Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, так как связана с ключевыми понятиями менеджмента - целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам, именно поэтому данная тема актуальна.
Целю данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.

Содержание

Введение
1.Понятие организационной структуры управления
1.1. Организационная структура управления, элементы и принципы построения
2.1. Методы проектирования организационных структур управления предприятием
2.Факторы и механизмы формирования организационной структуры управления
1.2. Типы организационных структур управления
2.2. Иерархический тип организационных структур управления
3.2. Органический тип организационных структур управления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

упр проектами.rtf

— 255.76 Кб (Скачать документ)

Организационные структуры предприятия, относящиеся к органическому типу управления:

Бригадная (кросс - функциональная) структура управления. <http://www.i-see.ru/articles/articles/brigadnaya_struktura.htm>

Проектная структура управления. <http://www.i-see.ru/articles/articles/proektnaya_struktura.htm>

Матричная (программно - целевая) структура управления. <http://www.i-see.ru/articles/articles/matrichnaya_struktura.htm>

Рассмотрим подробнее каждую из этих структур.

Бригадная (кросс - функциональная) структура управления.

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно старая, однако только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией. Основными принципами такой организации управления являются:

автономная работа рабочих групп (бригад);

самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушают свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения, так отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, и собственно ее и называют бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:

сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

работа в группах создает условия для самосовершенствования;

возможность применения эффективных методов планирования и управления;

сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:

усложнение взаимодействия;

сложность в координации работ отдельных бригад;

высокая квалификация и ответственность персонала;

высокие требования к коммуникациям.

Из выше сказанного можно сказать, что данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.

Проектная структура управления.

Традиционно руководитель подразделения в любой крупной компании в рамках организационной структуры иерархического типа имеет множество различных обязанностей и несет ответственность за разнообразные аспекты нескольких разных программ, проблем, проектов, видов продукции и услуг. Неизбежно, что в этих условиях даже хороший руководитель будет на какие-то виды деятельности обращать больше внимания, а на другие - меньше. В результате невозможность учесть все особенности, все детали проектов могут привести к самым серьезным последствиям. Поэтому для того, чтобы управлять проектами и, прежде всего, крупномасштабными, и используются специальные проектные структуры управления.

Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках, выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Проектные структуры в компании, как правило, применяются тогда, когда возникает необходимость разработать и осуществить организационные проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специализированных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и, с другой стороны, деятельность различных функциональных и линейных подразделений. К организационным проектам можно отнести любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, реконструкцию производства, разработку и освоение новых видов продукции и технологических процессов, строительство объектов и так далее.

 

Преимущества проектной структуры управления:

интеграция различных видов деятельности компании в целях получения высококачественных результатов по определенному проекту;

комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;

концентрация всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;

большая гибкость проектных структур;

активизация деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;

усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.

Недостатки проектной структуры управления:

при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;

от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной компании;

формирование проектных групп, не являющихся устойчивыми образованиями, лишает работников осознания своего места в компании;

при использовании проектной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;

наблюдается частичное дублирование функций.

Таким образом, преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.

Матричная (программно - целевая) структура управления.

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.

Преимущества матричной организационной структуры:

лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

любая работа организационно оформляется;

сокращается время реакции на нужды проекта или программы.

Недостатки матричных организационных структур:

трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Таким образом внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления. Эффективное воплощение в жизнь идей современной философии качества.

организационный структура управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены основные типы организационных структур управления, которые являются наиболее распространенными.

Организации меняют размер, принимают новые технологии, сталкиваются с меняющейся окружающей средой и с внутренней и национальной культурами, принимают новые стратегии или используют старые и приспосабливаются к другим организациям. Таким образом становится понятным, что организационная структура динамична и требует постоянной корректировки со стороны высшего руководства.

Конечно, совершенной организационной структуры не существует, однако для любой организации можно подобрать ту структуру, которая будет соответствовать ее целям.

Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.

Как показывает опыт, процесс внесения корректировок в организационную структуру управления должен предусматривать:

систематический анализ функционирования организации и её среды с целью выявления проблемных зон;

разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;

последовательную реализацию планируемых перемен;

поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность.

 

Список литературы

 

1. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: учебник - М., 2002.

2. Величко О.В., Цветков В.А., Церфас О.Р. Организационно-структурные формы корпоративных объединений в современной рыночной экономике - М., 2000.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - М.: Гардарики, 2003.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент - М.: ЮНИТИ, 2003.

5. Казымов Е.С. Сравнение организационных структур управления по методу пространственных углов - УГУПС, 2006.

6. Коноков Д.Г. Организационная структура предприятий: учебное пособие - М.:КОНСЭКО, 2000.

7. Максимцова М.М., Комарова М.А. Менеджмент: учебник для вузов - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 2000.

 

 


Информация о работе Управление персоналом