

     Если  такие регионы, как Москва, Московская область, Республики Татарстан и  Башкортостан, Белгородская и Тюменская  области, сохраняют устойчивую динамику развития жилищного строительства, то в большинстве других субъектов  Федерации до сих пор вместо оживленного  строительства наблюдается инерционное  развитие. Анализируя ситуацию, приходится принимать во внимание не только первичный, но и вторичный рынок жилья. Влияние  его на конечные выводы неоднозначно. С одной стороны, он участвует  в удовлетворении спроса на жилье, с  другой - его возможности крайне ограничены. По оценкам, емкость вторичного рынка жилья 200 млн. м2.

     Кроме того, необходимо принимать во внимание структуру жилищного фонда. Общий  его объем достиг 2850 млн. м2. Но только 39% (1116,8 млн. м2) имеют износ до 30%, около 56% - от 30 до 65%, 3,2% жилья, или 88,7 млн. м, фактически непригодны для проживания. Это ветхий и аварийный фонд, подлежащий сносу. Еще 35,7 млн. м2 с износом выше 65% близки к категории ветхих и аварийных. (8, с. 57)

     Продолжает  сохраняться неравномерность развития жилищного рынка. Из общего объема ввода  жилья около половины приходится на 10 регионов, в том числе па Москву - 15% вводимого жилья, Московскую область - 12, Санкт-Петербург - 5,6, Краснодарский  край 5,6%. (9, с. 85)

     Российская  система образования, включая школьное и дошкольное обучение, объективно считалась одной из лучших в мире. Эта система обеспечила почти  стопроцентное среднее образование  населения страны, полный охват детскими учреждениями дошкольного воспитания детей в условиях ежегодного прироста населения. Высшая школа получила необходимый  приток молодого пополнения со средним образованием.

     Большое внимание уделялось детям с неполноценным  здоровьем - глухим, слепым, с нарушением опорно-двигательного аппарата и  другими недостатками. Все они  получали необходимое образование, в том числе профессиональное, и были трудоустроены в специальных  цехах, предприятиях и организациях, т. е. имели необходимые условия  для активной жизнедеятельности. Хотя особое внимание вопросам социально-бытовых  и культурных условий жизни этой группы людей стали уделять только в последнее время.

     На  первом этапе рыночных реформ число  дошкольных учреждений и детей в  них резко снизилось: с 87, 9 тыс. учреждений и 9009, 5 тыс. детей в них в 1990 г. до 56, 6 тыс. и 4379, 1 тыс. в 1998 г. соответственно. По числу детей это больше чем  вдвое. В Европе в это время  наблюдался рост количества учреждений и детей в них. Такая тенденция  сложилась и в высшей школе. Удельный вес расходов государства на образование  также сократился и составил в 1999 г. 3, 3% к ВВП. Интеллектуальный потенциал  человека понес наибольшие потери по всем направлениям.

     Тенденции деградации системы образования  совпали с ухудшением здоровья населения, негативными процессами в организации  оздоровительного отдыха детей, массового  спорта и повышением доли малообеспеченного  населения, больных, с отставанием  развития и бездомных детей. Все  это не могло не сказаться на резком ухудшении демографического положения  в России и росте доли проблемных детей в семье и школе. В  стране, и прежде всего в крупных  городах, появилась объективная  необходимость создания центров  психолого-медико-социального сопровождения  таких детей и целевых коррекционных  школьно-дошкольных учреждений. При  этом не было принято во внимание, что  школьная система реально вынуждена  стать школьно-медицинской и оздоровительной  структурой, учитывая состояние здоровья детей.

     Реформы   школ   в   большей   степени   связаны   с   организацией ,  управлением   и   совершенствованием  школьно-дошкольного образования во взаимодействии с воспитанием, оздоровлением детей, подготовки их к полезной общественной деятельности.

     Проводимые  реформы  ведутся изолированно по отраслям  и  сферам деятельности. Отдельно - высшая  школа , среднее  образование, профессиональная подготовка, медицина, спорт, система отдыха, социальная инфраструктура, ЖКХ  и  др.

     Все проекты это позволит в кратчайшие сроки:

     - изменить негативные тенденции в динамике структуры населения и укрепить предпосылки устойчиво высоких темпов социально-экономического развития страны;

     - возродить целостную, интегрированную систему взаимодействия всех социально-экономических сфер и структур в направлении материально-технической, финансовой, научной, организационной, кадровой политики и стратегии на оздоровление, обучение и профессионализацию населения в условиях конкурентных отношений;

Информация о работе География населения России