Проблемы лидерства в менеджменте организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид "руководитель" или группа "руководящий состав", либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. 4
1.1. Сущность лидерства 4
1.2. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера 5
1.3. Личностные черты руководителя 9
1.4. Менеджерские характеристики руководителя 10
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА 12
2.1. Концепция атрибутивного лидерства 12
2.2. Концепция харизматического лидерства 15
2.3. Концепция преобразующего лидерства 18
2.4. "Основы эффективного лидерства" 19
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ОАО "ДИНУР") 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

норм курсач.docx

— 64.95 Кб (Скачать документ)


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

кафедра менеджмента  и маркетинга

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Основы менеджмента.

НА ТЕМУ: "Проблемы лидерства в менеджменте организации".

 

 

 

 

Выполнила: Студент 2 курса

группы МДС-05

факультета менеджмент

Лисёнков Павел.

Руководитель – консультант

Дата сдачи: "___"_____________200_г.

Оценка: ___________

Дата защиты "___"____________200_г.

Подпись: __________

 

 

 

 

Калуга 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава I. 4

1.1. Сущность лидерства 4

1.2. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера 5

1.3. Личностные черты руководителя 9

1.4. Менеджерские характеристики руководителя 10

Глава II. Современные модели лидерства 12

2.1. Концепция атрибутивного лидерства 12

2.2. Концепция харизматического лидерства 15

2.3. Концепция преобразующего лидерства 18

2.4. "Основы эффективного лидерства" 19

Глава III. Особенности поведения лидера (на примере ОАО "Динур") 25

Заключение 30

Список использованой литературы 31

 

Введение

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным  образом тем, что имеют более  динамичное и эффективное руководство.

В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид "руководитель" или группа "руководящий состав", либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник - подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер - последователь". В моей курсовой работе я изложил основные концепции лидерства и показал уникальность и значимость работы менеджера, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

 

Глава I.

1.1. Сущность лидерства

 

Слово "лидер" многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании;

4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и  неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих  перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем  сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания.

Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и  слабые стороны: проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека; достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации; уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: видение ситуации в целом; способность к коммуникациям; доверие сотрудников; гибкость при принятии решений.

Таким образом следует  сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

1.2. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера

 

Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому любое его  определение будет недостаточно полным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что менеджер – это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Иными словами, менеджер – человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимально быстрого достижения целей.

Следовательно, менеджер должен обладать определёнными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно  использовать творческие способности  каждого из работников, обеспечивая  тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков. Все это трактуется понятием имидж менеджера.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчинённых.

Нельзя обозначить лидерство  какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.

В конце концов, каждый находит  свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью - внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые общие характерные черты присущи менеджерам различных стилей. Менеджер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

Менеджер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше потому, что ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.

Лучшие менеджеры заботятся  о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший менеджер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие менеджеры человечны, они отдают себе отчёт в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

Хороший менеджер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Лучший менеджер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: "Это не моё дело". Если он ожидает, что группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что он сам готов взяться за новое дело, когда его об этом попросят. Менеджер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Менеджер должен быть решительным. Когда есть вся необходимая информация, правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять.

Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и осознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Менеджер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, её выполняющего.

Справедливость - тоже важная черта менеджера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы её заслужить, у менеджера, вероятно, появится десяток недовольных. Когда подчинённый совершает ошибку, ему нужно указать на неё, он должен её признать, а потом надо забыть об этом.

Менеджер должен быть всегда честен. Быть честным по отношению к руководству –

это говорить вышестоящим  менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчинённым;

это говорить, когда они  правы и когда они неправы. Быть честным - это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага фирмы и её сотрудников всегда должна быть превыше всего.

Менеджер должен быть честолюбивым. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Таким образом, он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией.

Менеджер должен быть последовательным и скромным. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки. Менеджер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Менеджер всегда должен быть уверенным в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного Менеджера.

По мнению зарубежных экспертов, поведение менеджера должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, юмором, стремлением к установлению контакта, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, положительным отношением к состязательности, но естественно ориентированностью на достижение поставленных целей.

Итак, в число наиболее важных способностей менеджера, входят: умение реализовать, делегировать полномочия и ответственность. Способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.

Менеджер должен ясно осознавать, что такие черты поведения  как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы для “умения  вести себя в обществе”. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

1.3. Личностные черты руководителя

 

Современный руководитель должен быть специалистом, в совершенстве знать все стороны деятельности управляемого объекта, обладать, способностью принимать решения и уметь  предвидеть экономические, социально-психологические  и организационные последствия  реализации принимаемых решений.

Руководитель должен постоянно  совершенствовать стиль и методы работы. Эффективное использование трудового потенциала руководителя возможно только при:

умении организовать работу коллектива;

воспитании в себе таких  индивидуально-психологических свойств, которые позволили бы взаимодействовать  с ролевой структурой и ролевыми представлениями, а также учитывать  социальные и психофизиологические особенности мужчин и женщин, вести  дело ответственно, честно;

объективной оценке деятельности подчинённых, умении видеть лучшие черты, поддерживать и развивать их, искоренять недостатки, разбираться в людях, понимать всю сложность каждого  характера, использовать качества людей  для пользы коллектива и повышении  эффективности работы;

создании условий для  наилучшего социально психологического климата;

умении ориентироваться  в сложной обстановке;

заботе о коллективе и  каждом сотруднике.

Трудовой потенциал руководителя – это условная совокупность знаний, умений, навыков, привычек, одарённостей, способностей, обуславливающих успех его деятельности при фиксированных внешних условиях.

Руководитель при осуществлении  практической работы должен иметь следующие  качества:

выдержка;

вежливость;

тактичность;

скромность;

непримиримость к лести;

чуткость;

самокритичность;

самодисциплина;

требываемость;

равное отношение ко всем.

1.4. Менеджерские характеристики руководителя

 

Содержание деятельности современного менеджера зависит  от многообразных факторов:

в условиях стремительной  информатизации всей жизни, большая  роль принадлежит компьютерной технике  и технологии;

развитие международных  культурных и экономических связей, интегративных процессов, объединяющих мировую экономику в гигантский комплекс, требует хорошего владения иностранными языками;

современному менеджеру  необходимо глубокое знание макро - и микро экономических процессов, соединённых со знанием культуры, политики, обычаев, религий.

в понятие профессиональной культуры менеджера органично входят фундаментальные знания в области  психологии, философии этики и  других дисциплин, формирующих как общечеловеческое общение, так и общение на уровне отдельных индивидов.

 

Информация о работе Проблемы лидерства в менеджменте организации