Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 01:53, контрольная работа

Описание

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется......

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ………………………………………………….4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………….10
1.Виды ответственности за нарушение прав потребителей по отраслевому признаку……………………………………………………………………..…...10
2.Органы и организации, защищающие права потребителей в административном порядке…………………………………..…………………11
3.Договорная и внедоговорная ответственность за нарушение прав потребителей …………………………………………………………………….12
4.Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы, услуги………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………………………16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

управление качеством.docx

— 42.08 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ………………………………………………….4

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ  ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………….10

1.Виды ответственности за нарушение прав потребителей по отраслевому признаку……………………………………………………………………..…...10

2.Органы и организации, защищающие права потребителей в административном порядке…………………………………..…………………11

3.Договорная и внедоговорная ответственность за нарушение прав потребителей …………………………………………………………………….12

4.Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы, услуги………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..…………………………………………………………16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических  проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать  потребителей об имеющихся на рынке  товарах и услугах с тем, чтобы  правильный выбор способствовал  успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя  в том случае, если его положение  как слабой стороны ущемляется.

Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с  одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную  экономику в целом.

До недавнего  времени потребители в нашей  стране по существу были бесправны. Производители  товаров и услуг диктовали  им свои условия. Судебная защита практически  отсутствовала. Только с принятием  Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона "О защите прав потребителей" у граждан  появилась возможность реализовать  свои права.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации  экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а  продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также  организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности  на основе специальных нормативных  актов приобретают актуальное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским  кодексом Российской Федерации, настоящим  Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  не вправе поручать федеральным органам  исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации  вправе издавать для потребителя  и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров  розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

В настоящее время, когда все  большее число покупок персонифицируется (расширился перечень товаров, при продаже  которых требуется указание данных о покупателе, широкое распространение  получили расчеты банковскими карточками, покупки товаров в кредит) формулировка названия статьи 18 (Последствия продажи  товара ненадлежащего качества) и  ее первого абзаца п. 1, где сказано: «потребитель, которому продан товар  ненадлежащего качества, …вправе…», стала использоваться продавцами для  отказа в удовлетворении требований потребителям, не являющимися непосредственными  покупателями товара ненадлежащего  качества. Теперь название статьи «Права потребителя при обнаружении  в товаре недостатков» и текст  указанного абзаца «потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, …вправе…» позволяют потребителю  в полном соответствии с его определением, данном в преамбуле закона, воспользоваться  всеми правами, установленными статьей 18.1

Интересно, что, ст. 182 Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные недостатки. Под недостатками понимается "несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара".

Недостатки могут быть двух типов: явные, которые обнаруживаются при принятии, осмотре товара, и  скрытые, которые выявляются лишь только в процессе эксплуатации, хранения или употребления товара. Следует  отметить, что если продавец указал потребителю на явные и скрытые  недостатки товара при покупке, то потребитель  не имеет права воспользоваться  положениями ст. 18 закона.

Однако, если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества и это не было оговорено продавцом, он имеет право по своему выбору предъявить одно из нижеуказанных требований:

- безвозмездного устранения  недостатков товара или возмещения  расходов на их устранение  потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения  покупной цены;

- замены на товар аналогичной  марки (модели, артикула);

- замены на такой же  товар другой марки (модели, артикула);

- расторжение договора  купли-продажи.

При этом потребитель обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а также потребовать полного  возмещения убытков, причиненных некачественным товаром.

Что касается технически сложных  товаров, потребитель имеет право  предъявить продавцу только требования, указанные под № 1 и 2. Остальные  же требования потребитель предъявляет  только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации и на сегодняшний день .

Анализ показывает, что  сегодня наиболее часто нарушаются права потребителей при гарантийном  обслуживании бытовой и электронной  техники. Сроки устранения выявленных дефектов растягиваются на многие месяцы. Заменить неисправный товар становится невозможным, поскольку он объявляется  дорогостоящим, а в этом случае для  замены надо выявить в товаре существенный недостаток. К тому же в последнее  время сложилась судебная практика, когда и требование вернуть деньги за вышедший из строя товар также  стало обуславливаться наличием в нем существенного недостатка. В законе дано определение, что существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может  быть устранен без несоразмерных  расходов или затрат времени. Однако что можно считать несоразмерными расходами или затратами времени  – определяет предприниматель. Вот  и получалось, что доказать существенность недостатка потребителю удается  далеко не всегда. С учетом всего  этого в принятых поправках в  статье 20 жестко регламентируется максимальное время на гарантийный ремонт – 45 дней. Если в этот срок не уложились, то потребитель вправе предъявить другое требование, предусмотренное законом: например, заменить товар ненадлежащего  качества на другой товар или же потребовать вернуть уплаченные за него деньги. Также обговорена и  ситуация, когда в товаре в течение  гарантийного срока выявляются разные недостатки, также требующие устранения. Теперь, в статье 18 записано, что  если срок устранения различных недостатков  в течение одного года гарантийного периода в совокупности превысит 30 дней, у потребителя также появляется право на предъявление других требований.3

