Системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:18, контрольная работа

Описание

Разработка и внедрение систем качества в нашей стране началась в 70-х годах, когда существовало централизованное планирование производства, распределения и реализации продукции. Оценка эффективности деятельности предприятий и их руководителей проводилась в основном по валовым показателям: объему произведенной и отгруженной продукции, освоенных материально-технических и финансовых ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

управление качеством Word.docx

— 32.67 Кб (Скачать документ)

         Стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 года

           На основании данных анализа применения первой версии стандартов ИСО серии 9000 выявился ряд недостатков первой версии. В частности, были выявлены сложности с применением этих стандартов к целому ряду производств со специфическими видами выпускаемой продукции, а также к предприятиям, предоставляющим услуги. Кроме того, возникла необходимость расширения требований системы качества. Поэтому к 1994 году был завершен пересмотр стандартов серии и вышла новая версия ИСО серии 9000.

            В состав серии в 1994 году вошло 16 стандартов. Кроме стандартов уже существовавших в серии (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004) были разработаны вспомогательные стандарты и стандарты, дающие рекомендации по разработке и применению отдельных элементов системы качества. Начиная с версии 1994 года, в состав серии ИСО 9000 стали входить и стандарты с номерами, выходящими за пределы этой серии.

             Новая версия стандартов расширила состав требований, входящих в модели систем качества. Стандарт ИСО 9001 стал содержать 20 элементов системы качества, реализация каждого из которых позволяла организации считать, что система качества внедрена и работоспособна. Стандарты ИСО 9002 и ИСО 9003 содержали те же требования, только для элементов, которые выходили за рамки соответствующей модели, указывалась их неприменимость.

         Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года

В версии стандартов 2000 года был пересмотрен  подход к построению и управлению системой качества. Начиная с этой версии, работа организации, в том  числе и работа системы качества, рассматривается с точки зрения процессов этой организации.

Версия  стандартов 2000 года предусматривает 4 группы процессов, связанных с системой менеджмента качества:

-- Процессы  управленческой деятельности руководства;

-- Процессы  обеспечения ресурсами;

-- Процессы  жизненного цикла продукции;

-- Процессы  измерения, анализа и улучшения.

         Также в этой версии стандартов произошло объединение трех моделей систем качества в единую модель. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были объединены в один стандарт ИСО 9001:2000.

         Новые версии стандартов ИСО серии 9000

           Новые версии стандартов ИСО серии 9000 не претерпели существенных изменений по сравнению с версией 2000 г. Состав пересмотренных и обновленных стандартов на начало 2009 года незначительный. Из основополагающих стандартов следует отметить изменения в следующих стандартах:

         ИСО 9000:2005 - "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь".

         ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»

         ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды». Этот стандарт заменил собой стандарт ИСО 10011 часть 1, часть 2 и часть3. В новой версии стандарта более точно определены требования к процессу аудита, квалификации аудиторов, порядку и виду документации аудита. Существенным изменением в данном стандарте стало его применение для аудита систем экологического менеджмента. Ранее (в стандарте ИСО 10011) руководящие указания относились только к системе менеджмента качества.

        Многие изменения, сделанные в новых версиях стандартов ИСО серии 9000, направлены на более тесную интеграцию системы менеджмента качества с другими системами менеджмента.

           Также, после 2000 года в составе стандартов ИСО серии 9000 появился ряд новых стандартов, имеющих статус руководящих указаний. Эти стандарты поясняют отдельные вопросы, связанные с построением и развитием системы менеджмента качества (например, руководящие указания по оценке удовлетворенности потребителей или руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и др.).

           Назначение стандарта ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»

            Стандарт ИСО 9000:2005 предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.

          Стандарт ИСО 9000:2005 состоит из следующих разделов:

          Раздел 1 Область применения - определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.

         Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества - приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.

          Раздел 3 Термины и определения - приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.

           Назначение стандарта ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»

          Стандарт ИСО 9001:2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001:2000) предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств. 

  1. Всеобщий  менеджмент качества – путь к его  совершенствованию.
 

Всеобщий  менеджмент качества — это технология руководства процессами повышения  качества. Она состоит из трех частей.

         Коренная система — это методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля, и могут использоваться повсеместно.

       Система технического обеспечения — это приемы и программы, позволяющие обучать персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальными традициями и культурой. Ее надо создавать самим.

          Система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. Она еще более специфична. В ней отражаются экономические порядки в стране, действующее законодательство.

Путь совершенствования:

  1. Формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества.
  2. Установление целей для постоянного совершенствования деятельности.
  3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов.
  4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации.
  5. Выполнение проектов, для решения проблем.
  6. Информирование сотрудников организации о достигнутых успехах.
  7. Выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
  8. Информирование о результатах.
  9. Регистрация достижений.
  10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.
 
  1. Внутренний  аудит систем качества: сущность и необходимость.
 

         Аудит системы качества служит для оценки эффективности работы системы качества предприятия с помощью методов контроля отдельных ее элементов. При аудите процесса производится оценка его выполнения в соответствии с утвержденной технологией и правилами. Он применяется в системах сертификации систем качества и услуг. При аудите продукции устанавливается соответствие методов и средств изготовления.

          Внутренний аудит качества необходим для получения информации о состоянии дел с обеспечением качества на предприятии и является неотъемлемым элементом самой системы управления качеством. Внутренние аудиты качества проводятся лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки.

           Один из видов внутреннего аудита - испытания готовой продукции. В словаре терминов Европейской организации по качеству дается следующее определение: испытание - это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий.

         Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:

- предварительные  испытания - это испытания опытных  (головных) образцов для определения  возможности приемочных испытаний;

- приемочные  испытания - это испытания опытных  (головных) образцов для определения  возможности их постановки на  производство;

- приемо-сдаточные  испытания - это испытания каждого  изделия для определения возможности  его поставки заказчику;

- периодические  испытания - это испытания, которые  проводятся один раз в 3-5 лет  для проверки стабильности производства;

- типовые  испытания - это испытания серийных  изделий после внесения существенных  изменений в конструкцию или  технологию.

Основной  причиной, почему Европейские компании прибегают к самооценки является скорее самомотивация, чем принуждение. Даже если вы добились хороших успехов  в обеспечении качества на данном этапе, то должны стремиться к еще  большим успехам на этом поприще. Таков наиболее важный принцип, которым  руководствуется респонденты первого  европейского исследования связанного с официальной самооценкой в  области управления качеством и  он является важным, чем регулирование, осуществляемое государственными и  профессиональными организациями. Однако самооценка эффективна в том  случае если компания добилась успеха во всеобщем управлении качеством, так  как нельзя оценивать то, что не организованно надлежащим образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Гличев  А. В. «Новвоведения, маркетинг и  управление качеством» ж. «Стандарты и  качество»// №10, 2005г., с.45-59
  2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация /И. И. Дюмулен. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2003.
  3. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. - Уч. пособие СПБГИЭА , 2005 г.
 

Интернет источники

  1. www.ucheba.ru
  2. grebennikon.ru
  3. articles.excelion.ru

Информация о работе Системы менеджмента качества