Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание

Методология оценивания затрат на качество. Пути совершенствования повышения качества продукции в современных условиях хозяйствования. Стандарты системы и системные стандарты. ISO: Новое качество бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

      Введение

      В условиях дальнейшего развития рыночных отношений в российской экономике  и процессов интеграции и глобализации в мировой экономике обостряется  соперничество, как между отечественными предприятиями, так и между отечественными и зарубежными. Все большую роль в конкурентной борьбе играют неценовые факторы, важнейшим из которых является качество продукции и услуг, определяемое качеством внутрифирменных процессов. Среди основных причин, стимулирующих необходимость повышения и обеспечение качества продукции, можно выделить следующие:

  • существенное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
  • высокая зависимость спроса на продукцию от соотношения «цена — качество»;
  • необходимость повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий;
  • снижение стоимости не соответствующей критериям качества продукции как внутри предприятия, так и за его пределами.

      Все это стимулирует деятельность предприятия  в области управления качеством  продукции. Под управлением качеством  понимается процесс, обеспечивающий производство продукции соответствующего потребительским ожиданиям качества на данном этапе жизненного цикла продукции, направленный на изучение потребительских ожиданий, свойств выпускаемой продукции, «узких» мест процесса производства, выявление перспективных проектов улучшения качества. Функции управления качеством продукции на промышленных предприятиях возложены в основном на службу качества, важнейшими из которых являются:

  • проверка качества поступающих на предприятие материальных ресурсов (технологического сырья и материалов) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям;
  • операционный контроль на всех стадиях производственного цикла;
  • проведение выборочного инспекционного контроля качества на отдельных технологических операциях и на складе готовой продукции;
  • контроль за соответствием выпускаемой продукции стандартам, техническим условиям, нормативно-технической документации, предельно-допустимым и эталонным образцам;
  • оформление результатов контрольных операций, ведение учета показателей качества продукции, брака и его причин, составление периодической отчетности о качестве выпускаемой продукции;
  • выявление причин несоответствия продукции требованиям нормативно-технической документации, определение возможности исправления брака и устранения дефектов, проведение мероприятий по их устранению;
  • изъятие из оборота продукции, не соответствующей требованиям технической документации, при невозможности устранения дефектов и брака;
  • организация двустороннего обмена информацией о качестве продукции с потребителем;
  • своевременное проведение мероприятий, связанных с введением новых нормативов и стандартов;
  • анализ рекламаций, изучение причин возникновения дефектов и нарушений технологии производства, выпуска брака;
  • разработка предложений по улучшению качества выпускаемой продукции.

      По  своему содержанию процесс управления качеством предполагает выполнение ряда функций. Для их выполнения служба качества взаимодействует со службой  главного инженера, с производственным отделом, отделом логистики, отделом продаж и др. Именно от согласованности действий этих служб зависит качество выпускаемой продукции. Ответственность за качество и своевременность выполнения функций возложена, как правило, на начальника службы качества, которому необходим оперативный механизм контроля за выполнением этих функций. Все это указывает на необходимость использования комплексного подхода при рассмотрении проблем, возникающих у предприятия в области качества, и, как следствие, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

      Все возрастающее значение в современных  условиях приобретает оценка влияния  фактора качества на производственные затраты и на эффективность деятельности предприятия в целом. Любая деятельность, в том числе и управление качеством, сопровождается использованием ресурсов. Величину ресурсов, выраженную в денежной форме, направленную на управление, обеспечение и улучшение качества, а также размер неэффективного их использования, будем называть затратами на качество. Необходимость достижения высокого качества продукции с наименьшими затратами определяет цель управления затратами на качество. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что затраты на качество являются индикатором экономической эффективности управления качеством. Идентификация затрат на качество является одной из важнейших составляющих процесса управления в рамках системы качества. Отсюда следует вывод, что слияние управления качеством с управлением затратами является неизбежным результатом дальнейшего развития науки и практики управления.  

 

       I. Теоретическая часть

      1. Методология оценивания затрат на качество

      В современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно иметь экономическое обоснование.

      Концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в МС ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках системы менеджмента качества, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество, организация учета, анализа и оценки затрат на качество необходима для управления:

      - инвестициями в улучшение качества;

      - обеспечением качества изготовления продукции и совершенствованием технологии производства;

      - развитием производства;

      - разработкой и выпуском новой продукции;

      - обеспечением интересов поставщика и потребителя.

