Финансовая система Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:03, реферат

Описание

Финансовая система любого государства включает в себя следующие звенья:

1.Государственный бюджет;
2.Местные бюджеты;
3.Государственный кредит;
4.Специальные государственные фонды;
5.Государственное страхование;
6.Финансы предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система Швеции.rtf

— 152.97 Кб (Скачать документ)

     Эти отрицательные явления объясняются рядом причин, среди которых не последнюю роль сыграли особенности налоговой политики. Как уже было сказано, налоговая система в Швеции гораздо сильнее, чем в других странах, ориентирована на решение социальных задач. Во-первых, она аккумулирует в руках государств средства, необходимые для финансирования политики обеспечения полной занятости и широко развитой системы социальных гарантий. Во-вторых, прогрессивное налогообложение высоких доходов должно было обеспечить выравнивание уровня жизни различных слоев населения, что является одним из программных тезисов правящей социал-демократической рабочей партии. Занимая по уровню личного потребления на душу населения с учетом предоставляемых бесплатно благ третье место после США и Канады, Швеция демонстрирует наименьшую дифференциацию между низшим и высшим уровнем потребления.

     Реализация ряда экономических и социальных программ потребовала дополнительных денежных средств и, в конечном  счете, вызвала существенный рост государственных расходов и соответственно - усиление налогового пресса, что серьезно обострило финансовую обстановку в стране. Масштабность участия государства в перераспределительном процессе - особенность шведской финансовой системы по сравнению с другими странами. Через государственный бюджет в Швеции в 80-е годы распределялось 66-68% национального дохода, в то время как в странах Западной Европы только 54%, а в Японии и США всего 33-35%.

     Возросшие потребности государства в денежных средствах в связи с расширением его функций не могли не вызвать усиления фискальной функции налогов за счет как расширения налоговой базы ранее установленных налогов, так и введения новых форм прямого и косвенного налогообложения. В середине 80-х годов общий уровень налогообложения достиг 50% ВНП, что гораздо выше соответствующего показателя в других странах: США - 29%, Японии - 27%, ФРГ - 28%,  Англии - 39%, Франции - 45%. К этому времени в Швеции  сложилась разветвленная  налоговая система, охватывающая  доходы  практически от всех видов деятельности физических и юридических лиц, а также принадлежащее налогоплательщикам имущество, в какой бы форме оно не выступало. В 1989 году суммарные  поступления от налогов составили уже 56% ВНП против 41% в среднем по странам ЕЭС, причем этот разрыв за последние два десятилетия заметно увеличился - с 9,3 до 15%.

     Наибольший удельный вес в структуре налогов занимает подоходный налог - 19% ВНП, взносы на социальное страхование предпринимателей - 13%, акцизы и налоги на потребление соответственно - 5 и 7%, налог с корпораций - 2% ВНП7.

     Система налогообложения  доходов частных лиц и капитала была крайне  неоднородна и предусматривала дифференцированное налогообложение финансовых поступлений от имущества разного типа. Так, налог на банковские депозиты и доходы по облигациям  был чрезвычайно большим. Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом по высоким ставкам, тогда как доходы от прироста рыночной стоимости  этих же акций - по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100% дохода от прироста рыночной стоимости акций в случае их продажи облагались налогом, если акции находились в собственности менее двух лет, 40%  дохода, если срок владения превышал два года.

     С 1 января 1991 года в Швеции вступила в силу новая система налогообложения, одобренная парламентом страны в июне 1990 года. Подготовка налоговой реформы заняла несколько лет и на последнем этапе в основном велась в четырех специальных комитетах, занимавшихся налогообложением доходов частных лиц, доходов корпораций, косвенными доходами и корректировкой налоговой системы с учетом инфляции.

     Основными целями проведенной налоговой реформы были следующие:

  • устранить негативные социально-экономические последствия действовавшей налоговой системы;
  • содействовать экономическому росту и повышению национального благосостояния за счет стимулирования трудовой активности, повышения мобильности на рынке труда и капитала;
  • создать условия для роста заработной платы без существенного увеличения инфляции;
  • снизить налоговое бремя для всех категорий трудящихся при сохранении общего объема поступлений в государственный и местный бюджет, достаточного для поддержания высокого уровня социальной защищенности населения;
  • создать условия для равного налогообложения непосредственного трудового дохода и различных категорий дохода на капитал;
  • ограничить рост потребления за счет заемных средств и стимулировать накопление;
  • ограничить возможности высокооплачиваемых слоев населения уклоняться от уплаты налогов путем “налогового планирования” и обеспечить равное налогообложение лиц с равным уровнем доходов;
  • гармонизировать национальную налоговую систему с налоговыми системами  стран, входящих в ОЭСР, и прежде всего членов ЕС.

     С января 1991 года почти 80% трудящихся, имеющих годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратили выплачивать государственный и платят только коммунальный (местный) налог.  Для доходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходного налога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная ставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых работников - с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90 тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставка подоходного налога составляет менее 24%.

     Реформа системы косвенных налогов в основном свелась к незначительному повышению размера налога на добавленную стоимость и расширению выбора товаров и услуг, попадающих под этот вид налогообложения. В дореформенный период этот налог, составляющий  23,46%  номинальной цены, охватывал около 70% объема личного потребления. Теперь он распространен на энергию, услуги  парикмахерских, салонов красоты, контор по управлению недвижимостью, использование средств связи и т.д., что должно увеличить поступления в бюджет на 20 млрд. крон.

     Налог на прибыль акционерных компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены возможности вывода из-под налогообложения средств на уплату процентов и вознаграждение акционерам. Отменена корректировка размера налогооблагаемого дохода корпораций на основе переоценки стоимости товарно-материальных запасов. Выравнены налоговые условия финансирования капиталовложений за счет собственных и заемных средств. Корпорации получили право направлять часть прибыли в так называемый специальный заемный фонд выравнивания налогов, формируемый в зависимости от размера акционерного капитала. 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ 

     Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой  понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной.

     Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности.

     Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран. Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).  Удельный вес  государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую  жизнь, Швеция занимает среди развитых  капиталистических стран первое место.

     Коммунальная собственность весьма ограниченна и по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

     Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние - принадлежащие государству компании со значительной свободой действия в вопросах  финансов и занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно.  Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

     В середине 1982 года  на денежный рынок Швеции был введен новый краткосрочный государственный инструмент - векселя государственного долга. За первые 6 месяцев объем торговли достиг 37 млрд крон,  и этот инструмент для финансирования государственного заимствования привлек  широкий спектр инвесторов среди нефинансовых компаний и институтов рынка капиталов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

     В последние годы увеличилась и доля выплат по процентам по государственному долгу Швеции: с 7% в 1980 году до 9% в 1989 году   (58 млрд. крон). Правда, государственный долг стал снижаться (за 1986-1989гг. - с 631 до 600 млрд. крон, в том числе иностранный - со 126 до 95 млрд. крон) в связи с исчезновением дефицита бюджета.  Если в 1982 году он составлял 13% ВВП (87 млрд. крон), то в 1988 году было активное сальдо (впервые с 1962г)8.

     Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру, транспорт и связь (по 5%).

     Основные сферы расходов ландстингов - здравоохранение, некоторые формы образования, помощь инвалидам и поддержка сельского хозяйства, промышленности и торговли. На здравоохранение приходится 75% всех расходов.

     Основа шведской системы социального страхования - различные виды социальных пообий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования доостигли 134 млрд крон.

     Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, ландстинги, коммуны и сектор социального страхования получают дотации в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные налоги.

     В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (все доходоы - 378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - взносы на социальное страхование.

     Для местных властей основной источник финансирования (60%) - подоходные налоги. Государственные трансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд крон, что соответствует 25% доходов коммун (270 млрд крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.

     В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов (всего 162 млрд крон), составивший 97 млрд. крон, или 60% в 1988 году.Доходы по процентам Всеобщего Пенсионного Фонда составили 35 млрд крон.

     Суммарные доходы государственного сектора в 1988 году составили 706 млрд крон, которые на 64% состояли из налогов, а активное сальдо государственного сектора - 39 млрд крон. Бюджет коммун вселся с дефицитом в 6 млрд крон. Активное сальдо сектора социального страхования - 28 млрд крон, а центрального правительства - 17 млрд крон. Таким образом, активное сальдо всего государственного сектора составило 3% ВВП, а его финансовое положение заметно улучшилось с 1982 года.

     Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющх половину сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравоохранении - 91,9%, образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%9.

     Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствуют, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные  государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рст доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор. 

Информация о работе Финансовая система Швеции