Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:14, реферат

Описание

Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего - особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом -
Восточной Сибирью.

Работа состоит из  1 файл

ДВ экономический район-реферат.rtf

— 275.23 Кб (Скачать документ)

     Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна , сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха).

     Основное место в посевах занимают зерновые культуры , прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей. 

     Транспорт и экономические связи.

     Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

     Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль "обросла" боковыми линиями , иногда являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск - "Малый БАМ" , а также ряд линий , соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

     В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции. Основные портовые мощности сосредоточены в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области. Расположенные здесь крупные порты могут перерабатывать до 100 млн. тонн грузов в год. В 1997 г. объем принятых ими грузов составил 28 млн. тонн, что равно 74% от общего грузооборота портов Дальнего Востока.  По данным за 1997 г., в структуре перерабатываемых грузов до 58% приходится на экспортные товары, 3,9% - импортные. Каботажные грузы составляют 19,5%. На каботажные перевозки ориентированы в основном порты Крайнего Севера и Сахалина. Доля каботажа в порту Магадан составляет 80%, Петропавловск-Камчатском - 85,9%, Холмск - 99%. В торговых портах Владивостока и Ванино, где в прошлые десятилетия каботажные грузы играли также большую роль, в настоящее время их удельный вес сильно сократился: во Владивостоке - до 9%, Ванино - до 38%.

     Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) , Владивосток , Находка , Советская Гавань.

    Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

     Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".     Автомагистраль "Уссури" протяженностью 800 км, построенная в 1935 г., соединяет два самых густонаселенных региона - Владивосток и Хабаровск. 
Шоссе проходит по наиболее развитым в экономическом отношении территориям и связывает с краевыми и районными центрами около 200 населенных пунктов
Приморского и Хабаровского краев. В последние годы на трассе проведены большие реконструкционные работы: дорожное полотно на многих участках обновлено и расширено, построены новые мосты и путепроводы. Благодаря техническим усовершенствованиям дорога стала более комфортабельной и безопасной.

Автомобильная дорога "Колыма" проходит по маршруту "Якутск-Хандыга- 
Магадан" и на юге имеет соединение с сетью дорог Амурской области. Часть этой трассы проложена по зимнику.

Автомагистраль "Амур" - это недавно построенная дорога, соединившая 
Амурскую область и Хабаровский край с регионами Восточной Сибири. На участке "Чита-Хабаровск" она имеет протяженность 1200 км. Строительство автотрассы будет продолжено до Находки (протяженность в пределах 
Приморского края 628 км). Пролегая восточнее существующей автомобильной дороги "Владивосток-Хабаровск", эта дорога даст слабо освоенным в транспортном отношении северным районам прямой выход к крупным портам 
Приморья. При этом конфигурация автодорожной сети в регионах, где пройдет трасса "Чита-Хабаровск-Находка" примет более завершенный вид - появятся новые закольцованные дороги, которые улучшат транспортную связь между городами.В Хабаровском крае автодорог, ведущих к главным портам - Ванино и
Николаевску-на-Амуре, до недавнего времени не было. Лишь в прошлом году введена в эксплуатацию трасса Лидога-Ванино протяженностью 346 км, по которой планируется осуществлять регулярные контейнерные перевозки, а немного раньше открыто автомобильное движение на всем протяжении от 
Комсомольска до Николаевска. Круглогодичная автомобильная связь с побережьем налажена и на севере региона: здесь в экстремальных природных условиях проложена дорога от порта Аян до Нелькана, которая решает
проблему доставки грузов в самые северные районы края.

    Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с "большой землей".

     На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.

     Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40 городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт "Артем" (в 44 км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами. После модернизации и расширения крупным аэропортом станет Южно-Сахалинск, который ежечасно сможет принимать до 1200 пассажиров. После открытия в 1995 г. для международных полетов новых воздушных коридоров над территорией российского Дальнего Востока (Оха - Сахалинская область, Рощино - Приморский край, Благовещенск-Среднебелое-Бомнак -Амурская область, Елизово-Усть-Камчатск-Тиличики-Анадырь - Камчатская и Магаданская области, Омолон-Тахтоямск - Якутия) существенно расширились возможности для развития международных авиалиний. Сегодня на международных маршрутах из дальневосточных аэропортов работают российские авиакомпании "Владивостокавиа", "Восток" (Хабаровск), "Мавиал" ("Магаданские авиалинии"), "Сахалинские авиатрассы", "Сахаавиа", "Аэрофлот" и др., а также зарубежные "Alaska Airlines", "Korean Air" и национальный перевозчик КНДР "Air Koryo". Регулярными маршрутами административные центры Дальнего Востока связаны с Ниигатой, Хакодате (Япония), Анкориджем, Сан-Франциско (США), Харбином (КНР), Сеулом, Пусаном (Республика Корея), Пхеньяном (КНДР), Сингапуром. Во многие города стран АТР выполняются чартерные рейсы.

 

     Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это связано с тем , что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района , появились новые промышленные предприятия , развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота.

    Так , усиление международной торговли , развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

   

      В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции , на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.

     Найболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях "двойного назначения" весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.

Информация о работе Дальневосточный экономический район