      Анализ и оценка затрат на качество - неотъемлемая часть финансовой стратегии предприятия в области качества. Однако далеко не всегда существует адекватное понимание как самих терминов "анализ затрат на качество" и "оценка затрат на качество", так и деятельности, которая при этом подразумевается.

      Анализ затрат на качество можно рассматривать как метод исследования затрат на качество или как деятельность в системе менеджмента качества, в дальнейшем под анализом затрат на качество будет подразумевать деятельность по изучению затрат на качество, признанная обосновать с научных позиций решения и действия организации в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий.

      Оцениванием затрат на качество следует считать деятельность, связанную с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации.

      Оценивание затрат на качество - непосредственное продолжение анализа и проводиться в организации для получения экономической информации при принятии высшим руководством решений в области качества, Она может проводиться по различным критериям в зависимости от целей организации в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений в области качества.

      Опыт работы в этом направлении отечественных и зарубежных предприятий и организаций позволяет выделить несколько основных подходов к оценке и анализу затрат на качество. Выбор того или иного подхода зависит от целей, стоящих перед руководством предприятия: необходимо четко представлять, какая информация должна быть получена в результате анализа, и оценить возможность ее получения при применении выбранного подхода.

      При проведении анализа и оценивания затрат на качество основными целями являются:

      - выявление и оценка размеров необходимых инвестиций в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;

      - обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;

      - выявление взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;

      - определение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

      Затраты на качество можно анализировать по пяти направлениям.

      В таблице показано в каких случаях применяется тот или иной вид анализа затрат на качество.  
 
 
 
 
 

      Таблица 1. Анализ затрат на качество продукции 

№п.п. Вид анализа Цели проведения анализа
1 Анализ потерь вследствие неудовлетворенного качества продукции Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции
2 Анализ потенциальных  источников потерь Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества
3 Анализ по видам затрат на качество в соответствии с квалификацией А.Фейгенбаума Постоянная  идентификация, определение, анализ и  оценка затрат на обеспечение качества; снижение и оптимизация затрат на качество; мониторинг изменения различных видов затрат на качество
4 Анализ затрат на качество по видам деятельности Мониторинг  и постоянная оценка затрат на качество; снижение и оптимизация затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области менеджмента качества; анализ и оценка инвестиций в улучшение качества продукции и совершенствование системы менеджмента качества
5 Анализ затрат на качество, связанных с процессами Мониторинг  и постоянная оценка затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества
 

      Рассмотрим в качестве примера третий и четвертый методы. Третий метод используется, когда необходимы постоянная идентификация и контроль за затратами, связанными с качеством. Информация о затратах при использовании этого метода может быть получена из данных бухгалтерского или специально организованного учета затрат на качество на основе вспомогательных субсчетов. При этом анализу могут подвергаться не только конкретные величины затрат, но и их процентное соотношение и изменение во времени.

      При проведении анализа затрат на качество на основе классификации А.Фейгенбаума надо обязательно учитывать следующее:

      - спрос на продукцию зависит не только от качества продукции, но и от целого ряда внешних факторов, зачастую не поддающихся контролю;

      - на раннем этапе внедрения системы качества и при проведении мероприятий по улучшению качества неизбежны капитальные вложения, а значит отдельные группы затрат могут изменяться скачкообразно, независимо от изменения качества продукции;

      - на раннем этапе внедрения системы менеджмента качества неизбежно возрастут внутренние потери из-за дефектов и несоответствий не потому. что снижается качество продукции, а потому что возрастет эффективность контроля. Четвертый метод используется, когда необходимо идентифицировать критические области производственной деятельности, оптимизировать затраты на качество, выявить неэффективные виды деятельности и снизить затраты на качество без ущерба самому качеству.

      Основным источником информации о затратах на качество в этом случае будут данные специального (управленческого) учета на основе ведения субсчетов.

      Планирование и учет затрат на качество осуществляется на основе бюджетов подразделений предприятия. Использование бюджетного метода планирования в зависимости от целей позволяет проводить анализ затрат на качество сразу несколькими способами.

      Первый способ - мониторинг отклонений фактических затрат на качество от запланированных в соответствии со сметами по каждому виду деятельности. Данный способ применяется, когда необходима оперативная корректировка расходования средств.

      Второй аналогичен анализу затрат на обеспечение качества по видам затрат на качество на основе классификации затрат А Фейгенбаума и позволяет выявить тенденции изменения во времени как затрат на качество в целом, так и отдельных групп затрат.

Информация о работе Управление качеством