По тем товарам, на которые  установлены сроки годности, потребитель  вправе по своему выбору предъявить следующие  требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования предъявляются только продавцу и лишь в случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.

Основным условием для  удовлетворения требований потребителя  является предъявление им товарного  или кассового чека, а в отношении  товаров, на которые установлены  гарантийные сроки, - достаточно технического паспорта или иного заменяющего  его документа.

Закон возлагает обязанность  на продавца выдавать товарный чек  или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у  определенного продавца.

На основании договора между потребителем и продавцом (изготовителем) доставка и возврат  товара могут осуществляться силами потребителя, а расходы потребителю  оплачивают продавец (изготовитель) или  организация, выполняющая их функции.

Ст.24 Закона определяет порядок  перерасчета цены товара, приобретенного потребителем. При замене товара с  недостатком на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.4

Требования, сформулированные в п.2 ст. 24, предполагают замену товара на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены за товар. Если цена товара, подлежащего  замене, ниже цены товара, представляемого  взамен, то потребитель должен оплатить разницу, если же - наоборот, то потребителю  выплачивается разница суммы  за товар. Цена товара, предоставляемого взамен, определяется в день предъявления требований потребителем, а в случае понижения цены - на день покупки  товара потребителем. Если требования потребителя о перерасчете цены не были добровольно удовлетворены  продавцом, то согласно п. 2 ст. 504 ГК РФ потребитель имеет право произвести расчеты исходя из цен товара на момент вынесения решения суда. Указанное  требования должно быть исполнено в  те же сроки, что и требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). За просрочку этого требования также предусмотрена неустойка.

При расторжении договора купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатком и имеет право на возмещение убытков. Если никаких убытков у потребителя нет, то расчет между ним и продавцом производится просто.

При расторжении договора в случае повышения цены на товар, расчеты, с потребителем производятся аналогичные возвращенному товару с недостатками, исходя из цены на день удовлетворения требования потребителя  о расторжении договора купли-продажи. В случае снижения цены товара следует  исходить из цены товара на день его  покупки.

 

Порядок обмена товара надлежащего  качества.

Часто встречаются случаи, когда товар, купленный потребителем, - качественный, но по определенным причинам потребитель не имеет возможности  использовать его по назначению. Ст.25 Закона устанавливает право потребителя  на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный  товар, в случае: если товар не подошел  ему по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону либо по иным причинам.

Потребитель имеет право  обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Если товар необходимо установить, подключить, то этот срок исчисляется со следующего дня после осуществления этих действий.

Продавец должен обменять товар, если: товар не был в употреблении; сохранен его товарный вид, потребительские  свойства; сохранены пломбы, фабричные  ярлыки; у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.

Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у  которого был приобретен данный товар.

Если в день обращения  потребителя к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель  имеет право расторгнуть договор  купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или ожидать поступления необходимого товара в продажу. На продавца возлагается обязанность сообщить потребителю о поступлении в продажу аналогичного товара. Для этого потребитель должен оставить продавцу свои адрес и телефон, по которым он будет извещен о поступлении в продажу товара.

Однако не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждается Правительством РФ. В него входят: изделия  из драгоценных металлов, драгоценных  и полудрагоценных камней; ткани  из всех волокон и другие метражные  товары; бельевой трикотаж для взрослых и детей; купальники, плавки; трусы  для взрослых и детей, в том  числе и спортивные; белье для  новорожденных и ясельного возраста; белье постельное; предметы женского туалета; чулочно-носочные изделия; штучные  текстильные товары; парфюмерно-косметические  товары; товары бытовой химии; изделия  из пластмассы, используемые для приготовления  и хранения пищи; предметы личной гигиены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ  ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

1.Виды ответственности за нарушение прав потребителей по отраслевому признаку

За нарушение прав потребителей предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность. 

Информация о работе Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение