Стандартизация - основа совместимости и международного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:35, реферат

Описание

Сущность стандартизации и ее роль роль в международном разделении труда, преодолении так называемых технических барьеров во внешней торговле, в осуществлении международного научно-технического сотрудничества. Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности (государственных органов и производителей продукции и услуг. Основная цель международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации.

Содержание

Введение.
1.Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов Российской Федерации.
1.2. Роль стандартизации в повышении эффективности производства
2. Международная стандартизация
2.1Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000
2.2Системы экологического менеджмента
Заключение

Работа состоит из  1 файл

КР УК.docx

— 123.03 Кб (Скачать документ)

План  работы:

    1. Контрольные вопросы:
  1. 4. Раскройте связь качества работы и конкурентоспособности фирмы. Какие особенности характеризуют качество товара, а какие его конкурентоспособность?
  1. 3. Расскажите о развитии систем качества в США.
  2. 6. Из каких этапов состоит жизненный цикл продукции?
  3. 3. Объясните теоретический, экспериментальный и эмпирический  подходы в исследовании надежности.

5.12.Что такое аккредитация и система аккредитации лабораторий?

  1. 5. В чем преимущество сметы затрат перед другими носителями информации?

    7.30.Обладатель свидетельства в области сертификации. 
     

  1. Реферат:

     19. Стандартизация - основа совместимости и международного сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Связь качества работы и конкурентоспособности фирмы. Особенности, характеризующие качество товара и его конкурентоспособность.

     Конкурентоспособность, согласно толкованию  современного экономического словаря, является способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупате-лей компании используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей.

     Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

     ·        Качество продукции и услуг;

     ·        Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

     ·        Уровень квалификации персонала и менеджмента;

     ·        Технологический уровень производства;

     ·        Налоговая среда, в которой действует предприятие;

     ·        Доступность источников финансирования.

     Улучшение качества продукции является составной  частью повышения эффективности  производства. Особое значение приобретают  вопросы улучшения качества продуктов труда.  Эффективность производства, определяется соотношением полученных результатов и приведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя способами: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда в следствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, второй – практически неограничен.

     В рыночных условиях, когда спрос высок, можно продать практически любой, даже низкокачественный товар, однако когда предложение начинает превышать  спрос, качество становится важнейшим  фактором конкурентоспособности. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

     Качество, которое определяет авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания  и работу по управлению качеством  на фирме, становится важной целью для  всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

     Качество  продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия  в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции  — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Качество выпускаемой  продукции - основа для конкуренции  между фирмами. 
 

  1.   Развитие систем  качества в США.
 

     Анализируя  американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные  его особенности:

     жесткий контроль качества изготовления продукции  с использованием методов математической статистики;

     внимание  к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов:

     совершенствование управления фирмой в целом. Принимаемые  в США меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили  сказаться на ликвидации разрыва  в уровне качества между Японией  и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый.

     Предпринятые  меры в области повышения качества свели до минимума разрыв в уровне качества между американскими и  японскими товарами, способствовали продвижению продукции с маркой "Сделано в США" на новые  рынки.

     В 40-е и 50-е годы производимые в США товары характеризовались низким уровнем качества. Даже ведущие американские компании, провозгласившие качество продукции основной целью, относились к качеству как к средству уменьшения издержек производства, а не как к способу удовлетворения нужд потребителей. По мнению многих американских специалистов, низкий уровень качества являлся основным препятствием на пути роста производительности труда и конкурентоспособности американских товаров.

     Американская  промышленность оказалась перед  выбором - или резко повысить уровень  качества, или потерять значительную часть рынка.

     Движение  за повышение уровня качества возникло десятилетия тому назад во многих странах. Однако именно американские ученые и специалисты разработали наиболее эффективную систему управления качеством, именно они апробировали конкретные методы данной системы. В  то же время первоначально своего расцвета данная система достигла не в США, а в Японии и стала  внедрятся на американских предприятиях, уже вернувшись из страны восходящего солнца.

     Было  предложено с помощью соответствующих  мер предпринять усилия в решении  таких проблем, как:

     кружки  качества;

     мотивация рабочих;

     усовершенствование  статистических методов контроля;

     повышение сознательности служащих и управляющих; учет расходов на качество;

     программы повышения качества;

     материальное  стимулирование.

     Американские  специалисты рассматривали деятельность японских кружков качества, как ключ к успеху бизнеса. В конце 70-х годов  многие американские фирмы стали  прилагать значительные усилия для  их организации и развития. В результате был достигнут значительный экономический эффект. К 1982 году широкая кампания по пропаганде деятельности кружков качества позволила довести их число в США до 6000. В том же году была создана национальная ассоциация кружков качества. Однако не везде работа американских кружков качества отличалась высокой эффективностью. Причина этого заключалась в копировании японской специфики без всесторонней адаптации к социально-культурной среде Соединенных Штатов.

     В истории развития систем качества США можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества (рисунок 1): на изображенной на рис. 1 "Звезде качества" две верхние границы – ее "крыша". Левая плоскость "крыши" – это система мотивации качественной работы, правая – система обучения персонала. Левая боковая грань изображает систему взаимоотношений с поставщиками, правая боковая грань – систему взаимоотношений с потребителями. В центре звезды показано, какие цели преследуют и, в случае успеха, достигают создаваемые системы, а внизу указывается время, когда та или иная система была четко сформулирована в документах и/или книгах, статьях (для конкретной системы качества).  

  

Рисунок 1 – Звезды качества  

     Первая  звезда соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, – проходные и непроходные калибры.

     Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены  первые профессионалы в области  качества – инспекторы (в России – технические контролеры).

     Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.

     Система обучения сводилась к профессиональному  обучению и обучению работать с измерительным  и контрольным оборудованием.

     Взаимоотношения с поставщиками и потребителями  строились на основе требований, установленных  в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

     Все отмеченные выше особенности системы  Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого  изделия.

     Вторая  звезда. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство – это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.

     Системы качества усложнились, так как в  них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились  задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

     Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как  точно настроен процесс, как анализируются  те или иные контрольные карты, карты  регулирования и контроля.

     К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.

     Стали более сложными и отношения поставщик  – потребитель. В них большую  роль начали играть стандартные таблицы  на статистический приемочный контроль.

     Третья  звезда. В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S – Statistical (статистический).

     На  этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы  качества, устанавливающие ответственность  и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства  предприятия, а не только специалистов служб качества.

     Системы мотивации стали смещаться в  сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.

     Главными  мотивами качественного труда стали  работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его  страхование и поддержка его  семьи.

     Системы взаимоотношений поставщик –  потребитель также начинают предусматривать  сертификацию продукции третьей  стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в  контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

     Четвертая звезда. В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества: стандарты ISO 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.

     Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к 0 дефектов, к затратам – 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

     Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и  методов поиска, анализа и решения  проблем, постоянное участие в улучшении  качества всего коллектива.

Информация о работе Стандартизация - основа совместимости и международного сотрудничества